Автор рубрики: Ирина Леонидовна СКРИПНИК, директор Стоматологии ИриС-денТ, врач-ортодонт:
– Когда ребенок впервые приходит ко мне на прием, я – еще до исследования внутриротовых соотношений – знаю, что увижу в полости рта, потому что вижу, насколько правильно сформированы челюсти, какая у него осанка, как он держит голову, какая у него мимика, а когда он начинает говорить, возникает полная картина.
Организм здорового человека напоминает четко отлаженный механизм, где каждая деталь выполняет свою особую функцию. Если где-то возникла проблема, это не проходит бесследно для других органов и систем, потому что все они находятся в тесном взаимодействии. Любое нарушение в работе зубочелюстного аппарата, малейшая деформация, диспропорция костных структур, аномалии мягких тканей ротовой полости неизбежно отразятся на свойствах и параметрах активных речевых органов, обеспечивая тот или иной дефект речи. О проблемных уздечках мы уже говорили, пластикой у нас занимается стоматолог-хирург. Ортодонтия – зона моей ответственности, и я сделаю для пациента все возможное. А вот работать с языком, губами, обеспечивать артикуляцию – отделимость, четкость звучания звуков, что бывает крайне необходимо после той же пластики, в процессе работы над исправлением прикуса, после протезирования, должен не стоматолог, а педагог-дефектолог…
Идея организовать в клинике прием логопеда была изначально, но воплотилась не сразу. Отыскать подходящего специалиста оказалось непросто, ведь работа в стоматологической клинике имеет свою специфику, а логопеды, как молодые, так и обладающие солидным опытом, однако привыкшие работать автономно, как правило, не готовы мыслить системно, они хотят слышать только непроизносимые звуки и не желают вникать в нюансы, объясняя это предельно просто: «Мы же не медики!» С таким специалистом мы не достигнем устойчивого результата. Допустим, приходит ко мне пациент с открытым прикусом, который долгое время прокладывал язык между зубами, и это вошло в привычку. Я-то этот прикус могу закрыть, но после меня он пойдет к логопеду, чтобы адаптировать язык к новой для него ситуации, приучить его находиться там, где ему положено. Если нарушение фонетики едва улавливается, недальновидный логопед не станет особо напрягаться: зачем, звук-то есть! В итоге недоработанный язык вернется туда, где ему удобно, и у человека возникнет рецидив нарушения межчелюстных соотношений, и это необходимо учитывать! Не с первой попытки, но мне удалось отыскать специалиста, готового расширить круг знаний и приспособиться к стилю нашей работы и сервиса в целом. Понадобилось некоторое время, чтобы Лина Владимировна поняла, что именно я хочу получить от нее как от логопеда, и теперь у нас есть дефектолог, который успешно работает не только с малышами и подростками, но также с теми, кому за 30, что крайне важно, потому что переучивать взрослого – колоссальный труд.
Однажды ко мне на прием пришла женщина (на вид – около 40 лет) и сказала: «Пожалуйста, помогите! Если вы скажете, что не будете со мной работать, я просто отсюда не уйду». Случай был действительно не из легких: патологический прикус, который кто-то уже пытался исправить, что лишь осложняло ситуацию, потому что переделывать всегда труднее, чем изначально все сделать правильно, дефекты речи… Отказать женщине, которая находится на грани отчаяния, я не могла. К тому же я увидела, что человек твердо настроен на результат, а вера в успех и желание трудиться над собственным здоровьем, выполняя все рекомендации врачей, значительно повышает шансы на успех. В итоге был разработан комплексный план лечения, мы провели рентгенологическое обследование и приступили к коррекции. Сейчас с моей ортодонтической аппаратурой пациентка раз в месяц, по выходным, приезжает из другой области на занятия к нашему логопеду, а потом старательно выполняет все упражнения дома, то есть с нашей помощью человек медленно, но уверенно приближается к намеченной цели.
Кстати, Лина Владимировна занимается с возрастными пациентами так, что я уже через пару занятий вижу явный прогресс. Совместными усилиями нам удается достигать великолепных результатов. Люди получают не только красивую улыбку, но также возможность полноценно и продуктивно общаться, что позитивно влияет на качество жизни.
СЧАСТЬЕ – ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ
Сама природа позаботилась о том, чтобы мы лучше понимали друг друга! Обмен впечатлениями, мнениями, эмоциями, знаниями, опытом… феерические публичные выступления, нежные признания в любви, задушевные дружеские беседы, шумные обсуждения в семейном кругу – все это стало возможным благодаря бесценному дару – речи, которая начинает развиваться от рождения. Не у всех этот процесс протекает гладко. Речевые изъяны, возникающие в силу разных причин, осложняют общение. Сегодня вы узнаете о том, что такое дислалия, почему она возникает и как с ней бороться…
*
ДИСЛАЛИЯ (от греч. dyslalia: dys – нарушение, lalia – произношение, речь) – расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков. Синоним термина – косноязычие. Неправильность прикуса, аномалии уздечек, двигательная недостаточность речевых органов (языка, губ) нарушают гармонию речи, и это можно исправить.
Лина Владимировна ДОМБРОВСКАЯ, логопед-дефектолог клиники ИриС-денТ:
– МЕДИЦИНА И ПЕДАГОГИКА имеют множество точек соприкосновения – проработав полгода в стоматологической клинике, я в этом еще раз убедилась. Здесь же до конца осознала, насколько мы, ортодонт и логопед, можем быть полезны друг другу. Развитие челюсти и развитие речи – процессы, которые происходят одновременно и очень тесно взаимосвязаны между собой: возрастные изменения зубочелюстной конструкции могут существенно отразиться на звукопроизношении.
РАБОТА В ТАНДЕМЕ С ОРТОДОНТОМ открыла глаза на многие вещи. Я только теперь поняла, насколько важно приучить язык принимать нужное положение, подстраивая его под форму и объем ротовой полости, которые в процессе коррекции прикуса постепенно меняются. Наша совместная работа напоминает работу двух скульпторов, ваяющих произведение искусства в четыре руки. Это очень кропотливый и ответственный труд, но результаты – эстетический и функциональный, которые удается получить, стоят того. Когда подросток или взрослый человек уходит от ортодонта, счастливо улыбаясь, мне приятно сознавать, что в этом есть и моя заслуга. По крайней мере, я уверена, что язык и артикуляция всех звуков правильно «вложены» в новый прикус и что спустя годы речевой дефект больше не напомнит о себе, потому что над «перевоспитанием» языка мы хорошо потрудились.
МОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПАЦИЕНТОМ начинается с логопедической диагностики. Прояснив причину дислалии, разрабатываю индивидуальный план коррекции речевых нарушений. Общая схема примерно одинакова, тем не менее для каждого пациента подбирается что-то свое. В моем арсенале – всевозможные упражнения для губ и языка, логопедический массаж, речевой тренинг. Для пациентов, которым проводится коррекция прикуса, незаменима миогимнастика – новая методика, предложенная ортодонтами и основанная на логопедических приемах и элементах миотерапии – позволяет совершать настоящие чудеса!
Занятия для детей проходят интересно и весело, мы «зажигаем фонарики», «заводим моторчик»… Для взрослых те же упражнения обыгрываются по-другому и добавляются новые. Естественно, без домашнего задания никто не уходит. Роль родителей в устранении речевой проблемы малыша и подростка – одна из ведущих, так как с логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, а становление речи – процесс постоянный.
ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ПОСЛЕ ПЛАСТИКИ УЗДЕЧКИ заключается в следующем: когда болевые ощущения проходят и забываются, мы выполняем специальные упражнения для языка. Ведь уздечку мы подрезали, а язык – как собачка, привыкшая ходить на поводке, продолжает чувствовать свою несвободу и по-прежнему остается внизу. Он лежит и «боится» потянуться к нёбу, и нужно делать упражнения – сначала для того, чтобы ребенок ощутил, что язык ничего не подтягивает, не сдерживает, что он может без всякого напряжения делать с ним все, что угодно. Следующий шаг – приучить язычок находиться именно там, где это необходимо для произношения шипящих звуков, а также звуков «л» и «р».
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРИВЫКАЕТ ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ РОТ , это нарушает развитие челюсти, а также вызывает искажение звукопроизношения (появляется гнусавость). Как правило, у детей с ротовым дыханием язык мясистый и большой, вялый и малоподвижный. В данном случае логопед учит ребенка правильному речевому дыханию и предлагает гимнастический комплекс для приведения языка в «спортивную» форму, чтобы он не занимал так много пространства в ротовой полости и «не уклонялся» от речевой функции.
ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА… «Ребенку 3 года, а в его лексиконе всего несколько слов, что делать?», или «Наш малыш практически не разговаривает, он произносит лишь отдельные звуки, подкрепляя их жестами, нужно ли показать его неврологу?» – часто спрашивают родители. Если у ребенка возникают проблемы с речью, надо в первую очередь показать его логопеду. Причин затянувшегося «молчания» может быть несколько. Есть такое понятие, как «речевой лентяй», что тоже не является нормой, и надо быть готовым, чтобы с этим бороться. А, возможно, есть более глубокие причины, например, неврологическая или ЛОР-патология.
Кстати, речевые патологии по наследству не передаются. Если мама или папа имеют речевой дефект, это вовсе не означает, что их ребенок не сможет ничего изменить. Передается не сама патология, а строение артикуляционного аппарата, которое можно исправить, а логопед может максимально помочь улучшить его артикуляционные способности и возможности.
ОБЩАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ РОДИТЕЛЕЙ – не затягивайте с визитом к ортодонту и логопеду. Часто родители шестилеток с уже сформировавшимся неправильным прикусом и дефектами речи в придачу приходят ко мне на прием и говорят, что обращались к логопеду, когда ребенку было три года, но им отказали, сославшись на ранний возраст (приходите, когда вам исполнится пять). В норме формирование речевой функции завершается к пяти годам, и до этого возраста могут быть возрастные нарушения звукопроизношения отдельных звуков (возрастная дислалия), поэтому многие логопеды, ссылаясь на институтское обучение, начинают работать с детками только с пяти лет. Но моя практика показала, что в пять лет может быть уже поздновато. Когда ребенку было три, можно было дать родителям рекомендации по речевому развитию малыша, а также показать комплекс упражнений, способствующий развитию челюстей и правильному формированию артикуляционного аппарата в целом, и тогда правильное звукопроизношение формировалось бы само собой. Но даже если бы малыш не выговорился самостоятельно, в старшем возрасте работать с ним ортодонту и логопеду пришлось бы в гораздо меньшем объеме. Поэтому не слушайте рекомендации мам из «песочницы»: мол, ничего страшного, наш тоже долго молчал, а потом взял и заговорил! Помните, что патологию проще предотвратить, чем затем исправлять ее последствия.
НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ГОВОРЯТ НЕПРАВИЛЬНО. Многие люди не испытывают по этому поводу никаких комплексов, они говорят: «Меня и так все прекрасно понимают!» Но в моей практике есть случаи, когда именно пресловутые шепелявость и картавость становились камнем преткновения в межличностных отношениях. Бывает так, что женщине все нравится в потенциальном супруге, но она не может смириться с его дефектом речи и ничего с этим поделать не может. И этот на первый взгляд незначительный недостаток ставит под угрозу их отношения. На мой взгляд, лучше все же распрощаться с неправильным произношением, чем со своей «половинкой»…
КРАСИВАЯ РЕЧЬ И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ОЧЕНЬ ВАЖНА. Мы сейчас даже не говорим о работе в телестудии или на сцене. Есть много профессий, предполагающих хорошую дикцию. Например, учителя или менеджеры, которым приходится много говорить перед аудиторией: первым – перед детьми, для которых сами должны служить примером, вторым – перед клиентами, партнерами. Я уже не говорю о политиках, речь которых должна быть членораздельной, чтобы донести до людей свой спич, свою идею. Ко мне на консультацию приходила адвокат, которая из-за дефекта речи имела трудности в профессиональной сфере: выступая на публичных процессах в суде, девушка ощущала дискомфорт из-за неправильного звукопроизношения, поэтому терялась и часто сбивалась. Так вот, она очень возмущалась, что в свое время родители не отвели ее к логопеду, и теперь ей приходится наверстывать упущенное или отказаться от любимой работы. К счастью, возрастных ограничений для исправления дефектов речи не существует. Проще, конечно, корректировать звукопроизношение в детском возрасте, когда еще не сформировано закрепленное представление об артикуляции. Но у взрослых есть свое преимущество: они сознательны, исполнительны и очень настойчивы!
Київ, Червонозоряний проспект, 6-Д
(044) 27-007-27
(067) 658-73-38
Больше статей из рубрики «Салоны и клиники»: