Литературные сексопатологи братья Капрановы

Принято считать, что носителем высших духовных ценностей народа является интеллигенция — поэты, писатели, публицисты, философы, художники. Так называемая духовная элита нации.  Большими авторитетами в современной литературной среде являются эпатажные украинские издатели, писатели, публицисты, общественные деятели, веселые и мудрые братья Капрановы.

 

 

— Какие главные тенденции существуют сегодня в украинской литературе?
— Мы прошли младенческий период – период зарождения издательского дела, когда издавалось все подряд.  Это уже позади. Сегодня пишут только те, кто без этого жить не может, то есть действительно писатели. В начале 2000 года люди считали, что, написав гениальный роман, который издания напечатают миллионными тиражом, они станут миллионерами. Как Стивен Кинг. Сегодня уже, к счастью, писатели не питают таких иллюзий. Современные авторы убедились в том, что у каждого из них есть своя потенциальная аудитория. Они, наконец, стали задумываться, для кого пишут. К нашему особенному удовольствию, миновал также бум молодежной литературы. Когда каждый студент решил, что может написать роман. Тогда появились Карпа, Малярчук, Дереш и другие модные авторы. Нынче большинство из них иссякло по одной причине: не о чем писать. Когда ты пишешь, ты отдаешь кусочек своей жизни.  А что может отдать двадцатипятилетний человек? Сначала надо прожить, а потом уже делиться с читателями. Но вот в 2008 году пришел кризис, денег мало, и издатели стали думать, куда их вкладывать. Естественно, первыми пострадали рискованные жанры и рискованные авторы. То есть дебютанты. Поэтому те писатели, которые успели заработать себе имя до 2008 года, сегодня остаются на коне, их охотно издают.  А если молодые ребята хотят дебютировать, сегодня это уже проблема. Наверное, это главная проблема современной литературы.

— Как вы считаете, какую роль сыграла в украинской литературе женщина?
— Сегодня женщина прочно освоилась в украинской литературе. Оксана Забужко — это вообще феномен, потому что она ворвалась в литературу вопреки всему. Она, как говорят, «сдала своих» — написала о том, что женщина на самом деле чувствует. А сдавать своих нельзя. Украина — очень консервативная страна, наши люди не любят скандалов. Скандал в Украине — не способ прославиться, а наоборот — нажить себе проблем. А ей удалось, это уникальный случай. Другой пример, который, безусловно, повлиял на развитие украинской литературы, — Мария Матиос с романом «Солодка Даруся». Мы сами видели, как деловые офисные женщины читают его и плачут горькими слезами, причем читают на украинском языке, на котором в жизни не общаются. Мария сумела задеть сердце читателя. Бесспорно, эти две женщины повлияли на украинскую литературу.

— Как вы считаете, почему до XVIII века женщин-писателей было единицы? И почему все изменилось?
— Украина всегда была женской страной, то есть страной, где женщина правит балом. Именно поэтому у нашей родины такая сложная судьба. Украинский мужчина не является самостоятельной фигурой для принятия решения. Женщина всегда была дома премьером, а мужчина ей отчитывался, чем занимался и где был. Скажите, пожалуйста, в какой еще стране вы видели такой подход? А у нас это нормально. А относительно литературы — не было такого момента, когда в нее пустили женщин! Литература как способ развлечения появилась тогда, когда ею стала заниматься женщина. До того книжка играла большей частью сакральную, ритуальную роль. Посмотрите, какие книги издавались в XVI-XVII веке — это или Библия и все что с ней связано, поучительные истории о святых, рассуждения на тему, что такое добро и зло. Ну, а с ХІХ столетия женщина в украинской литературе присутствует постоянно, и без женщины украинская литература не может существовать!

— А на достаточном ли уровне женская литература?
— Дело в том, что в литературе каждый сам делает выводы, на достаточном ли она уровне.  Чтобы удовлетворить вкусы десяти женщин, нужно не десять книжек и не пятнадцать, а гораздо больше, причем абсолютно разного жанра. В любой европейской стране в год издается около ста тысяч наименований книг. Это то, что удовлетворяет все вкусы, все потребности. В Украине — всего лишь 20 тысяч.  Значит, наши люди, женщины в том числе, получат только 1/5 часть своих потребностей. Вот это — главный недостаток отечественной литературы. Ее в пять раз меньше, чем она должна быть. Соответственно вкусы наших женщин удовлетворяют иностранные писатели: Даниэла Стилл, Дина Рубина, Дарья Донцова, другие серьезные и несерьезные писательницы.

— А почему вы считаете их несерьезными? Они же пишут о том, что женщинам действительно интересно…
— Литература делится на серьезную и несерьезную. Считается, что Улицкая — это серьезная литература, а Робски — несерьезная. Серьезная литература оставляет после себя послевкусие, она задевает более глубокие чувства, мысли.

То, что есть книжки для развлечения, так это не скрывают и сами авторы.  Но в Украине несерьезную литературу практически не пишут, у нас все пытаются писать на серьезные темы.

Один хороший английский литератор сказал: «Писатель — это человек, который приглашает читателя к себе домой, угощает его чем-то интересным, делится своими сокровенными мыслями. Но когда я стучусь в гости к Джойсу, мне долго не открывают, а потом оказывается, что там скучно и не очень гостеприимно».

— Сейчас вы заняты подготовкой к ХІІІ Киевской международной ярмарке «Книжный мир». В чем уникальность выставки?
— На книжной выставке всегда собираются издатели, писатели, и мы бы хотели, чтобы там собирались все читатели. Мы задумались над тем, чтобы привлечь как можно больше  людей на выставку и доказать им, что книга — это не занудный фолиант, от которого глаза слепнут. В прошлом году мы разработали концепцию проведения выставки с упором на различные акции, которые показывают книгу в разных сферах нашей жизни. Наше первое достижение — программа «Книга и кухня». На выставку наш партнер, производитель мебели, поставил кухню, и мы пригласили писателей на кулинарное шоу. Признаюсь, идея не наша. Такую программу увидели в Гетеборге. И это так понравилось нам и читателям, что стало составной частью всех киевских выставок. На кухню «Книжного мира» приглашены известные кулинары-писатели, которые охотно поделятся своими секретами с читателями.
Также мы придумали программу «Книги и театр». Театр — это, по большому счету, одна из отраслей литературы, только в исполнении актеров. Поэтому на следующей выставке, в ноябре, будут взрослые и детские спектакли. Эти театральные постановки будут каждый вечер после окончания торговли. Программа «Книга и кино» предполагает встречу с режиссерами, сценаристами, показ фильмов, их обсуждение. Упор – на экранизации литературных произведений.
Еще одной особенностью книжной ярмарки является экспозиция «Книга и дети». Суббота, 13 ноября, – специальный детский день, все мероприятия для маленьких читателей проводятся так, чтоб родители с детьми могли приехать. Кроме того, на «Книжном мире» каждый день будут мастер-классы по рисованию, каллиграфии, бумажной скульптуре.  Абсолютно бесплатно. Эксклюзив выставки – все программы бесплатные, приходи, покупай книжки, учись, развлекайся, смотри. Встречи с литературными кумирами, автограф-сессии и множество других неожиданных, но приятных сюрпризов для читателей.

— Поведайте нам о своих творческих планах.
— После ХІІІ Киевской международной ярмарки «Книжный мир» наша команда планирует провести предновогоднюю выставку. Мы хотим затронуть очень важную тему — книга как подарок.  В советские времена все смеялись над тем, что книга за  1 рубль 20 копеек —  лучший подарок. А вот сегодня, когда у детей есть абсолютно все — мобильные телефоны, плееры и другая техника, книга становится действительно уникальным подарком. Так что дарите детям и друзьям книги – вы не прогадаете.

Текст: Каролина Довгаль

 Chercher la femme №8 (35)’10

Поделиться в соц. сетях