Александр Шапиро: «Кино — это единственная правда»

Он по праву считается лидером  артхаузного и авторского кино в Украине.  Режиссер, сценарист, продюсер Александр Шапиро рассуждает о путях развития мирового и украинского кино.Shapiro

Досье
Александр Шапиро
родился в 1969 году во Владивостоке в семье подполковника химических войск. Учился в Ленинградском ешиботе (еврейской семинарии). Окончил Херсонское мореходное училище рыбной промышленности (1990). В 1996 году создал Киевскую киностудию «16 Insect». Снимает рекламу, видеоклипы, художественные фильмы. Поставил короткометражные фильмы: «Чемодан» (1997), «100=188» (1998), «Descartes» (1999), «Клиника» (1999). С 2000 года снимает полнометражные фильмы — на первый же из них, «Цикута», обратили внимание ценители кино. Фильмы А.Шапиро были неоднократно представлены вне конкурса и в спецпрограммах таких престижных МКФ, как «Берлинале», «Канн-2008». Живет и работает в Киеве.

— Сегодня ситуация в кино далека от понимания территории как таковой. Любой проект, который создается, либо создается сообща — всем миром, или же вообще двумя людьми, которые при этом могут находиться в разных уголках земного шара. Поэтому есть два пути развития — либо кино станет частой креативной инициативой, либо оно полностью подчинится каким-то корпоративным тенденциям и веяниям. Хотя с развитием Интернета, мне кажется, кино станет максимально малобюджетным и демократичным. Дело в том, что мир изменился, и понятие национального кинематографа уходит в небытие.
— Стоит ли что-то менять? Я придерживаюсь мнения, что в жизни вообще не стоит ничего менять, то, что происходит, — это поток обусловленных вещей, которые надо научиться понимать, а не менять. Данность такова, что бюджеты для фильмов все ниже и ниже. Сегодня, чтобы снять хороший фильм, достаточно десятков тысяч долларов, а не несколько сотен тысяч.  Возникают светлые идеи, берешь камеру и снимаешь.
— Воспринимает ли зритель авторское кино? Это исключительно вопрос эстетического воспитания, который находится в плоскости влияния масс-медиа. Он относится к ревизии вкуса. Ведь сейчас телевизор задает стиль, причем, оперируя какими-то полуабстрактными вещами – «зрителю не понравится», «зритель не будет смотреть». Вкус лабилен, и его можно сформировать за достаточно короткое время.
— На мой взгляд, все искусство превратилось в концептуальное искусство. Даже самый плохой сериал можно сегодня рассмотреть под углом зрения какой-то осознанной профанации. И сказать: «Это мегакруто». И так  можно сказать по отношению к любому объекту, который находится в конгломерате кино. Знаки сейчас определяют реальное положение вещей, а не наоборот, все поменялось местами. Кино – это единственная, правда, по факту. Другой правды не существует. Сейчас в кино интересен частный взгляд. В моде индивидуализм, личности. Культура – это схема сращения двух непозволительных избыточностей. С одной стороны — деньги, которые не могут лежать мертвым грузом, а с другой стороны — идеи, которые несвоевременны.
— В Украине однозначно будущее за альтернативным кино. Почему? Для киноиндустрии нужен огромный потенциальный прокат, у нас такого потенциала нет. Кино здесь может быть только люто авторским, частным и уникальным. Именно на это стоит обратить внимание государству и инвесторам.

Поделиться в соц. сетях