«Алые паруса» украинской парфюмерии

Анастасия Зверева,
креативный редактор
Chercher la femme

Однажды у меня, любительницы и коллекционера парфюмерии, возник вопрос: как относиться к украинской парфюмерии прошлого века? Как к существующему в рамках того времени и строя парфюмерному искусству (или не искусству) или просто ностальгии старшего поколения о молодости, а нашего – о детстве? Были те духи качественными или за неимением лучшего наши мамы просто пользовались тем, что было доступно? Вам тоже интересно? Тогда давайте порассуждаем вместе.

Рожденные революцией

Прежде всего хочу подчеркнуть, что недопустимо говорить об украинской парфюмерии прошлого с пренебрежением. Я считаю, что такое отношение связано с полным незнанием и непониманием настоящей ситуации.
Конечно, не вся парфюмерия советской Украины (к которой относилась и продукция фабрик, расположенных на территории нашей страны, – в Николаеве, Львове и Харькове) могла похвастаться богатым оформлением. Полет фантазии дизайнеров зачастую оставался только на эскизах. Да и конечный продукт должен был быть доступным любому гражданину – здесь не до «буржуйских» золотых вензелей и хрустальных флаконов от Lalique или Baccara. Тем не менее, даже имея в руках самые дешевые материалы, многие флаконы и коробочки оформлялись с большим вкусом, визуально передавая идею аромата. Сырье для духов закупалось в основном за границей. Это были достаточно качественные ингредиенты, вопрос заключался лишь в том, как при производстве ими распорядятся. И здесь предполагались разные варианты.

Начиналась история парфюмерных фабрик после 1917 года с постройки… мыловаренных заводов либо постановки на службу мыловарения уже существующих и национализированных парфюмерных фабрик. Пришедший к власти пролетариат собирались хорошенько отмыть, а предметы роскоши, в том числе и духи, отметались как пережиток буржуйского прошлого. Фабрики также выпускали косметическую продукцию и, как ни странно, пудру, которой клейма «пережитка царизма» почему-то не добавили. Во времена НЭПа ситуация кардинально поменялась: была реабилитирована частная торговля, приватизировались ранее национализированные предприятия, появилась прослойка зажиточных людей, потянувшихся к роскоши, в том числе и к духам. Но даже после сворачивания НЭПа духи все-таки исключили из списка идейно вредных, построив линии по их производству. Практически в каждой союзной республике был хотя бы один парфюмерно-косметический комбинат, продукция которого наделялась определенными чертами, свойственными данной республике. Украина может похвастаться тремя крупными и двумя маленькими фабриками, продукцию которых любители ретро и коллекционеры и сейчас готовы покупать за немалые деньги.

Ай да Харьков!

С 1917 по 1934 год Харьков был столицей УССР. Город развивался как промышленный и научный центр, создавались рабочие места, в том числе и на свежеоткрытом мыловаренном заводике «Трудовой химик». Спрос рождает предложение даже в странах плановой экономики. Поэтому со временем фабрика выпустила первую линию парфюмерии и средств гигиены и стала окончательно называться «Паpфюмеpно-косметическая фабpика № 2».
Продукция фабрики пользовалась огромным спросом. На ее мощностях выпускались ароматы и парфюмерные наборы «Подарочный», «Вечерний Харьков», духи «Античные», «Украинская ночь», «Шедевр», «8 Марта», «Баттерфляй», «Верю», «Дипломат», «Гусар», «Кобзарь», «Желаю счастья» и другие. Духи в качестве подарка могли быть намеком на чувства («Милой женщине», «Кохана»), преподнесены в честь какого-либо события («Серебряный юбилей», «8 Марта»), надеждой на отношения («Верю») и т. д.
Но, несомненно, шедевром фабрики и ее визитной карточкой, стали духи «Индийский сандал», созданные Ниной Павловной Зейской в 1958 году. В те годы дружба с Индией процветала, и со щедрого полуострова Индостан потекли к нам разнообразные товары, в том числе и те, которыми славится Индия – специи, эфирные масла, а также сандал, переизбыток которого срочно нужно было как-то устранить. Поэтому на харьковскую фабрику была спущена разнарядка создать из сандала настоящий шедевр. По воспоминаниям Нины Павловны, его формулу она написала довольно быстро, так как интуитивно знала, каким должен быть аромат далекой страны. В итоге «Индийский сандал» стал популярнее самого популярного в то время аромата «Красная Москва». Он был запущен в массовое производство и отправлен на экспорт во многие страны мира. Этот винтажный красавец и для современного «носа» звучит красиво, о чем с восторгом пишут пользователи интернета с парфюмерных форумов.

FB Natallie: «Долго не могла справиться с первыми нотками, было такое все ретро))). А сейчас сижу и не могу надышаться истинным ароматом древесины и Его Величества Сандала! Именно такой он здесь, благороднейших парфюмерных кровей… ай да Харьков! Не ожидала, если честно…»

Принесенные ветром. Парфюмерно-косметический комбинат «Алые паруса»

Продукция николаевской ПКК «Алые паруса» пользовалась успехом не только у соотечественников, но и была прекрасным подарком для членов иностранных делегаций. Флаконы духов были частью образа, поэтому разрабатывались очень тщательно и изготавливались на этой же фабрике. Повышенный спрос был на парфюмерные наборы, в которые входили одеколон и духи. Так граждан приучали к культуре пользования ароматами: одеколоном пользоваться днем, а духами – вечером. Составляющей наборов часто было парфюмированное мыло. Гигиена была частью государственной политики, и профильные фабрики старались в этом государству помогать. Пожалуй, одними из первых парфюмеры ПКК «Алые паруса» стали выпускать огромные парфюмерные наборы, в которые входили самые популярные ароматы фабрики. Так, набор «Наши ароматы» включал в себя 10 маленьких флакончиков с духами, два средних и один большой флакон с одеколоном «Вымпел». Кстати, что бы вы ни подумали об аромате с таким производственным названием, он очень женственный и нежный!

Николаев – город корабелов, где спуск очередного корабля на воду был огромным праздником, на который слетались почти все жители. И отразить этот факт в продукции николаевского комбината было вполне естественно. Названия композициям давали довольно «говорящие», а дизайн флаконов можно даже было назвать «заявкой на высокое искусство». Так, духи «Бригантина» поместили в чудесный флакон, выполненный в стиле кубизм: плавные очертания бригантины и ее парусов вписали в неправильные геометрические фигуры. А сама ольфакторная композиция стала мечтой о путешествии на далекий экзотический остров, где в начале играют альдегиды, зеленые ноты, бергамот, жасмин, в середине – роза, иланг-иланг, ветивер, кожа, а в базе – ирис, бензоин, мох, кипарис, кедр и амбра.
Еще одним ароматом, претендующим на звание шедевра парфюмерии, является аромат «Корабелы». Он вобрал в себя то, чем может пахнуть верфь со свежеструганными досками, смазочными материалами, ветром и солнцем – альдегиды, орегано, жасмин, ветивер, кедр, кожа, бензоин и мускус. Его флакон – выдутое из стекла долото, инструмент корабелов – работяг и романтиков. Стеклянное долото «Корабелов» – футуристический предмет, который по достоинству возможно оценить только спустя время.

Популярными были также ароматы «Огни маяка» во флаконе в виде башни маяка, где четко видна каменная и кирпичная кладка, «Ассоль», «Алые паруса», «Белеет парус» – прекрасные и романтичные, как мечта о сказочном принце или новой жизни. «Шахразада», «Данко», «Золотой Орфей», «Рiдна Україна», «Сильва», «Шахтер», «Однажды», «Київ» – это тоже «Алые паруса»! Духи и одеколон «Дымок» – один из самых популярных ароматов фабрики, который и сейчас вызывает восторг и удивление.

FB businkaТ: «Когда там придумали уды и начали их использовать в парфюмерии? Правильно, во времена Советского Союза в Николаеве. В начале древесина, суховатая и придымленная, как будто деревяшка, чуть тлеет. Затем сладостные цветы на амбровой подложке. Нишевый почерк. Только нехимозное звучание амбры выдает возраст аромата».

То є Львів. Львовская парфюмерно-косметическая фабрика «Красная гвоздика»

Львовская парфюмерия – это отдельная, яркая и очень красивая страница украинской парфюмерии. Создавались ароматы на Львовской парфюмерно-косметической фабрике «Красная гвоздика», которая была известна своей продукцией еще с 1910-х годов прошлого века. После 1939 года, когда Львов вошел в состав Украины, фабрика выпускала в основном товары для гигиены, а уже после войны, получив название «Красная гвоздика», стала выпускать и парфюмерию. Да еще какую! В ней всегда чувствовалась тяга к классике, в отличие от Харькова и Николаева, которые стремились идти в ногу со временем. И в этом нет ничего удивительного: Львов намного старше своих коллег по ремеслу, его история уходит глубоко в средневековье, здесь все пропитано духом Австро-Венгерской империи и Польши, которые во многом и определили стиль и дух города. Отсюда и притертые крышечки на флаконах, и сами тяжелые рифленые флаконы, приятные и для зрения, и для осязания. Среди флаконов было много необычных и оригинальных, придуманных львовскими стекольщиками. А к примеру, флакон от флагмана фабрики духов «Красная гвоздика» продавался без духов в комплекте из пяти предметов – с еще одним таким же флаконом поменьше, овальным блюдцем для различных мелочей, круглой хрустальной шкатулкой и изысканной вазочкой. Этот набор сейчас большая редкость и предмет вожделения парфюмерных антикваров.

Очень много духов и одеколонов «Красной гвоздики» посвящены своему городу и региону: «Високий замок», «Карпатська легенда», «Вечірнiй Львiв», «Карпати», «Трускавець», «Червона рута», «Кленовий лист», «Лісова казка». Поэтому эти ароматы были желанными сувенирами у путешественников. Да и не только они!
Объективной оценкой львовской парфюмерии прошлых лет могут послужить отзывы современных любителей ароматов на примере духов «Ватра»
NSmotrych: «О Боже, це воно) Кохання з першого намазу) Справді – альдегіди і білі квіти, і ще чую тут гвоздику – не квітку, а спецію, і все це виступає так злагоджено, такою красивою симфонією, що я просто не можу нанюхатися. Описів в інтернеті майже немає, однак прочитала думку, що львівська «Червона гвоздика» свого часу випускала свого роду нішеву парфумерію. Схильна погодитися: дуже цікаві і вартісні парфуми («Ватра»), шкода, що зустрічаються вкрай рідко».
Надеюсь, дорогие читатели, мой экскурс в парфюмерную историю Украины был вам интересен. Современная же украинская парфюмерия – это страничка, которая постепенно вписывается в книгу парфюмерии мировой. Но это уже совсем другая история…

Фото Дмитрий Милютин

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *