Андрей Кулагин. Человек-остров

Андрей Кулагин родился в Казахстане в 1961 году. Вот уже около двадцати лет живет в Украине, сегодня он — известный киевский художник с широким творческим диапазоном: пейзажи и натюрморты, портреты и лаконичная графика. Его портрет Иоанна Павла II находится в галерее ватиканской библиотеки.
Приверженность реалистической школе не мешает художнику экспериментировать с формой и цветом в новых жанрах, результатом таких экспериментов стала персональная выставка в центре современного искусства в Париже.
Сегодня картины художника находятся в частных коллекциях и галереях Австрии, Австралии, Великобритании, Ватикана, Германии, Италии, Ливии, Нидерландов, Польши, США, Словакии, Франции, России и Украины.

 

Художник Андрей Кулагин никогда не состоял ни в одной партии, не принадлежал ни к одному арт-течению. Он всегда был сам по себе. Человек-остров, омываемый человеческими страстями и переживаниями, умело переносящий их на свои полотна, он не только прекрасный портретист, но и богослов, автор ряда фундаментальных богословских исследований, психолог и путешественник.

Букет сирени

О себе и о семье
Семья – это гарантия будущего успеха для любого ребенка.
Мне все время покупали пластилин. Лепить я любил на кухонном столе возле бабушки и когда стол был полностью уставлен фигурками- семья переходила завтракать обедать и ужинать в зал. Неудобство очевидное, но мальчик творит и ему нужно создать условия.
У нас дома было много картин, я любил их рассматривать и копировать. В семь лет мне купили масляные краски. До сих пор помню их головокружительный запах. Иногда мне кажется, что именно из-за этого запаха я и стал художником. С шестого класса учился в вечерней школе и официально работал художником-оформителем. И к моменту поступления в Семипалатинский педагогический институт на графический факультет я уже участвовал в выставках. А на третьем курсе института стал лауреатом Государственной премии Казахской ССР. Я всегда избегал всевозможных организаций и течений, никогда не был ни в комсомоле, ни в партии. Почему? …Я знал то, о чем многие тогда не задумывались и не догадывались, к примеру, в возрасте девяти лет я знал, что Ленин был страшным матерщинником.  У меня хранится много фотографий, в том числе и подаренные моему прадеду царем Николаем. Есть фото, на которых мой дедушка с П.Божевым и В.Лениным. Моя бабушка — из рода Кочубеев, она была удивительной женщиной, дворянкой  с превосходным образованием, терпеть не могла надменных людей и всегда повторяла: «На унитазе все сидят одинаково».

Об искусстве
Я не состою в Союзе художников ни в Украине, ни в России хотя еще в молодости был председателем областного совета художников т. е. выставкома . Я классический живописец, и мне не надо где-то числиться  , что бы  что-то доказывать.  Об этом хорошо сказал режиссер Нестор Науменко в документальном  фильме о моей жизни и творчестве «За пределами Круга» :- когда нужен нормальный портрет какому- то посольству, они приходят ко мне, а не в союз художников.  По диплому я график, а по жизни -живописец.
Очень люблю сюрреализм. В свое время я был первым украинским художником, который в Париже в центе Жоржа Помпиду сделал персональную выставку именно в этом жанре. Время от времени меня бросает в сюрреализм, но я безгранично предан реалистической живописи.

Женский портрет

О признании
Что для меня признание? Никогда особо не задумывался над этим вопросом. Не знаю. Но точно не материальное благополучие. Всегда нуждался в деньгах, но, признаюсь честно, особо никогда не умел их зарабатывать. Я не гнался за модой. Что касается нашумевшей серии работ на политическую тему, где наши политические лидеры изображены в роли персонажей шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта», – это было все, что угодно, но только не эпатаж и не желание заработать быструю и дешевую славу. Серов же нарисовал в свое время карикатуру на Николая II. И для меня это не было сиюминутным увлечением, ведь я два месяца работал над этой серией. В результате зритель увидел Джульетту-Юлию, заколовшуюся кинжалом, Тебальда-Ющенко, сраженного на дуэли депутатом Нестором Шуфричем, картинным исполнителем роли Ромео. Этими работами я хотел сказать людям: «Вы не должны никому из них верить. Это одна шайка-лейка, несмотря на то, что стоят под разными флагами. Нам остается одно – наблюдать». Эти картины до сих пор хранятся у меня, ведь, по большому счету, это первые украинские картины на политическую тему. Да, Тимошенко изображали Георгием Победоносцем, но это угодническая картина, а не политическая.  В позапрошлом году Катя Осадчая у меня спросила, могла ли иметь политическая тема продолжение  конечно сказал я, к примеру можно изобразить  матрешек: большая — Кравчук, поменьше —Кучма,  еще меньше – Ющенко ну и подпись тут немаловажна — «Довынимались».

Иллюстрация к книге П.Павлюка

О знаменитостях и портретах
Я писал портреты многих известных личностей – Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, папы римского Иоанна Павла II, пианиста Святослава Рихтера и многих других. Безусловно, каждый из этих них запомнился мне по-своему, и к каждому у меня особое отношение.  К примеру, светлое воспоминание и добрые чувства у меня сохранились к великолепному скрипачу Виктору Пикайзену. Я сделал наброски  портрета во время его концерта в Семипалатинске. Ему они страшно понравилось, мы разговорились, оказалось, что мы оба библиофилы, у него такая же огромная библиотека, как у меня. А вот Святослав Рихтер …, он чудесно играл, у меня он написан был и в масле и в акварели (на каком то сайте о Рихтере один из этих портретов представлен), но выйдя от рояля, на сцене вел себя отвратительно. Представьте, ему дарят цветы, завернутые в целлофан, он их берет, демонстративно разворачивает и говорит, что дарить цветы в целлофане неприлично. Я был в шоке. Иногда незамечать, что-то требует большего усилия и выдержки, чем прокричать.

Огни Венеции

О студии
Да, мне многие друзья художники задают вопрос: почему я так много времени отдаю студии – учу других в ущерб личному творчеству. Но для меня занятия со студентами – великое благословение, я делюсь с ними знаниями, опытом, идеями.  Иногда в студию приходят люди с нулевой подготовкой, а через некоторое время начинают писать картины, не уступающие по качеству профессиональным. И пишут их врачи, программисты, музыканты, то есть люди, чьим хлебом является не живопись, но от самого процесса они получают экстаз.

Текст: Марина Ревера

 Chercher la femme №8 (35)’10

Поделиться в соц. сетях