Многие из наших читательниц знают Александра Заднепряного, как замечательного фотографа и оператора, но не все догадываются о его новом аплуа. Я же улучила минутку и вытащила Сашу на чашку кофе и откровенный разговор. Результатами которого с удовольствием делюсь с Вами.
Саша, расскажи нам, что и кто скрывается под псевдонимом Астиан Рей?
Знаете, с неких пор я пристрастился к искусству. Открыл в себе художника, точнее, заново переоткрыл. Я получил высшее художественное образование, после которого были годы забвения (смеётся). Не так давно, я снова начал рисовать, занялся скульптурой. Возродил в себе художественный дар, так сказать. А Astian Rey — это псевдоним, под которым я сейчас работаю.
А Астиан Рей, он больше художник или, всё таки, скульптор?
Скульптор. Сам от себя такого не ожидал. (смеётся)
А как же твоя предыдущая сфера деятельности?
Я всегда ощущал себя ущербно в роли обслуживающего персонала. Я имею ввиду работу оператора и фотографа.
Ммм… статья обещает быть скандальной.
Меня угнетало положение, в котором от меня мало что зависит. Вернее, зависит не только от меня. Я понял, что не хочу себя связывать с той сферой, где я не являюсь единоимённым творцом.
В тебе говорит самолюбие?
Нет. Это просто ощущение призвания. Я понимаю, что если я не буду творить в одиночку, то творчество, которое даётся мне через канал соединённый с космосом, я нарушу законы вселенной.
Как появилась первая скульптура?
До этого много лет я наблюдал за ежегодной премией PinchukArtCentre, но ничего не мог предложить. В этот раз, я понял, что мне есть о чём сказать и решил подать туда заявку. Экспериментируя в проволочной технике, я создал свою первую инсталляцию «Обратный отсчет».
О чем она?
Меня всегда волновала тема человеческой жадности и ненасытности. И у меня появился образ рук, которые тянуться из болота. Болота, которое мы сами для себя создали. Рук, которые готовы выбраться, потопив при этом других. Можно сказать, что моя первая скульптурная инсталляция носила социальный контекст. Изначально своей работой я хотел обратить внимание людей на человеческие ценности.
Сколько времени ушло на её создание?
Не помню, около месяца.
Говорят, что художник живёт внутри каждого, ты согласен?
Да. Но это художественное естество, оно в каждом человеке реализовывается в разных сферах. Просто художник это не обязательно рисовать или делать скульптуры или ещё что-то. Занимаясь бизнесом, можно быть художником. Но всё таки не все люди это в себе раскрывают.
Почему, как тебе кажется, не раскрывают?
Потому что, бояться выйти на уровень творцов и взять на себя ответственность. Страшно отходить от шаблонов. Проще делать все по накатанной. Люди боятся творить, потому что бояться оценок. В какой-то степени, художник очень уязвим.
Какое место скульптура сейчас занимает в твоей жизни?
Основное. И с каждым днём все больше вытесняет все предыдущие сферы моей деятельности.
Ты уже можешь обеспечивать себя своим творчеством?
Да, в какой-то мере. И это начало происходить быстрее, чем я на то рассчитывал.
Сколько прошло с момента возвращения тебя в скульптуру?
Полгода.
Как много проектов ты успел реализовать за это время?
Четыре. И уже выдуться переговоры и обсуждения по поводу реализации последующих проектов.
Расскажи о каком-нибудь из уже реализованных тобою скульптурных проектов? Например, очень знаковый для меня проект — металлическая инсталляция для бутика итальянской одежды «Via del Corso 88». Бутик находиться на Воздвиженке. Я постарался выложиться на полную. Ведь это возможность показать себя, свою стилистику, своё творчество огромному количеству людей.
Что представляет из себя эта инсталляция?
Это стилизованное платье и шляпа, сделанные в проволочной технике. Исталляция стоит на улице, перед центральны фасадом магазина. И это арт-объект двойного назначения. Во-первых это украшение фасада и способ привлечения внимания к магазину. Во-вторых это подарок городу, фотозона где каждая желающая девушка может зайти за платье, сделать фото и почувствовать себя богиней фэшэна.
Во всех твоих скульптурах присутствуют загадочного вида камни. Что это?
Да, это особенные камни. Но их тему я раскрывать не буду (смеётся). Это камни, которые в моём понимании отождествляются с метеоритами. Тема космоса для меня очень близка и я хочу привносить космический элемент в каждую свою работу. По этому, в моих инсталляциях как коммерческих так и концептуальных, вы можете увидеть это элемент.
Ты уже начал свою выставочную деятельность?
Да, мне посчастливилось начать её с галереи «M17″. Моя работу отобрали для участия в фестивале ART SEASONS «ART SUMMER CONTEMPORARY». В этом проекте были представлены в основном картины, и только два человека делали инсталляции: это я и Олег Пинчук. Очень лестно поучаствовать в выставке наравне с таким уважаемым мастером современности. Это послужило для меня огромным стимулом развиваться дальше. Я начал ещё больше работать, вкладываться, активно оправлять заявки и визуализации на разные конкурсы. Так, спустя короткое время после выставки в «М17», одна моя скульптура была выставлена в галерее «AkT» (арт-завод Платформа), а другая инсталляция — в рамках визуальной программы фестиваля ГОГОЛЬFEST 2017.
Обе эти выставки имеют для меня большое знание. В пространстве «AkT» было собрано 50 украинских художников и 9 художников из германии, публика тоже была интернациональной. А ГогольFest послужил опытом участия в большом глобальном фестивале, где каждый день проходит большой поток зрителей. Они смотрят, выражают свои эмоции, делают выводы. Это интересно.
Можно сказать, что тебе повезло. Многие художники годами добиваются участия в выставках, мечтают чтобы их искусство увидели, а ты вот так сразу…
Да. Но я считаю, что этому везению предшествовал большой труд. Я делал это, потому что я не мог не делать. Что я считаю, ведет к притягиванию возможностей. Я знаю многих людей, которые хотят славы, признания, но они не готовы вкладываться в искусство, они не готовы пахать, они просто хотят всего и сразу. Я об этом не задумывался. Я просто делал, то что мог. Я не задумывался о том, как это будет воспринято публикой. Я и до сих пор об этом не задумываюсь. Мне кажется, такие работы выглядят привлекательнее, чем те, которые изначально создаются в угоду зрителям.
Ты работаешь каждый день?
Да. И по ночам часто работаю. К примеру, когда я узнал, что участвую в двух этих проектах выставка FetishX0 в «AkT» (арт-завод Платформа) и визуальной программе ГогольFest, у меня были очень сжатые сроки для реализации этих скульптур. Одна из них подразумевала довольно сложную технику. Это был серьёзный вызов. В начале у меня, конечно, был шок. Но я просто понял, что я должен идти до конца. Если я хочу реализоваться, если я ступил на этот путь, то буду выкладываться на полную. И я поставил себе цель, во чтобы то ни было, в каком бы я не был состоянии, сделать в сроки эти две скульптуры.
И у тебя получилось.
Да, у меня получилось. Были конечно ситуации, когда хотелось сдаться. Но у меня есть хорошая поддержка в лице моей супруги. Она знает как мне помочь, как простимулировать.
Каждая последующая скульптура даётся тебе легче предыдущей?
Нет. Но постепенно исчезает ощущение неподъёмности задуманного. Каждый реализованный проект повышает для меня планку. И каждый раз я убеждаюсь в том, что могу больше, каждый раз ощущаю себя каким-то сверх человеком (смеётся).
Не боишься выгореть?
Я после каждого большого проекта даю себе отдых. Беру свою прекрасную жену, веду её в самый лучший ресторан и мы празднуем нашу общую победу.
Вот, повезло ей 😉
Расскажи, на сколько твоё искусство применимо к жизни или это, всё таки, чисто галерейный формат?
У моих произведений довольно широкий спектр применения. Мои инсталляции могут служить эксклюзивным декором для магазинов, официальных учреждений и дома. Могут и использоваться как маркетинговый ход в фешн и других индустриях.
Серия над который я сейчас работаю это интерьерные инсталляции и скульптуры самых разных размеров. Так же, я планирую создание авторских манекенов, которые смогут пополнить витрины концептуальных магазинов.
Ты готов выполнять пожелания своих клиентов или ты такой независимый «творец-творец»?
Я всегда открыт к совместным проектам и коллаборациям. Это всегда хорошая возможность обменяться опытом и знаниями с людьми из разных сфер, поэкспериментировать с формой и наполнением, создать совместный творческий продукт. К тому же, мне интересно узнать своего клиента поближе, понять, какой арт-объект сможет гармонизировать того или иного человека. Ведь коммерческое современное искусство, в виде скульптур и инсталляций, обычно должно быть подчинено определенной обстановке. Оно должно вписываться в «среду обитания», неся собой эстетическую составляющую. Поэтому, в случае коммерческих проектов, я стараюсь воплощать пожелания клиента, при этом не отходя от своей стилистики.
Не задумываешься о масштабной городской скульптуре?
Ещё как задумываюсь. Уже ведутся переговоры, поиск спонсоров для реализации городской скульптуры на экологическую тему.
У тебя много проектов которые несут социальный характер. Это такой тренд современного искусства или твоя позиция как художника?
Я скажу так, это моя позиция как человека прежде всего. Я считаю, что мы сеем, то рано или поздно пожнём. Это касается всех сфер. Я сам живу по такому принципу и других призываю, обращать на это внимание.
И на последок, что бы Астиан Рей пожелал нашим читательницам?
Пожелал бы тем, кто ещё не открыл в себе художника, обязательно его открыть. Я знаю, что читательницы этого журнала обладают прекрасным эстетическим вкусом, так что, желаю им всегда быть окруженными красивыми людьми и красивыми вещами.
Беседовала Фёкла Фортель