Белая гвардия

«Белая гвардия» – не просто роман, но своеобразная хроника времени – хроника, увиденная сквозь призму восприятия «детей страшных лет России». Судьба издерганной дворянской семьи, задыхающейся в кровавом водовороте гражданской войны, под пером Булгакова обретает черты эпической трагедии всей русской интеллигенции – трагедии, отголоски которой доносятся до нас и теперь…

«Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле».
Михаил Булгаков

— По сути своей роман абсолютно аполитичен, хотя речь идет о революции и гражданской войне. Как вы думаете, зачем писатель все запутал и завуалировал?

Адвокат: Юрий Вакуленко, директор Киевского музея русского искусства

Адвокат: — Этот роман по своей структуре очень напоминает другой роман Булгакова — «Мастер и Маргарита». Такое впечатление, что на «Белой гвардии» писатель оттачивал приемы, которые потом использовал в «Мастере и Маргарите» — кстати, это первый роман Булгакова, который я прочитал. Именно тогда я столкнулся с булгаковским феноменом – пока не прочитаешь произведение до конца, до финальной точки, не поймешь, и только закрыв книгу, прозреваешь и тут же хочешь прочесть ее вновь. Точно такой же феномен прослеживается и в «Белой гвардии». Все размыто, хаос, с одной стороны, для того, чтобы передать атмосферу того времени, а с другой — это общий строй его произведений. Последние фразы, последние знаки в этом романе разложены писателем просто идеально, они все расставляют по своим местам. Произведение заканчивается сном ребенка, которому не важно, кто правит в Городе — Петлюра или нет. Ему снится яркий шар, и он смеется во сне. Точно так же современные дети: им не важны ни «Регионы», ни Оранжевая революция, они об это прочитают в учебниках по истории.
Булгаков — гений. Таких писателей, как он, не было ни до, ни после него. Он как Врубель. Он один. И ни на кого не похож.

Свидетель: Михаил Булгаков, писатель

Свидетель: «Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный, как солнечный шар».

— Помимо одушевленных героев в произведении присутствует еще один персонаж —  Город (именно так, с большой буквы, как в романе). Булгаков наделил Киев душой?

 

Свидетель: «Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный на морозе и тумане на горах, над Днепром».

Адвокат: — Я очень трепетно отношусь к этому Городу и считаю, что получил его в подарок от судьбы. Поездив по миру, понял: три дня за рубежом, и я начинаю тосковать по Киеву. Я полностью разделяю точку зрения Булгакова — этот Город имеет душу и свою энергетику, с которой ты можешь совпасть и жить здесь в гармонии, или не совпасть. Я ведь многие города примерял на себя. Очень люблю Питер, я там жил, учился, работал дворником и абсолютно случайно попал в Киев, хотя сейчас могу точно сказать, что в жизни ничего случайного не бывает.
Мне было очень интересно погулять по городу, который описал Булгаков. Улица Мало-Провальная — Мало-Подвальная, я на ней живу. В доме номер 4, и как раз между моим домом и соседним есть низкий проем, именно там спасительница старшего Турбина открывала калитку. Еще Булгаков слукавил, сказав, что Софийская звонница, которая предупреждала о набегах татар, вообще-то была построенная в XVIII веке. Здесь Булгаков явно приврал ради красного словца.

Кстати, перечитав роман, я с удивлением осознал, что он очень современен: те явления, которые описаны в нем, происходят и сейчас. Не точь-в-точь, а в общем настроении. С 2004 года некие беженцы сначала из Днепропетровска, теперь из Донецка с деньгами появляются в Киеве. И сейчас город, впрочем, как и тогда, в конце 1918 года, выступает в роли площадки для войн разных партий и силовых структур. Точно так же и население делится на разные группы, как во времена, описанные Булгаковым, кому-то абсолютно все равно, кто-то что-то теряет, кто-то что-то экспроприирует.

Свидетель: «И вот, в зиму 1918 года, Город жил странною неестественной жизнью, которая, очень возможно, уже не повторится в двадцатом столетии. За каменными стенами все квартиры были переполнены. Свои давнишние исконные жители жались и продолжали сжиматься дальше, волею-неволею впуская новых пришельцев, устремлявшихся в Город».

— Пожалуй, самый пронзительный момент в романе – молитва Елены, с помощью которой она вымаливает у Богородицы жизнь старшего брата. В реальной жизни такие чудеса случаются? Как вы думаете?

Адвокат: — Любая трагическая ситуация, вызывающая у нас мощный энергетический посыл, способна творить удивительные вещи. Это правда. Молитва Елены — сильнейший посыл. Шопенгауэр говорил: «Тайну сверх жизни рождает любовь». Основные вехи в жизни человека — рождение, любовь, смерть. Материальные ценности не имеют значения — у савана карманов нет. Я в это верю. Седьмого января на девяносто первом году ушел из жизни мой любимый отец. Девяносто семь процентов всего, что я собой предоставляю, его заслуга.  Как славянский сын я принял последний вздох своего отца, он ушел на моих руках. И хочу сказать, когда человек уходит на твоих руках из жизни, это великое откровение. Вспомните, как на руках у Николки умер полковник Най-Турс. Именно поэтому Николка, рискуя жизнью (петлюровцы хватали на улицах похожих на юнкеров и офицеров мужчин и расстреливали без суда и следствия), искал его семью, чтобы сообщить о гибели и похоронить этого человека по-христиански, он просто не мог поступить по-другому.

Свидетель: «Но полковник Най-Турс был совершенно недвижим, больше никаких команд не подавал, не обращал внимания ни на то, что возле его рукава расширялась красная большая лужа, ни на то, что штукатурка на выступах стен ломалась и крошилась, как сумасшедшая. Николке стало страшно от того, что он совершенно один».

— Елена пообещала взамен за жизнь брата свое семейное благополучие. Как вы считаете, все имеет свою цену?

Адвокат: — Это подтверждает, что за все надо платить. Но она слукавила, как всякая женщина. Отдала то, что уже ей не надо было. Ведь когда ее муж Сергей Тальберг уезжал, она уже точно знала, что он никогда не вернется. И ее молитва скорее напоминала диалог двух женщин.

Свидетель: «Мать-заступница, — бормотала в огне Елена, — упроси его. Вот он. Что же тебе стоит? Пожалей нас. Идут дни твои, твой праздник. Может, что-нибудь доброе сделает он, да и тебя умоляю за грехи. Пусть Сергей не возвращается… Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай… Все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай…»

— Почему «Белая гвардия»? Зачем Турбины буквально за день до сдачи города Петлюре пошли и записались в ополченцы, хотя было понятно, что город сдадут?

Свидетель: «О, только тот, кто сам был побежден, знает, как выглядит это слово! Оно похоже на вечер в доме, в котором испортилось электрическое освещение. Оно похоже на комнату, в которой по обоям ползет зеленая плесень, полная болезненной жизни. Оно похоже на рахитиков демонов ребят, на протухшее постное масло, на матерную ругань женскими голосами в темноте. Словом, оно похоже на смерть».

Адвокат: — В этом поступке и заключено понятие «белая гвардия». В этом романе рассмотрены абсолютно разные типы мужчин. Кто при штабе, кто на передовой, слабые убежали — Тальбрег (муж Елены) уехал. Гвардия — это защита. Внутренний посыл, заложенный в мужчине природой защищать свой дом, женщин, детей, свой город. Это функция мужчины. Елена — собирательный образ женщин, которых они защищали. Белая гвардия — белая кость, дворянская элита. Дворянин — человек, который привык отвечать не только за себя и за людей, которые от него зависят. Я тоже дворянин, у меня есть двор — мой музей. И я отвечаю не только за себя, но и за музей и его сотрудников.

Адвокат: Юрий Вакуленко, директор Киевского музея русского искусства
Свидетель: Михаил Булгаков, писатель
Секретарь: Рита Шпиц
Коллаж: Виталий Бурлюк

Chercher la femme № 1 (37)’11

Поделиться в соц. сетях