C чего начать, или Как поймать музу за хвост?

Авторская рубрика современной поэтессы, писателя и сценариста Фёклы Фортель

Дорогие дамы! В литературном клубе уже полным ходом кипит работа, и сейчас, в разгар наших творческих поисков, хочу поговорить с вами об источниках вдохновения и о том, как растормошить своё писательского воображение. Забегая наперёд, скажу, что далеко ходить не придётся, т.к. все ответы уже спрятаны в нас самих.

Итак, как топливо для творчества мы можем использовать:

Воспоминания
Многие писатели прямо или косвенно обращаются в своём творчестве к воспоминаниям, в том числе детским. Уилла Кэсер писала: «Материал с которым работает писатель, в основном усваивается до пятнадцати лет».
Скотт Фитжеральд высказывал туже мысль более развёрнуто: «Можно описывать перипетии своей биографии и в тридцать и в сорок, и в пятьдесят, но отношение к пережитому и его оценка неизменно вырабатываются у писателя к двадцати пяти годам».

Необязательно хорошо помнить то, что происходило: иногда, по мнению Йосипа Новаковича, именно ускользающие или содержащие какую-то тайну воспоминания оказывают на творца наиболее сильный эффект: « …нечеткие воспоминания о том, чего не можешь полностью понять, дают самый мощный импульс к тому, чтобы выдумывать, изобретать, формировать, творить. Именно те моменты, которые не можешь вспомнить, заставляют безумно желать восстановить воображаемое прошлое».

Хануки Мураками делится таким рецептом:
«Думаю, память — главное преимущество человеческих существ. Это своего рода топливо; она горит и согревает. Моя память — это шкаф с множеством ящичков. Когда я хочу снова стать тринадцатилетним мальчиком, я открываю один из шкафчиков и вижу пейзаж, который запомнил, когда был в детстве в Кобе. Я вдыхаю тот воздух, трогаю ту землю, вижу зелень деревьев. Вот почему я хочу писать книги».

Обращаясь к воспоминаниям, учтите: ваша цель — не написать автобиографию, а покопаться в прошлом в поисках персонажей и событий, которые можно использовать в художественной прозе. Особенно это относится к эмоционально значимым событиям,
которые могут добавить энергии вашему произведению.

Подумайте:

  • Какое событие в вашем детстве было самым значимым?
  • Какой человек больше всего на вас повлиял?
  • Что объединяло вас с лучшим другом в детстве?
  • Какие воспоминания чаще всего всплывают у вас в памяти?
  • Были ли у вас в детстве воображаемые друзья? Если да, то какие?

Страхи
Некоторые писатели черпают вдохновение в собственных страхах. Джин Рис – один из многих известных авторов, для которых литература – своего рода терапия. Она говорила: «Я никогда не писала, будучи счастлива. Мне не хотелось. Но я никогда не была счастлива подолгу… На самом деле, в моих книгах мало, что придумано. Прежде всего мне хотелось избавиться от той печали, которая пригибала меня к земле. Ещё ребёнком я поняла, что если найду нудные слова, то она пройдёт».
А вот мнение Энди Фарбер: «Думаю, чтобы писать хорошо и убедительно, нужно отравиться эмоциями. Неприязнь, недовольство, обида, нападки, воображение, яростный протест, чувство несправедливости — все это отличное топливо.

С ней соглашается Гертруда Стайн:
«Во все времена хорошая литература была результатом чьего-то невроза… Писательство — хороший способ лечения для тех, кто постоянно боится каких-то неведомых угроз и подвержен панике».

Теннесси Уильямс говорил:
«Мои книги — это эмоциональная автобиография. Они не имеют отношения к подлинным событиям жизни, но отражают ее эмоциональный настрой. Я стараюсь работать каждый день, потому что другой защиты, помимо работы, у меня нет. Когда на тебя сыплются несчастья — разрыв отношений, смерть любимого человека или другие горести, — писательство остается единственным убежищем».

Писательство как терапия:

  • Определите свои собственные страхи/навязчивые идеи.
  • В своём произведении создайте героиню с таким же страхом (страхами) и обстоятельства, в которой эта героиня смогла бы его (их) преодолеть.
  • В качестве материала для творчества можно использовать чужие страхи или истории их преодоления.

Темы вокруг и одиночество
Существует теория, что не творец выбирает тему для творчества, а сама тема выбирает творца. Тема цепляется за человека, способного её реализовать и не отпускает, пока тот не воплотит её и не явит миру.

Вам следует присмотреться:

  • Какие темы вращаются вокруг вас?
  • О чём вы чаще всего говорите?
  • Что заставляет вас восхищаться или нервничать, что вас цепляет ?
  • Проведите время наедине с собой, проанализируйте свои мысли и сегодняшние тенденции вашей жизни. Только в тишине, можно создать историю, рассказать которую способны только вы.

Франц Кафка писал:
«Тебе не надо выходить из дому. Оставайся за столом и слушай. Даже не слушай, только жди. Даже не жди, просто молчи и будь в одиночестве. Вселенная сама начнет напрашиваться на разоблачение, она не может иначе».

Существуют и другие способы поймать вдохновение. Многие писатели каждый день ходят «на охоту» за идеями и персонажами. Они наблюдают за людьми, замечают «говорящие детали» их образов, подслушивают разговоры, воруют чьи-то фразы… Вы тоже можете завести блокнот для таких записей и поиграть в Шерлока. Уверяю вас, это очень занимательное занятие. Но помните, идеи часто приходят и тогда, когда мы их не ожидаем. Ещё Фрэнсис Бэкон советовал: «Как только вас посещают мысли, записывайте их. Непрошеные мысли, как правило, оказываются самыми ценными».

Ночное время и сны:
Некоторые авторы чувствуют вдохновение по утрам, но обычно писатели – ночные животные. Говард Филлипс Лавкрафт говорил: «Никто не знает, писатель он или нет, пока не попробует писать по ночам».
Некоторые авторы пишут не просто по ночам, а вообще – во сне. Возможно, самый известный случай, когда книга стала воплощением сна, это «Франкенштейн» Мэри Шелли.

Знаменитые «Сумерки» тоже были задуманы во сне. Стефани Майер приснилась история о том, как девушка встречает вампира в лесу. Наутро Стефани проснулась и впервые в жизни стала писать. Уже через 3 месяца она кончила 500-страничную книгу, которая вскоре стала бестселлером.

Для писателя Рея Бредбери было важно состояние полудремы, которое бывает после пробуждения: «Как раз в это время между пробуждением и полным бодрствованием разум расслабляется, идеи приходят в голову, удивляют меня, я выпрыгиваю из постели и бегу их записывать».

Постарайтесь:

  • Держать у кровати диктофон или ручку с бумагой. Прежде чем уснуть, напоминайте себе, что намерены запомнить сон.
  • Просыпаясь, немедленно записывайте или наговаривайте всё, что удалось припомнить.

Надеюсь, эти нехитрые уловки и опыт именитых авторов помогут вам отбросить все сомнения, взяться за перо и создать собственную неповторимую историю. Вдохновляйтесь и вдохновляйте!

 

Больше статей из рубрики «Увлечения»:

Новогодние чтения

Книги, как произведения искусства

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *