Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро
Кто из нас не мечтает написать роман. Или повесть… Или рассказ… Ну хотя бы пост, который получит тысячу лайков и будет «расшерен» по сети. Некая сила будоражит наше воображение, провоцируя и смущая, обещая славу и признание поклонников. И ты поддаешься искушению: да-да, я должна попробовать… Ведь мне есть что сказать… Ну уж точно, я придумаю… Или подсмотрю сюжет… Но на бумаге чаще всего остается пустота. Почему? Как становятся или не становятся писателями? Всегда ли талант писателя равняется успеху? И востребована ли вообще литература сегодня? Поговорим об этом сегодня с нашими гостями.
В «Разговоре на тему» принимают участие:
1. Анастасия Зверева – креативный редактор Chercher La Femme, модератор дискуссии;
2. Алексей Курилко — писатель, актер, радиоведущий, лауреат «Руской» и » Гоголевской» Премий, член союза писателей Украины;
3. Юрий Никитский – детский писатель.
Анастасия Зверева: Вот такой для начала практичный вопрос: можно ли в наше время и в нашей стране считать «писательство» профессией? Иными словами, есть ли возможность монетизировать свое желание писать?
Алексей Курилко: Если бы не оригинальная формулировка, я бы посчитал ваш вопрос чисто риторическим, и лишь для соблюдения элементарных норм этикета, и для поддержания диалога, ответил бы кратко: да, нет. Однако мой ответ на первую часть вопроса противоречил бы ответу на вторую, уточняющую часть. Профессия писателя почти во всех постсоветских странах на сегодняшний день, равно как и ряд других творческих занятий, лишена возможности подтвердить свой статус. Это профессия, безусловно, некогда весьма престижная, уважаемая и почетная. Овладеть ею не всякому под силу. Помимо таланта, нужно много работать. А перед этим немало времени учиться. Так что, да, это профессия! Но профессией можно считать лишь то занятие, которое приносит деньги, а иначе это уже хобби. Кажется, хобби так и переводиться с английского, увлечение для души, не ради денег.. К сожалению, мое ремесло писателя почти не приносит дохода. Если бы я жил только на гонорары, я бы, наверное, выжил (мне много не надо: простая еда, крыша над головой и сигареты). Да, я бы выжил… а вот жена и дети были бы вынуждены съесть домашних питомцев — двух собак, кошку, хомяка и ворона, а потом бы всё равно умерли бы с голоду… или продали бы что-то ненужное… мою полупропитую печень или насквозь прокуренные легкие…
Юрий Никитский: Признаюсь и я: с писателями, живущими у нас на гонорары от книг, лично не знаком) Так или иначе все трудятся в областях, близких к писательству: сценаристы, журналисты, копирайтеры и так далее. В этом смысле хорошей поддержкой для «пишущих» был бы институт меценатства. Но меценат у нас – редкий вид из «красной книги».
Анастасия Зверева: Учитывая растущую популярность блогеров и то, что они все чаще издают собственные книги, хотела бы узнать ваше мнение об актуальности литературного образования? Можно ли в институте научиться писать, если таланта у тебя на самом деле нет, или тут важнее практика?
Юрий Никитский: Я не учился в литературном институте. Но уверен, что дополнительное образование никогда никому не помешает и практически всегда пойдет на пользу. Однако, эта формула — «закончил институт = стал писателем» — не работает. Впрочем, как и более общая формула «закончил институт=стал профессионалом».
Алексей Курилко: Писать может любой человек! Другое дело, что он может писать! Институты и университеты не способны сделать из простого паренька Горького, а из крутого мачо-юнца — Толстого. Как им не под силу из молоденьких девиц сотворить Айн Ренд или Тэффи. У всех вышеперечисленных, как мы знаем, были собственные «Мои университеты» Горького. Хороший писатель — это прежде всего талант! Талант, уж извините за избитую фразу, нельзя купить и невозможно получить вместе с дипломом Да и одного лишь наличия таланта недостаточно! Ведь его можно зарыть, загубить, пропить, продать, растерять и просто не узнать о его существовании. Мало дара, надо уметь его развить. Ибо, как я некогда написал, что такое гений? Это талант, многажды умноженный на труд! А труд, в свою очередь, вмещает и постоянное накопление знаний, опыта, как собственного, так и полученного косвенно, из жизни других людей, из книг… Научить писать могут, а вот писать хорошо, в собственном стиле, о чем-то своем и одновременно о чем-то общем, писать шедевры, в сугубо своей собственной, присущей лишь тебе манере, этому надо учиться самому, и порой обучение, как в идеале и нужно, продолжается всю жизнь.
Анастасия Зверева: Согласитесь, иногда произведения с огромным количеством восторженных отзывов на поверку отказываются совершенно не читабельными. Насколько, по-вашему, в популярности книги или автора имеет значение случайность, удача или… маркетинг?
Алексей Курилко: Сейчас это сплошь и рядом! Так как при наличии желания, денег и раскрученной «морды лица», выпустить книгу может абсолютно любой индивид. Читать это невозможно, если ты разбираешься в настоящей литературе. Но таковых остались единицы. А остальных «пипл хавает». Вот пару лет назад, некогда знаменитая балерина, а ныне светская львица с внешностью надувного жирафа, и с соответствующим интеллектом, выпустила книгу под эпатажным названием: «Я и бал». В реальности она грамотно и двух слов связать не сможет, но книга раскупилась достаточно быстро. Я, признаюсь честно, книгу » Я и бал» не читал, потому что «Я и бал» такое убожество читать.
Юрий Никитский: А я уверен, что случайность – это хорошо подготовленная штука. Случайно на голову может упасть только кирпич. Да и то… А хороший маркетинг и пиар в принципе необходим всей нашей книжной индустрии, а не одному условному автору-счастливцу. У меня ощущение, что книга в жизни людей перестала играть одну из главных ролей. Хотя последний «Книжный Арсенал» оставил вдохновляющее впечатление. Я был очень впечатлен темпами, которыми развивается украинская детская книга.
Анастасия Зверева: Если говорить о качестве современной литературы, точнее даже о ее востребованности, то недавно я познакомилась с довольно спорным исследованием. Оказывается, литература как средство получения удовольствия отмирает. Сегодня не важны ни последовательность изложения, ни знаки препинания, ни тем более лирика. Конкретная информация, изложенная кратко понятным языком, — вот что стоит в первых рядах запроса. Люди ленятся читать даже посты в несколько абзацев. Их внимание просто рассредоточивается. А с другой стороны – огромные очереди на «Книжный Арсенал», растущие сети книжных магазинов, та же Петровка. Как вы сами оцениваете спрос и предложение на рынке литературы в Украине?
Юрий Никитский: Мне кажется, что речь идет об информационном чтении. Действительно, пришло время телетайпа. Человек читает яркий заголовок и дальше ему уже не интересно. Поэтому это тоже большое мастерство – втиснуть информационный блок в одно предложение, одну фразу. Скорей всего, это будущее журналистики. С книгами немного другая история. Чтение книги предполагает определенную трату времени, определенную атмосферу, настроение, чтобы было время погрузиться в мир, описываемый автором. Если мы говорим о хорошей литературе. А что касается лени, то если человеку лень читать, развиваться, если он разучился удивляться и восхищаться, то ему и новости-то читать будет лень. Скорей всего он уже ходячий мертвец.
Алексей Курилко: Лично я всегда полагал, что чтение — это тоже своего рода труд. Приятный, полезный, увлекательный, завораживающий и необыкновенный труд. Ведь над хорошей книгой можно поразмышлять, сравнить ощущения, попробовать уловить не только верхний слой повествования, но и понять то, что автор поместил между строк, а может даже достичь третьего уровня, ощутить сакральный смысл сказанного в книге. Вы скажете: а вдруг в книге присутствует лишь внешний, поверхностный слой, а под ним ничего. Может быть… Но я такого рода литературу не читаю… Мне по душе литература для думающего читателя, а не для жующего… Я и сам когда пишу, то представляю себе некоего идеального читателя, а это читатель разумный, здравомыслящий, пытливый и любознательный… Помните, как у Ницше: «свободные, пытливые умы»!
Анастасия Зверева: Конечно, не могу не спросить о таком дискуссионном вопросе, как бумажные или электронные книги. В каком направлении будет развиваться книжный рынок? Победят ли электронные версии бумагу?
Алексей Курилко: Тут вообще все очень просто! Бумажная книга никогда не умрёт. Конечно, центральные позиции займет книга электронная, и это нормальный процесс. Всегда побеждает то, что новее, удобнее… Но зато бумажные книги станут этаким дорогостоящим продуктом для элиты. Уже сейчас книги стоят немало денег, хотя, казалось бы, большинство читающей публики читает с телефона, с планшета, в автомобиле слушает аудиокниги… Книжный бизнес будет уменьшаться в количестве, но зато будет расти его качество и соответственно цена. А литература в общем будет продолжаться! И она ещё вернет свои временно утраченные позиции. В конце концов, в начале было Слово, словом всё и заканчивается, а жизнь, как известно, идет по кругу… Вернее, даже по спирали — по кругу и вверх…
Юрий Никитский: Согласен, что, если мы говорим о прогрессе, то электронная книга рано или поздно выйдет на передовую. Возможно, это будут какие-то чипы – воткнул в затылок и весь Фитцджеральд прочитан. Детские книжки станут интерактивными, но мне кажется, детские продержатся чуть дольше. Просто потому, что листание их – это еще и развитие мелкой моторики рук.
Анастасия Зверева: Раз уж мы заговорили об электронных книгах, нельзя не спросить о пиратстве. Безусловно, это – преступление. Между тем, стоимость книг сегодня для многих просто не посильна. Было бы интересно узнать ваше личное мнение о том, как можно было бы решить эту проблему?
Юрий Никитский: Не знаю. Я не экономист, не юрист. По-хорошему, я понимаю людей, которые берут электронные книги бесплатно. С другой стороны, это путь в никуда, потому, что автору нужно за что-то жить, получать за свой труд соответствующее вознаграждение. И здесь снова хочется вспомнить о меценатах. Но мы уже выяснили, что в нашей стране этот вид человечества на грани вымирания. Я думаю, корда страна начнет жить по нормальным, понятным законам, заработают и антипиратские законы, и законы, защищающие интеллектуальную собственность.
Алексей Курилко: Лично я к этому факту отношусь легко. Конечно, обидно, когда тебя обкрадывают, но и в то же самое время, тот кого обокрали, тот должен радоваться, как человек создающий продукт, ради которого люди идут на преступление. Фигню воровать не будут! Я хотел бы, чтобы мои книги приносили мне кучу денег, но писать я начал не для того, чтобы разбогатеть. И продолжаю писать только потому, что не могу уже представить себе жизни без этого. А лишь только книга написана, я, честно говоря, почти полностью теряю к ней интерес. Украли? Ну, Бог им судья… В результате, они лишь помогают донести мои вещи до большего числа людей. Спасибо им за это! И пусть горят в аду, поскольку чужое без спроса брать нельзя)))
Анастасия Зверева: Благодарю за беседу. И в заключение, хотела бы попросить вас назвать книгу (книги), которая призвела на вас неизгладимое впечатление.
Юрий Никитский: Если навскидку, то это книги замечательного писателя Юрия Коваля. Например, «Самая легка лодка в мире».
Алексей Курилко: Роман «Свечка» покойного уже Валерия Залотухи. Прошу не путать с Золотухиным. Двенадцать лет писал автор эту эпопею. Думаю, это последний роман такого объема и такого огромного будущего. То, что этот роман станет со временем великим классическим произведением, я не сомневаюсь! Я не стану подробно рассказывать об этой книге, но этому роману я посвятил огромное тридцатистраничное эссе. Кому интересно, тот прочет его в интернете. Его как раз украли, и теперь оно «висит» на пяти или шести разных литературных сайтах. Называется «Свечка во здравие великой литературы»!
Больше статей из рубрики «Разговор на тему»:
Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби…
Предновогодняя уборка нашего организма…