Их уже не cчитают ни преступниками, ни сумасшедшими, ни больными. Отменены статьи Уголовного кодекса, вычеркнуты из классификации болезней определения. Все больше из полукриминального сообщества запуганных и дискриминируемых изгоев они постепенно превращаются в достаточно традиционные «ячейки общества» — живут с постоянным партнером, находят в себе мужество, несмотря на возможные неприятности, говорить о себе. Неужели это опасно?
Третий пол
Гомосексуалистов не становится ни больше, ни меньше. Просто то, что раньше тщательно пряталось, сейчас становится более открытым. В обществе с этой новой открытостью связано много страхов, агрессии и непонимания. Нас смущает, а то и возмущает, что люди с «неправильной» ориентацией способны к глубокой чувственной и эмоциональной привязанности. А мы-то надеялись, что их «испорченность» относится только к легким развлечениям на почве секса. Оказывается, им отнюдь не чужд инстинкт продолжения рода, стремление к успеху и стабильности, взаимной любви. И еще желание иметь юридические права.
Животрепещущую тему разрешения однополых браков в Украине пока что не обсуждают. Неактуально пока что, говорят. Да и агрессию вызывает очень сильную. Но относиться к таким людям уже как-то надо, уже у каждого есть такие знакомые, а то и друзья. И вежливо не замечать не только их особенностей, но и больших проблем, которые создает для них традиционный подход к теме однополой любви, уже не получается. А традиционный подход обязательно содержит репрессивную мораль и половую дискриминацию, которых мы уже, бывает, и не замечаем, так они привычны.
Ведь получается, что кто-то из нас четко осознает себя принадлежащим к тому или иному полу. Это наполняет дополнительной уверенностью в себе. Для других ясность в этом вопросе не так определенна. Это приносит смятение и замешательство. Мучительные попытки понять самого себя, избавиться от ощущения неоднозначности приводят к идентификации себя с «третьим полом». Так обобщенно называют транссексуалов, гомосексуалов — всех, чей пол сексуально и социально не определяется рамками стандартов, а выражается более свободно. Степени этой свободы различны.
Что такое хорошо
Не только гомосексуалисты, но и более традиционно ориентированные граждане постоянно сталкиваются с необходимостью держать свои сексуальные проявления в неких рамках. Рассказ каждого второго моего клиента о своей сексуальности (если доходит до этой темы) начинается или заканчивается словами: «Вот такие у меня извращения». Ну, или что-то вроде того. То есть не только гомофобия, но и значительные проявления характерной советской сексофобии еще беспокоят.
Гомосексуализм исключен из перечня заболеваний, например, в США, еще в 1973 году. Теперь гомосексуальность — один из вариантов нормы. Но гетеросексуальных родителей пугает, что их ребенок будет иметь такую норму. Ведь родители вообще очень тревожны и мнительны в отношении будущего своих детей.
Активисты ЛГБТ-движения защищают права геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов. Сейчас ставится вопрос о легализации однополых гражданских партнерств во всех странах. Пока таких стран чуть больше двух десятков — первой была Дания в 1989 году. В Украине к обсуждению таких вопросов еще не готовы, общество не считает их актуальными. Но то, что современная жизнь изменяется очень быстро и полна сюрпризов, сомнению не подлежит. Ведь всего тридцать лет назад нетрадиционным можно было назвать сожительство девушки с парнем без штампа в паспорте. А сейчас это норма. Проблемы однополого брака сейчас воспринимаются как экзотика, которая большинства из нас не касается, но скоро сама жизнь заставит сформировать свое отношение. И страусиная позиция никому не поможет.
Болезненность детского вопроса не только в страхе родителей перед возможной гомосексуальной ориентацией ребенка, но и в сомнениях о возможности достойного воспитания детей однополой парой. Будут ли у такого ребенка так называемые расстройства гендерной идентичности, склонность к какой-то определенной сексуальной ориентации? Да и общее благополучие таких детей кажется неоднозначным. Но у нас на эту тему открыто высказываются только консерваторы. И, ясное дело, только с осуждением и запрещением всего и вся.
Единого мнения о природе гомосексуализма среди ученых нет, есть только версии и гипотезы. Висел на нем уже ярлык и болезни, и преступления, и греха. Где-то и сейчас за такую любовь по закону подвергают смертной казни. Неужели это идеал тех, кто сегодня выражает крайнюю нетерпимость к однополым отношениям?
Современный взгляд на гомосексуальность — что это один из видов человеческой дезадаптированности, неприспособленности. Мы же не объявляем психическим отклонением плохую учебу в школе или то, что человек не захотел, например, родить ребенка. Мы разрешаем заводить семьи и воспитывать детей людям с намного большими отклонениями в социальном поведении — тем же алкоголикам, насильникам, судимым, безработным. Вернее, они их заводят, никого не спрашивая. Гомосексуалисты необычны только в сексуальных проявлениях! В остальном же это прекрасно адаптированные к жизни, успешные индивидуумы. А что занимаются нерепродуктивными видами секса — так кто же сейчас ими не занимается?
Жены гомосексуалистов
Речь идет о вполне себе гетеросексуальных женах. Само общество ставит гомосексуалиста перед необходимостью обмана, чтобы избежать осуждения и дискриминации. Лучший способ — видимость гетеросексуальной семьи. Если такой брак трактуется как честное социальное соглашение, то вроде бы и беспокоиться не о чем. Ты мне статус женатого социализированного человека, чтобы не было необходимости объяснять всем и каждому подробности своей половой жизни, я тебе — ну, как договоримся.
Совсем непросто строить семью без секса. Да и жить рядом с человеком, которому не нравится твое тело, для женщины тоже очень и очень тяжело морально. Но если есть ясность, то на ее основе возможны хотя бы дружба и заимопонимание. Чаще бывает по-другому.
Если мужчина честно обнародует свою ориентацию, то и необходимости в фиктивной гетеросексуальной жене у него, в общем-то, нет. А вот если он не борец по природе — а каждого легального гомосексуалиста у нас просто поставят перед необходимостью бороться за свое право быть собой, — то приходится много обманывать. В том числе не всегда получается и честный разговор с будущей супругой.
Эти парни обычно красиво и галантно ухаживают. Слишком галантно — не хватают, так сказать, за талию лишний раз. Не навязываются с поцелуями. Некоторым девушкам это подходит, особенно если у них самих есть связанные с сексуальностью телесные страхи и опасения, а таких девушек тоже немало. И их такая галантность не то что устраивает, а просто-таки покоряет. А если жених еще расскажет легенду о своих убеждениях на основе какой-нибудь идеологии – заветов прабабушки или религиозно-эзотерических сказок, — то это вызывает еще больше уважения к нему.
Среди моих клиентов есть такие жены. Их судьба складывается очень по-разному. Бывает, что семья сохраняется и функционирует. Растут добытые нелёгкими способами дети. Завидуют соседи — какая семья, какой заботливый муж и папа! Чем только эта жена вечно недовольна — и бывают же такие стервы неблагодарные!
Лучшие мамы?
Неожиданные результаты принесли несколько исследований ученых, проведенных в лесбийских семьях. Некоторые из этих исследований лонгитюдные — то есть длятся уже по нескольку десятков лет. Оказалось, что лесбийские родители — самые хорошие родители. В таких семьях в отношении детей вообще исключено какое-либо насилие. Исследователи также нашли, что дети лесбиянок в целом более открыты, приспособлены, и кроме того, точно установлено, что мамы-лесбиянки не превращают своих детей в геев.
Если лесбиянки бывают разведенными, то они «лучше разведены». То есть обе лесбийские мамы участвуют в детях после развода. Кроме того, дети лесбиянок обычно не испытывают на себе резкого понижения в отношении уровня жизни после развода, как дети гетеросексуалов.
Дочери и сыновья лесбиянок набирают больше баллов в социальной, академической и общей компетентности, у них меньше социальных проблем, агрессии и поведенческих проблем.
Что касается распределения мужской и женской семейных ролей, то выясняется, что более здорово, если ребенок видит разнообразие способов решения житейских проблем: в этой ситуации имеет смысл проявить настойчивость, упорство, а в этой ситуации уступи, будь мягче. Очень плохо адаптируются в обществе люди, у которых количество вариантов поведения ограничено. Западные исследования показывают, что дети, которые выросли в семье геев и лесбиянок, имеют больше ролевых моделей, гендерных моделей. То есть их гендерная идентичность шире и гибче.
Мы и без ученых замечаем, что отклонения от семейных традиций наших бабушек уже не понимаются однозначно, как отклонения от нормы. Заметные и необратимые сдвиги в институте семьи — это та реальность, которая наступает независимо от наших личных пожеланий. Принять ее или внутренне сопротивляться — вот единственное, что мы можем решить. Для себя лично.
Текст: Алевтина Шевченко