Дягилевский синдром

Авторская рубрика Любови Ступаковой

Современный человек является свидетелем лавинообразного развития средств массовой информации и коммуникации. Это, прежде всего, интернет с его неограниченными информационными и коммуникационными ресурсами – социальные сети. В современном мире есть все, и этого всего очень много, и оно общедоступно. Вся жизнь связана с многочисленным потоком бесконечной информации, который тебя захлестывает и несет в мир виртуального пространства. Человечество от искусства с каждым днем отдаляется все дальше и дальше, ориентируясь на коммерцию и спекуляцию чувств, основанных на человеческих инстинктах в культуре. Стремление к удовольствию и комфорту создало новое общество – общество потребителей, где интернет выступил главным посредником. Такое общество никогда не возродит Дягилевых, Третьяковых, Мамонтовых. Сейчас каждый зациклен на том, чтобы получить себе и лично для себя. Современная идеология насаждает это. Нам упорно внушается культ сверхбогатого человека. Мерилом престижности стали банковские счета и собственность, а символом «успешности» — большие деньги. Произошла глобальная замена понятий быть счастливым на быть успешным. Ведь почувствовать себя счастливым, значит ощутить гармонию согласия. Конечная цель счастья – совершенство и красота. Нужна работа души, а основная масса не умеет это делать, ведь жизнь современника не предполагает раздумий и созерцаний. Упразднение ценности искусства привело к замене мастерства на попсу. Попсовое искусство нужно «человеку-массе», он настоятельно требует именно такого. Мастерство же направлено на созидательное прикосновение к психике, к внутреннему духовному миру человека. Не только наличие умений, знаний предполагает мастерство, но и определенный склад личности…

Личность Дягилева – собирательный образ идеального импресарио, соединяющего в себе талант организатора, феноменальную чуткость и отзывчивость ко всему новому в искусстве, умение находить людей, близких по духу, и средства для осуществления своих проектов. Сергей Павлович Дягилев не стал ни композитором, ни художником, ни актером, хотя мог бы. Зато он стал основателем, родоначальником новой профессии – продюсера. «Я, во-первых, шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых – большой шарнер, в-третьих – нахал, в-четвертых – человек с большим количеством логики и малым количеством принципов, в-пятых, кажется, бездарность. Впрочем, я нашел мое настоящее назначение – меценатство. Все данные, кроме денег, но это придёт!» Человек большой художественной культуры, умеющий великолепно играть на рояле, свободно владеющий французским языком, обладающий природным обаянием.

Вацлав Нижинский в роли Петрушки

«В жизни ведь как получается – нет единства: художник, музыкант или танцор, они каждый сам по себе. Их, конечно, все уважают, но по отдельности. А соберёшь их вместе, и выходит совсем другое дело. Один музыку пишет, другой декорации сделает, третий под эту музыку ставит танцы. И получается новое настоящее искусство». Он обладал уникальной способностью вдохновлять, объединять единомышленников и направлять их творческую энергию на создание новых видов и форм искусства. При всей жестокости профессии продюсера он оставался романтиком.

Деньги для него были не целью, а средством. Средством для достижения единственной цели – современной красоты. И это стремление привлекало к нему истинных художников: балет «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова, постановка Михаила Фокина, декорации и костюмы художника Льва Бакста, занавес выполнен по эскизам художника В.А. Серова, в главной роли Вацлав Нижинский. Балет «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского, постановка Михаила Фокина, художник Александр Бенуа, в главных ролях Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Авангардный балет «Парад» на музыку Эрика Сати по сценарию Жана Кокто, хореограф Леонид Мясин, декорации и костюмы Пабло Пикассо. Балет «Голубой экспресс» на музыку Дариуса Мийо, автор либретто Жан Кокто, балетмейстер Бронислива Нижинская, художники: Пабло Пикассо – занавес, декорации Анри Лоран, художник по костюмам Коко Шанель. 

Занавес к балету «Голубой экспресс» Пабло Пикассо.

 

Больше статей из рубрики «Разговор на тему»:

Рудольф Нуреев

Кто вы, Нина Симон?

Их на свете только двое

Мария — женщина или великая Каллас

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *