18 год стал урожайным на фильмы украинского производства. Успешные и не очень, они легли в основу нового украинского кинематографа. Но в сентябре на экраны вышел фильм, который по праву можно назвать знаковым — «Таємний щоденник Симона Петлюри». И сегодня я хочу познакомить вас с его исполнительным продюсером Еленой Бородянец.
— Елена, как вообще родилась идея снять фильм о Петлюре?
— Идея сценария зародилась у Олеся Янчука в Париже. Он приехал на фестиваль и поселился в той же гостинице, где в свое время жил Симон Петлюра. И началась долгая, сложная и безумно интересная работа: собирали архивные материалы, было много версий литературного сценария. И только через 6 лет творческая группа провела питчинг в Держкіно, проект поддержали, и группа получила половину бюджета на съёмки.
— Сюжет основан на исторических фактах, или это все же художественный вымысел?
— Повторюсь, сценарий писали три автора на протяжении шести лет. Конечно, в таких фильмах без художественного вымысла не обойтись. Согласитесь, на это имеет право любой художник! Но в основу фильма все же были положены факты, и очевидных «киноляпов» старались избежать. Поэтому каждый этап съемок сопровождался историками и профессиональными консультантами по костюмам, оружию и т.п. Михаил Шаевич, один из авторов сценария, был редактором фильма и вместе с режиссером тщательно следил за всем процессом производства.
— Не боитесь обвинений в пропаганде?
— Обвинений бояться – кино снимать не надо. Спорить будут всегда: сколько людей столько и мнений. Мы делали фильм для зрителей. И кино – это искусство, которое остаётся после нас. Я точно знаю, что авторы этого фильма старались воплотить свою идею максимально искренне.
— Расскажите, пожалуйста, как проводили кастинг. Особенно интересен выбор главного героя.
— Да, состав звездный! В фильме сняты все ведущие украинские артисты, в том числе много народных и заслуженных. К кастингу Олег Янчук подошел очень щепетильно. На роль Петлюры было несколько кандидатов, но только в Сергее Фролове авторы увидели «своего» Петлюру: мягкого, человечного, любящего мужа и отца, а не полководца и живодера, как о нем писали в советских книгах. Кстати, проходили пробы все народные артисты, даже министр культуры Евген Нищук, который сыграл в фильме роль Винниченко. Но там действительно потрясающее портретное сходство, это отмечают все. Также было много актеров непрофессиональных, но характерных, их режиссер отбирал для создания достоверности.
— Насколько я поняла, деньги на этот фильм были выделены государством. И это уже не первый кинопроект, поддерживаемый бюджетом. Можно сказать, что развитие украинского кино стало, наконец, приоритетом? Интересно, насколько реально сегодня собирать на съемки спонсорские средства?
— Да, фильм частично был профинансирован из бюджета. Но сказать, что кино сейчас в приоритете, не могу. Элементарно ситуацию мог бы изменить закон о меценатстве, которого нет с момента обретения Украиной независимости. Поэтому, как ни парадоксально это звучит, кино мы делаем не благодаря государственной поддержке, а вопреки всему!
— Хочется отметить прекрасное музыкальное сопровождение «Тайного дневника Петлюры». Музыка просто завораживает.
— Не могу не согласиться. Над фильмом работали два композитора — В. Гронский и Р. Вишневский. И очень много привнесли звукорежиссёр Наталья Домбругова и музыкальный редактор Роман Репка. Именно они составили партитуру фильма, где есть и звучание живых инструментов, и мягкое вступление в эпизод, живой голос и ещё много интересных музыкальных приемов.
— Расскажите, пожалуйста, о своих ближайших планах. Скоро ли нам ждать украинский фильм в номинации на «Оскар»?
— Моя профессия – исполнительный продюсер. В ближайшее время я принимаю участие в кинофестивалях в Запорожье, Трускавце, в Турции представляю фильм «Казка про гроші», который был снят на Киностудии Довженко в 2017 году режиссером Олесей Моргунець. Этот фильм уже стал призером многих фестивалей, и надеюсь, получит еще не одну награду. Ну и, конечно, я всегда жду съёмок нового фильма, а лучше – двух Но об этом я расскажу вам в следующем интервью.