Есть в центре Киева место с невероятно позитивной энергетикой. Обозначенная в ландшафте столицы разодетой в пышные барочные одежды колокольней, территория Национального заповедника «София Киевская» влечет к себе горожан и гостей столицы с магической силой.
Первым делом мы направляемся к митрополичим хоромам. После реставрации этот элегантный белый дворец по-прежнему радует глаз колоритными элементами украинского барокко: высокая крыша с характерным «заломом» увенчана пышными гребешками фронтонов; окна второго этажа и граненых ризалитов приукрашены сверху изящными треугольниками с узорами внутри, а вдоль карниза струится нарядная лента орнаментальной лепнины.
Архитектурные памятники Софии Киевской являются свидетелями реальных исторических событий, происходивших в Киевской Руси на заре второго тысячелетия. После того как на Руси появляется первый царь, помазанный по византийской традиции (Владимир Креститель), «на поле вне града» был заложен митрополичий храм, который по аналогии с храмом в Константинополе решено было назвать Софийским. Именно здесь отныне отправляет богослужение Митрополит всея Руси и проходит церемония восхождения князя на киевский престол (коронация).
Собор посвящен не великомученице Софии, а Премудрости Божьей как одной из ипостасей Троицы (София по-гречески означает мудрость). Во времена становления Киевской Руси он был не только символом христианской веры, но также символом соборности (единства) народа, объединившегося в лоне матери-церкви во исполнение мудрых заповедей божьих.
Софию Киевскую возводили лучшие мастера Константинополя. Здесь нет ни случайных деталей, ни случайных размеров. Ширина храма — 55 метров (то есть 144 локтя). В Откровении Иоанна Богослова сказано: «Ширина врат в град небесный, дом Божий 144 локтя». Таким образом, древние зодчие уподобили киевский Софийский собор небесным вратам. Как и византийские храмы, он подобен жемчужной раковине: внешний облик гармоничный, но неброский, главные же сокровища находятся внутри: богатое убранство, запах ладана, хоровое пение, пышные одежды священнослужителей, множество огней — просто град небесный на земле!
Софийский собор не случайно называют одним из семи чудес Украины. Это уникальный образец синтеза искусств. Но главным богатством Софии Киевской, безусловно, является монументальная живопись XI столетия. Смальта — материал практически вечный, поэтому мозаики отлично сохранились. Во время последней реставрации их очистили от вековой копоти и пыли, так что сияют они сегодня в своем первозданном блеске. А древние фрески, отмеченные налетом времени, выглядят сегодня еще более значимыми, многогранными и прекрасными, чем прежде.
Мы останавливаемся у древнего мраморного порога, и наши взгляды невольно обращаются вверх, к главной святыне Софийского собора. Монументальная мозаичная икона, посвященная «Той, через которую осуществится спасение мира», поражает богатством полутонов: синий, красный, желтый, зеленый цвета представлены в 177 оттенках. Основной фон — золотая смальта, она мерцает и переливается даже при самом слабом освещении, создавая эффект неземного божественного сияния вокруг фигуры Оранты (в переводе с латыни Orans — молящаяся). Ее также называют Панагия (Пресвятая) и «Нерушимая стена». В Византии Богородица почиталась как заступница и покровительница города и его крепостных стен. С принятием христианства эти представления были заимствованы Киевской Русью.
Многое повидал на своем веку Софийский собор. Не раз подвергался он пожарам и разорению, но стены его устояли. Пройдет немного времени, и София отметит свой 1000-летний юбилей. В день празднования 1020-й годовщины Крещения Киевской Руси, Софии возвращена была ее главная реликвия — Царские врата, восстановленные польскими ювелирами. Когда 26 июля их освящал Вселенский патриарх Варфоломей I, над Софией появилась радуга, символ завета. Это ли не чудо? Софийская колокольня вновь заговорила. Долгое время она хранила молчание. Недавно у гигантского колокола, отлитого известным киевским мастером Афанасием Петровичем еще в 1705 году, появились современные звонкие собратья. Были проведены реставрационные работы в капелле Мазепы и Браме Заборовского — истинная жемчужина барочного искусства.
В южном крыле Софийского собора начата реставрация уникальных мозаик, фресок и масляной живописи 11-го века, которую планируется завершить до конца года.
Все композиции будут тщательно обследованы, а после их начнут восстанавливать. Речь идет о мозаиках и фресках XI века, которые находятся в подпружной арке, в половинах триумфальной и западной арках, двух парусах. Это изображение двух евангелистов, сорок Севастийских мучеников, Богоматерь из композиции «Благовещение». Последний раз их реставрировали 30 лет назад. А также, так называемые христологические циклы из жизни Иисуса: «Отослание апостолов на проповедь», «Уверование Хомы», «Сошествие Святого Духа на апостолов». Они не реставрировались уже 60 лет. Кроме того, на своде есть две композиции XIX века, которые сейчас закрашены нейтральным тоном — «Дорога в Эммаус» и благословление Иисусом апостолов. Есть желание их раскрыть.
Напоследок мы поднимаемся на верхний ярус колокольни. С высоты птичьего полета город кажется маленьким, беззащитным и очень добрым. Над игрушечными домиками и крошечными площадями возвышаются ясные купола киевских храмов. Среди них рвущиеся в небо многоярусные купола Святой Софии. Она возрождается, и это не может не радовать. Ведь, согласно поверью, доколе будет стоять Нерушимая стена, будет стоять и Киев…
Колокол «Мазепа» – колокол, отлитый киевским мастером Опанасом Петровичем в 1705 г. по заказу и на деньги гетьмана Ивана Мазепы. Названый в честь своего заказчика «Мазепой». Установлен на втором ярусе Триумфальной колоколни Софийского собор. Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины.