Энергия любимого города. София Киевская

Есть в центре Киева место с невероятно позитивной энергетикой. Обозначенная в ландшафте столицы разодетой в пышные барочные одежды колокольней, территория Национального заповедника «София Киевская» влечет к себе горожан и гостей столицы с магической силой.

Первым делом мы направляемся к митрополичим хоромам. После реставрации этот элегантный белый дворец по-прежнему радует глаз колоритными элементами украинского барокко: высокая крыша с характерным «заломом» увенчана пышными гребешками фронтонов; окна второго этажа и граненых ризалитов приукрашены сверху изящными треугольниками с узорами внутри, а вдоль карниза струится нарядная лента орнаментальной лепнины.

Архитектурные памятники Софии Киевской являются свидетелями реальных исторических событий, происходивших в Киевской Руси на заре второго тысячелетия. После того как на Руси появляется первый царь, помазанный по византийской традиции (Владимир Креститель), «на поле вне града» был заложен митрополичий храм, который по аналогии с храмом в Константинополе решено было назвать Софийским. Именно здесь отныне отправляет богослужение Митрополит всея Руси и проходит церемония восхождения князя на киевский престол (коронация).

Произведением искусства является мозаичное изображение Оранты, размещенной в центральной части апсиды – фигуры Святой Девы Марии, руки которой подняты в молитве. Мозаика выполнена на внутренней стороне купала Собора. Уникальность Оранты в том, что с разных точек она выглядит изображенной в разных позах – стоя, склонившись в молитве или на коленях.

Собор посвящен не великомученице Софии, а Премудрости Божьей как одной из ипостасей Троицы (София по-гречески означает мудрость). Во времена становления Киевской Руси он был не только символом христианской веры, но также символом соборности (единства) народа, объединившегося в лоне матери-церкви во исполнение мудрых заповедей божьих.
Софию Киевскую возводили лучшие мастера Константинополя. Здесь нет ни случайных деталей, ни случайных размеров. Ширина храма — 55 метров (то есть 144 локтя). В Откровении Иоанна Богослова сказано: «Ширина врат в град небесный, дом Божий 144 локтя». Таким образом, древние зодчие уподобили киевский Софийский собор небесным вратам. Как и византийские храмы, он подобен жемчужной раковине: внешний облик гармоничный, но неброский, главные же сокровища находятся внутри: богатое убранство, запах ладана, хоровое пение, пышные одежды священнослужителей, множество огней — просто град небесный на земле!

Для росписей Софии характерна четкость композиций, выразительность образов, красочность и органичная связь с архитектурой. Роспись главного храма государства должен был показать величие Руси, ее международное признание, роль киевского княжеского дома в политической жизни Европы. Поэтому в Софии значитльное место отведено светским композициям. На трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, был написан княжий семейный портрет основателя собора. Традиционно портрет связывают с семьей Ярослава Мудрого, по другой же версии здесь изображена семья Владимира Святославича. На портрете князь Владимир и княгиня Анна возглавляли торжественный ход своей семьи, при чем князь держал в руках модель храма. К сожалению, уцелела только часть фрески изображающей детей.

Софийский собор не случайно называют одним из семи чудес Украины. Это уникальный образец синтеза искусств. Но главным богатством Софии Киевской, безусловно, является монументальная живопись XI столетия. Смальта — материал практически вечный, поэтому мозаики отлично сохранились. Во время последней реставрации их очистили от вековой копоти и пыли, так что сияют они сегодня в своем первозданном блеске. А древние фрески, отмеченные налетом времени, выглядят сегодня еще более значимыми, многогранными и прекрасными, чем прежде.
Мы останавливаемся у древнего мраморного порога, и наши взгляды невольно обращаются вверх, к главной святыне Софийского собора. Монументальная мозаичная икона, посвященная «Той, через которую осуществится спасение мира», поражает богатством полутонов: синий, красный, желтый, зеленый цвета представлены в 177 оттенках. Основной фон — золотая смальта, она мерцает и переливается даже при самом слабом освещении, создавая эффект неземного божественного сияния вокруг фигуры Оранты (в переводе с латыни Orans — молящаяся). Ее также называют Панагия (Пресвятая) и «Нерушимая стена». В Византии Богородица почиталась как заступница и покровительница города и его крепостных стен. С принятием христианства эти представления были заимствованы Киевской Русью.


Многое повидал на своем веку Софийский собор. Не раз подвергался он пожарам и разорению, но стены его устояли. Пройдет немного времени, и София отметит свой 1000-летний юбилей. В день празднования 1020-й годовщины Крещения Киевской Руси, Софии возвращена была ее главная реликвия — Царские врата, восстановленные польскими ювелирами. Когда 26 июля их освящал Вселенский патриарх Варфоломей I, над Софией появилась радуга, символ завета. Это ли не чудо? Софийская колокольня вновь заговорила. Долгое время она хранила молчание. Недавно у гигантского колокола, отлитого известным киевским мастером Афанасием Петровичем еще в 1705 году, появились современные звонкие собратья. Были проведены реставрационные работы в капелле Мазепы и Браме Заборовского — истинная жемчужина барочного искусства.
В южном крыле Софийского собора начата реставрация уникальных мозаик, фресок и масляной живописи 11-го века, которую планируется завершить до конца года.


Все композиции будут тщательно обследованы, а после их начнут восстанавливать. Речь идет о мозаиках и фресках XI века, которые находятся в подпружной арке, в половинах триумфальной и западной арках, двух парусах. Это изображение двух евангелистов, сорок Севастийских мучеников, Богоматерь из композиции «Благовещение». Последний раз их реставрировали 30 лет назад. А также, так называемые христологические циклы из жизни Иисуса: «Отослание апостолов на проповедь», «Уверование Хомы», «Сошествие Святого Духа на апостолов». Они не реставрировались уже 60 лет. Кроме того, на своде есть две композиции XIX века, которые сейчас закрашены нейтральным тоном — «Дорога в Эммаус» и благословление Иисусом апостолов. Есть желание их раскрыть.

Запис про смерть великого київського князя Ярослава Мудрого. На стенах Софийского Собора до сих пор остались надписи и рисунки , оставленные священниками и посетителями собора. Сегодня обнаружено более 7000 граффити ХІ — начала XVIII в. Количество граффити свидетельствуют о высоком уровне письменности в Руси-Украине. Некоторые граффити Софии Киевской выполнены не кириллицей, а глаголицей. Они содержат ценные ведомости про разные стороны жизни Киевсой Руси – сохранились записи о смерти Ярослава Мудрого, автограф Владимира Мономаха… Были обнаружены 11 граффити, датированные 1018-1036 гг., которые дали возможность определить более точную дату создания собора – второе десятилетие ХІ в.

Напоследок мы поднимаемся на верхний ярус колокольни. С высоты птичьего полета город кажется маленьким, беззащитным и очень добрым. Над игрушечными домиками и крошечными площадями возвышаются ясные купола киевских храмов. Среди них рвущиеся в небо многоярусные купола Святой Софии. Она возрождается, и это не может не радовать. Ведь, согласно поверью, доколе будет стоять Нерушимая стена, будет стоять и Киев…

Колокол «Мазепа» – колокол, отлитый киевским мастером Опанасом Петровичем в 1705 г. по заказу и на деньги гетьмана Ивана Мазепы. Названый в честь своего заказчика «Мазепой». Установлен на втором ярусе Триумфальной колоколни Софийского собор. Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины.

 

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *