В искусстве нет классификации, нет этикета, нет школы старой или новой, а есть то, что во все времена волнует, восхищает, утешает, облагораживает, живет, есть то, что красиво и благородно. Сегодня Игорь Галан – один из самых известных современных художников. Его яркие и незабываемые картины будоражат воображение. Картина «Горбачев и его 15 распущенных республик» вызвала интерес у зрителей, но сопровождалась скандалом. Его смело можно назвать автором современного кинетического искусства. Увидев единожды картины художника, их уже невозможно забыть…
Досье: Игорь Галан родился 12 июня 1964 года во Львове. В 1990 году закончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (специализация – графическое искусство). Работал в Канаде, Польше, Германии, США. Сегодня картины художника находятся в частных коллекциях, в Национальном художественном музее Украины, в Музее Печерской лавры, а также в Музее истории во Львове и в Музее Haus am Check-Point Charlie в Берлине. Он член Национального Союза художников Украины. Сейчас живет и работает в Киеве.
— С чего начался ваш профессиональный путь? Когда вы по-настоящему увлеклись живописью?
— В детстве я очень любил рисовать. После окончания школы поступил, правда, не с первого раза, в Национальную Академию изобразительного искусства и архитектуры. В студенческие годы жил только картинами, живописью. С удовольствием делал рисунки за других студентов. Когда я услышал, что не попадаю в мастерскую станковой живописи, решился на маленькую авантюру. Взял положительную рекомендацию у академика и отправился переводиться в Ленинград. Поездка результата не дала. Через год после окончания института я поступил в Союз художников. Это были тяжелые девяностые годы. Но уже тогда я выставлял в галереях свои работы. Позже открыл мастерскую.
Первую мою выставку в Национальном художественном музее частично спонсировал австралийский бизнесмен. На той же выставке со мной познакомился очень влиятельный человек, политический деятель Германии, меценат, коллекционер. Ему очень понравились мои работы. Он увидел во мне перспективного художника. Предложил сделать выставку в его личном музее в Берлине. Я собрал сорок работ, поехал в Германию.
Я дополнял коллекцию около полугода. На открытие выставки были приглашены влиятельные друзья коллекционера, публичные люди, журналисты. Меня удивило, что в первый же вечер было продано много работ. Как мне сказали, я первый художник, работы которого раскупили сразу же. Вся коллекция успешно продалась в течение года.
— Какие художники повлияли на ваше становление как личность?
— Еще в студенческие годы мне удалось повидаться с гениальным художником Сальвадором Дали. Один французский художник выставлял свои работы в Москве. На выставке были представлены работы Сальвадора Дали. В кулуарах музея я подошел к нему, мы разговорились. Я показал художнику фотоальбом своих картин. Они ему понравились, сказал, что это талантливые работы. На обложке альбома написал свой автограф и пару приятных слов.
— К настоящему моменту вы как художник выработали свой собственный стиль в живописи. На чем он основан?
— Немецкое искусство разное. Оно холодное, концептуальное и экспрессивное. Немецкие художники больше тянулись к абстрактным и рациональным формам, нежели к реалистичным. Я видел красивые композиционные решения великих художников. Мне было с кого брать пример. Знаете, когда я впервые увидел картины современных немецких художников, в моем мировоззрении возникли противоречия. Я старался почувствовать, понять их работы. Некоторые картины этих художников не представляли никакой ценности.
Когда я приехал из Берлина, понял, что нужно развиваться. У меня возникла идея: создать революционный проект – картины, которые двигаются под определенный звук, музыку. Я назвал это кинетическим искусством, поскольку картины напичканы механикой и электроникой.
— Как думаете, после какой работы о вас заговорили всерьез?
— Мне сложно сказать. Знаете, популярность – это как любовь женщины, она появляется, исчезает и вновь появляется. Я отношусь к популярности спокойно, поскольку внимание и слава быстротечны.
— Что такое современное искусство? Как определить границу между искусством современным и несовременным?
— Современное искусство, контемпорери-арт — искусство, созданное современниками эпохи. Оно заглядывает вперед, предугадывает развитие человечества, отражает настоящее время и проблемы. Сегодняшний художник, изучая историю искусства, выбирает направление, в котором ему хочется работать. Но как бы хороши ни были эти работы, они все равно не войдут в историю искусств. Первые страницы в живописи написаны первопроходцами.
Искусство – это акт творчества, это вспышка творческой энергии. Картины – результат творческого процесса, следствие акта. Когда зритель задумывается над произведением, вникает в процесс, он расширяет рамки своего сознания.
— Во все времена женщина выступала источником вдохновения и объектом изобразительного искусства. Кто она, женщина в ваших картинах?
— Героиня моих творений – идеал женщины, который я пытаюсь найти. Безусловно, это современная женщина, модель, топ-модель. Успешная, красивая, сексуальная.
— Как вы думаете, какую роль женщина сыграла в искусстве?
— Женщина не сильно повлияла на художественное искусство, поскольку она всегда себя отдает семье, воспитанию детей, решению бытовых проблем. Даже если женщина и занимается искусством, ее картины несут в себе исключительно женский характер. Женское искусство — это искусство, где автор рассказывает о наболевших исключительно женских проблемах.
— Кто вам симпатичен из женщин-художников?
— Мне нравится известная мексиканская художница и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма Фрида Кало, а из современных художников — Дженни Савилль. Дженни пишет о проблемах толстых женщин. Художник использует референт — фотографии пластических хирургов, криминалистов — и воспроизводит их на больших полотнах, обращая внимание зрителей на жизнь ее героинь.
— Не возникало ли у вас мысли написать картину в соавторстве с женщиной?
— Дело в том, что психология женщины значительно отличается от мужской. Знаете, женщина и мужчина словно обитают на разных планетах, но умудряются влюбляться, жить вместе, радоваться и преодолевать жизненные трудности. У женщины одно видение искусства, у мужчин — иное. Пока у меня не возникало мысли написать картину с женщиной. Есть один проект, который мы реализовываем с известным скульптором. Хотим сделать что-то скандальное, не уступающее по величине моей работы «Горбачев и его пятнадцать распущенных республик».
— Над какой серией художественных работ вы работаете сейчас?
— Уже достаточное время я глубоко вник в тему глянца. Сейчас пишу fashion-картины. Когда соберу коллекцию, обязательно выставлю в галерее.
— Вам интересно писать портреты публичных людей?
— Я много написал портретов публичных людей, всех может, и не вспомню. Я нарисовал роскошную картину с Владой Литовченко. Но, к сожалению, Влада ее не оценила. Работа сопровождалась скандалом. Все героини, модели в моих картинах — публичные люди. На самом деле у меня много эскизов, но картины еще не написаны.
Текст: Каролина Довгаль
№9 (36)’10