«…В её имени слышится плеск аплодисментов.
Она рифмуется с плакучими лиственницами, персидской сиренью,
Елисейскими полями, с Пришествием.
Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая – полюс магии…»
Андрей Вознесенский
Авторская рубрика Любови Ступаковой
Обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины и высокой музыкальности, Майя Плисецкая прожила жизнь, наполненную любовью к танцу. Прима-балерина Большого театра и всемирно известная балерина, она стала символом целой эпохи. Плисецкая танцевала, работала балетмейстером, снималась в кино, писала мемуары и обязательно иронизировала, но никогда не останавливалась. Одна из величайших балерин ХХ века, эталон для многих поколений.
«Крупный художник более всего запоминается современниками и воспринимается в будущем по тому, как он раздвинул поле искусств. Не всякое раздвижение имеет смысл. Но крупные художники, несомненно, приводят к освоению новых полей, подвластных силе искусства. Майя Михайловна, несомненно, это сделала, оставив сильное влияние и впечатление на современников».
Сергей Капица
Очень легко и неистово описывать страдания и душевную боль, а когда человек наполнен гармонией счастья, и ты не знаешь, как соприкоснуться своей вибрацией с этой энергией… Ведь, по сути, мироздание счастье человечества и есть божественное. Именно отражение и сплетение мужского и женского в единое целое – Щедрин и Плисецкая. Она была для него ярким светом, он – искусством, в котором не угасал ее свет. Судьбоносная встреча произошла в доме Лили Брик, известной как «муза русского авангарда» и любовь Владимира Маяковского. Это дало начало неугасаемой любви, которая длилась почти 57 лет.
Ему было 22, ей — 29. Щедрин увидел Плисецкую на репетиции в театре – гибкую, грациозную, в обтягивающем, как вторая кожа, купальнике-трико, и тут, как позже шутила Майя Михайловна, «старикашка Фрейд победил». Ураган фрейдистских мотивов взбудоражил молодую кровь композитора. Семейными теплыми вечерами в Литве, играя иногда классическую музыку Моцарта, Грига, Плисецкая, слыша музыку из другой комнаты, начинала импровизировать. Замирая, Щедрин с восторгом любовался, как это бесподобно: ее лебединая грация просто завораживала. Хрупкая, нежная, иногда экспрессивная, своей бунтарской натурой Майя Михайловна, как сосуд, наполнялась любовью и заботой любящего мужчины.
Он полностью себя отдавал ей, а она его боготворила. Он ее много раз спасал, оберегал от интриг, подарил и продлил новую яркую сценическую жизнь. Сделал для нее новый репертуар – пять балетов: «Конёк-Горбунок», «Кармен-сюита» «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Щедрин как воспринимал Плисецкую, так и писал для нее. Он писал музыку, которую можно назвать чувственной. Она танцевала под эту музыку, как чувствовала. Общее творение «Кармен-сюита» — ведь после классических ролей ей хотелось бунтарского, дерзкого всплеска. Именно Кармен была ее отражением. Щедрин придал музыке оперы Бизе современный блеск. Музыка засверкала обновленной грацией и энергетикой.
Плисецкая внесла в образ яркие краски, новые ритмы, вибрации. Нет ни одного места на планете, где бы не исполняли «Кармен-сюиту». 365 дней в году лучшие хореографы мира ставят совместное дитя Щедрина и Плисецкой. Вплоть до ухода со сцены в 65-летнем возрасте Майя Плисецкая была на виду, а Родион оставался несколько в тени, как ее тыл и вдохновитель. Потом все поменялось, и уже Щедрин, востребованный за рубежом в 1990-е и 2000-е, утопал в заказах, приглашениях, комплиментах и наградах. Плисецкая жила его музыкой и наслаждалась возможностью быть просто собой, просто женой. «Мне все в ней нравится, — говорит Родион Константинович. — Как она просыпается, как она чистит зубы, как она одевает тапочки, у меня это вызывает умиление. В быту с ней очень просто, 24 часа в сутки мы всегда вместе». Детей у пары не было – Щедрин поддержал любимую в желании всю себя посвятить балету. Только смерть смогла оборвать одну из самых ярких и долгих историй любви нашего времени… На 89-м году жизни Майи Михайловны Плисецкой не стало. Когда спрашивали у Майи Михайловны что вы думаете о любви, она всегда отвечала: «Я о ней не думаю, она у меня есть».
Спонсор рубрики