Имя на крыльях

27 августа – День авиации Украины. В канун праздника просто грех не побывать в Государственном музее авиации – одном из самых молодых и, в то же время – самом историко-техническом музее страны!

an2_1428681024_1
АН-2

Музей авиации Украины (Жуляны) был создан в 2003 году, ознаменовав своим открытием юбилейную дату – 100-летие мировой авиации. Музей разместился на территории бывшей учебно-авиационной базы КИИГА (ныне НАУ), а приписанные к ней самолеты стали ядром коллекции. Начавшись всего с 30 бортов, сегодня Жуляны владеют коллекций, в которой 70 самолетов и вертолетов! Внутрь некоторых из них гостям разрешают зайти и даже посидеть за штурвалом пилота J

До прозрачного ограждения аэропорта «Киев» всего 100 метров, и это соседство лишь усиливает интерес к экспозиции. Пролетающие над головой самолеты и гул моторов помогут вам с головой погрузиться в Мир украинской авиации.

На площадке в 15 гектаров представлены разработки Ильюшина, Туполева, Сухого, Яковлева, однако сегодняшняя наша экскурсия является тематической и приурочена к 110-летию со дня рождения гениального авиаконструктора Олега Константиновича Антонова.

Олег Константинович АНТОНОВ (1906 – 1984)
Олег Константинович АНТОНОВ (1906 – 1984)

Выдающийся авиаконструктор, неординарный руководитель, талантливый педагог, писатель, художник, спортсмен… судьба одарила этого человека множеством талантов. Он написал более 20 картин: «Детские игрушки», «Чайник», «Гнев»… В сборнике «Муза в храме науки» представлено поэтическое творчество ученых, среди них – поэт Антонов. Он также является автором книг «На крыльях из дерева и полотна», «Для всех и для себя», «Десять раз сначала» (в последней – много мыслей, адресованных молодежи). Однако важнейшей в жизни Олега Константиновича всегда была авиация. Антонов создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, в том числе – самые крупные и грузоподъемные в мире, принимал участие в разработке десятков других летательных аппаратов, основал оригинальную школу конструирования и воспитал коллектив достойных продолжателей своего дела. В одной из книг Олега Антонова есть такие слова: «В авиации особенно заметна взаимосвязь между техническим совершенством и красотой. Еще на заре авиации конструктор самолетов капитан Фербер говорил: «Хороший самолет летает хорошо, а некрасивый – плохо»… По мере работы задуманный самолет каждый раз прямо на глазах становится все стройнее, изящнее, гармоничнее…»

В музее представлено несколько самолетов Антонова, но сначала необходимо познакомиться с летательным аппаратом, который на фоне других выглядит скромным малюткой, а на самом деле является рекордсменом и великим тружеником. Его история такова. В конце 1940-х в Киеве был налажен серийный выпуск самолета, который изначально назывался СХ-1, так как изначально был спроектирован Олегом Антоновым для применения в сельском хозяйстве. Однако «узкой специализацией» дело не ограничилось, и в историю авиации он вошел под названием Ан-2. Одновременно были созданы его модификации для различных видов применения.

Уже к концу 50-х Ан-2 был самой распространенной машиной гражданской авиации не только в СССР, но и во всех странах «соцлагеря». Он использовался для грузовых и пассажирских перевозок, для борьбы с вредителями и лесными пожарами, метеорологических и геофизических наблюдений, разведки рыбных запасов, тренировок парашютистов, в санавиации…

Ан-2 (по классификации НАТО: Colt – «Жеребенок»), в обиходе – «кукурузник» и «Аннушка» – легкий транспортный самолет многоцелевого назначения, снискавший славу исключительно надежной машины и побывавший практически во всех уголках земного шара. Несмотря на «слабенькую» комфортность, в 1967 году в рейсе до Киева было торжественно отмечено перевозку 100-миллионного пассажира. За создание этого самолета Антонову и его соратникам присуждена Государственная премия СССР.

Долгое время самолет-универсал производился не только у нас, но и в Польше. Всего было построено около 17 тысяч экземпляров Ан-2. На протяжении 10 лет, до появления на свет в 1967 году самолета Ан-3, «кукурузник» был самым большим в мире одномоторным бипланом. Ан-2 занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, производство которого не прерывалось более 50 лет. Кстати, на одном из заводов Китая и сегодня каждый год «рождается» 10-20 таких бипланов.

В 2003 году в мире насчитывалось более 3,5 тысяч Ан-2 разных модификаций, находящихся в состоянии полной лётной пригодности. На счету многих из них более 40 лет использования и около 20 тысяч часов полета. В принципе, календарный срок эксплуатации этого летательного аппарата не ограничен. Он – как велосипед: подрихтовал, подремонтировал, подкрасил – и летай себе дальше! Именно об этом антоновском изобретении другой известный авиаконструктор А. С. Яковлев сказал: «Такие самолеты возраста не имеют!»

…А теперь – об антоновских самолётах-гигантах, самолетах-тяжеловесах, которых в экспозиции Музея нет и в ближайшем будущем не предвидится.

Antonov_An-22_in_new_livery_at_Kyiv_Sviatoshyn_Airfield

Ан-22 «Антей» (по классификации НАТО: Cock – «Петух»), созданный коллективом КБ Антонова, стал первым в мире широкофюзеляжным самолетом. По размерам он превосходил всё, что на тот момент существовало в мировой авиации. В июне 1965-го, на 26-м международном авиасалоне в Париже «Антей» дважды шокировал публику: когда на минимальной высоте эффектно покружил над аэродромом, и когда в его салоне уместилось 300 (!) журналистов, пришедших на пресс-конференцию к Олегу Константиновичу.

Antonow_An-22_Loading_bay

Страницы газет запестрели громкими заголовками. «Летающий танкер», «монстр», «поезд в воздухе!» – как только не называли в те дни «Антея»! Обобщив мнения зарубежных корреспондентов об Антонове, получится: «элегантный конструктор с манерами настоящего артиста и рафинированным умом, склонный анализировать и умеющий говорить на английском и французском языках». После введения в эксплуатацию «Антей» доставлял в районы Крайнего Севера газотурбинные станции, роторные экскаваторы, грузовые автомобили и другие крупногабаритные грузы, чем, кстати, заработал средства на строительство добротной взлетной полосы на базе под Гостомелем. Поскольку аэродромов в Сибири и на дальнем Востоке тогда практически не было, зимой «Антею» частенько приходилось садиться прямо на замерзшие болота…

Antonov_An-124-100_Ruslan,_Antonov_Design_Bureau_AN0968804

Ан-124 «Руслан» (кодовое название: «Condor» – «Кондор») – «лебединая песнь» Антонова. Работа над созданием тяжелого дальнего транспортного самолета, оснащенного двухконтурным турбореактивным двигателем, длилась почти три года, и результат, полученный к 1971 году, не разочаровал создателя. На сегодняшний день он является крупнейшим в мире серийным грузовым самолетом.

Antonov_124_in_Holzdorf

Когда Ан-124 еще не имел имени, генеральный конструктор пригласил в кабинет одного из сотрудников, и спросил, подойдет ли новому самолету название «Тарас Бульба» и оценят ли его украинцы. Дело в том, что Антонов был влюблен в творчество Гоголя и, отличавшийся великолепной памятью, часто цитировал наизусть большие отрывки из произведений писателя. Сотрудник покачал головой: «Украинцам, безусловно, понравится, только… Олег Константинович, может, вы все же дадите ему другое имя? Очень уж красивая машина!» – «Тогда пусть будет Руслан», – был ответ. «Руслан» оказался исключительно удачным самолетом. На нем установлено 30 рекордов.

…Олег Константинович Антонов умер 4 апреля 1984 года. Одним из последних его наставлений коллегам было таким: «Дальше идти можно только революционным путем, осваивая новые идеи. А границ новой техники, как известно, не существует».

Antonov_Airlines_Antonov_An-225_Mriya_UR-82060_Perth,_2016_(01)

Ан-225 «Мрія» (кодовое название: «Cossack» – «Козак») – крупнейший и наимощнейший в мире транспортный самолет создавался специально для перевозки космических кораблей многоразового использования. Процессами разработки руководил Петр Балабуев, генеральный конструктор ОКБ имени Антонова. Строительство этого супергиганта началась в 1985 году и продолжалась рекордно короткое время – 3,5 года (для сравнения: на разработку A-380 понадобилось 10 лет, на разработку Boeing 747 – шесть).

an-225-laquo-mriya-raquo-nbsp-mdash-samyj-bolshoj-samolet-v-mire-03

Ан-225 впервые поднялся в небо 21 декабря 1988, а уже через три месяца в одном полете с максимальной взлетной массой более 500 000 кг было установлено 106 мировых рекордов и рекордов для самолетов этого класса.

13 мая 1989-го Ан-225 перевез воздушно-космический самолет «Буран» из города Жуковский в Байконур. Через месяц та же комбинация (самолет с космическим челноком на «спине») была продемонстрирована на Парижском авиасалоне Ле-Бурже. В сентябре 1990-го Ан-225 появился на авиашоу в Фарнборо (Англия), в 1991 – снова в Париже. В августе 1993 года на авиашоу МАКС-93 в Жуковском «Мрія» выступала уже с украинским флагом на хвостовом оперении.

mriya_buran

Из 500 рекордов, установленных за 70 лет различными типами самолетов ГП «АНТОНОВ», 240 – на счету «Мрії», что само по себе уникальное достижение, зарегистрированное в Книге рекордов Гиннесса.

Ан-225 – это самолет с самой большой в мире взлетной массой (600 т) и самым большим размахом крыла (88,4 м) из ныне летающих (больше – только у Hughes H-4 «Spruce Goose», который относится к классу летающих лодок, но американский самолет совершил только один короткий и сверхнизкий испытательный полет и больше в воздух не поднимался).

Ан-225 – это самолет, перевезший за один рейс самый длинномерный груз, самый большой моногруз (генератор со специальной рамой общим весом 187,6 т) и самый тяжелый коммерческий груз (253,8 т).

…Успевшая удивить весь мир, принявшая участие во всех международных авиасалонах и авиашоу в 1988–1994 годах, после развала СССР и сворачивания космической программы «Энергия–Буран» «Мрія» несколько лет «отдыхала» в ангаре. Но с 2001 года она снова в строю и в составе авиакомпании Antonov Airlines выполняет коммерческие мега-грузовые перевозки.

В период с 10 по 15 мая 2016 года крупнейший на планете транспортный самолет Ан-225 совершил перелет из Украины в Австралию общей дальностью свыше 15 500 км со 135-тонным генератором на борту и, совершив по пути 4 посадки: в Чехии, Туркменистане, Индии и Малайзии, по-антоновски элегантно и артистично приземлился в городе Перт, где его восхищенными возгласами встречали тысячи людей, пришедшие посмотреть на украинскую «Мрію»…

Текст: Инна БУКРЕЕВА

Больше статей из рубрики «Украина уникальная»:

Минуле і майбутнє княжого…

Як зустрічали весну вдавнину

Таємниці старовинних печер

Из жизни киевских парков

Відчути…відлуння віків

Село! — і серце одпочине

Мой цветущий Киев

Хрустальный крест Валентины

Serge Lifar de Kiev… 

Співуча магія

Киев, любовь моя…

Наші велетні

Зачарована красою

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *