Последние несколько лет украинское искусство, как классическое, так и современное, пользуется небывалым успехом и даже бьет рекорды продаж на торгах аукционных домов мирового масштаба. И в свете таких важных событий для жизни страны как Дни Украины в Великобритании и первые в истории аукционного дома Sotheby’s торги восточно-европейского искусства, возникает вопрос о месте отечественного современного арта в мировых культурных процессах. Почему украинское контемпоральное искусство интересует некоторых коллекционеров больше, чем европейское? Как реагирует зарубежный зритель на творчество наших художников ? На эти и другие вопросы поможет найти ответ эксперт в области современного искусства и куратор уникальных художественных проектов Игорь Абрамович.
— Люди, связывающие свою жизнь с искусством, обычно рождаются в семьях художников или целенаправленно идут учиться. А как Вы попали в мир современного арта?
— Ни для кого не секрет, что раньше у меня была своя небольшая компания, занимавшаяся перевозками. Перевозили все, что только можно было. И как-то надо было отвезти картины. Так началось мое знакомство с художниками. Я человек энергичный и не сидел все время в офисе, несмотря на то что это была моя компания. Сам занимался заказами, связанными с искусством. Благодаря этому я общался со многими художниками, они рассказывали мне о своем творчестве и своих работах. Пришло осознание, что реально то, чем я хочу заниматься.
— До этого Вы не интересовались искусством?
— У меня семья очень интеллигентная. С детства помню, дома висели картины. Плюс советское образование чем хорошо было – в школьную программу входили частые походы в музеи. Вот оно у меня с ранних лет и откладывалось в голове. Интерес где-то в подсознании сидел.
— Почему Вы решили заниматься современным украинским искусством, а не классическим?
— Естественно, актуальное искусство мне интереснее, потому что я живу в эту эпоху и в это время. И современные художники со своим мировоззрением мне очень импонируют. Тут еще имеет значение один важный момент – я знаю не только произведение, но и самого художника. Благодаря прямому контакту с автором и пониманию его творчества суть работы открывается глубже. Я не из учебников по истории искусства узнаю о культурных процессах, а напрямую из первоисточника.
— Да. Начал коллекционировать, когда еще перевозками занимался, – цены были совсем другие, невысокие.
— Есть самая любимая работа, ценность которой измеряется не в условных единицах?
— Выделить одну работу не могу — их семь или даже восемь. И причем разных авторов. Есть работы Олега Тистола, и Арсена Савадова, и Анатолия Криволапа, и Виктора Сидоренко. В моей коллекции есть даже работа Герхарда Рихтера. Приобрел в Германии, когда занимался перевозками. Это не совсем картина – шелкография.
— Первая работа, которая попала в Вашу коллекцию?
— Это работа Олега Тистола. С этого начал коллекционировать. И не зря! Говорят, коллекция современного искусства без работы Тистола – не коллекция. И обязательно начинать надо с его работ.
— С активным развитием мирового арт-рынка появилась необходимость в новых специалистах и профессиях. Чем отличается работа арт-дилера от того, чем занимаются галеристы?
— Дело в том, что на данном этапе формирования украинского арт-рынка задача арт-дилера — не только продать, но и обеспечить нужной и актуальной информацией. Я предоставляю консультационные услуги, стараюсь сводить коллекционеров напрямую с художниками. А там уже процесс проходит без меня.
У коллекционеров современного искусства есть уникальная возможность, которой нет у поклонников классической живописи, – общение с художниками, а это очень интересно. Человек не должен покупать работы как бренды или инвестиции, я этого вообще не приемлю. И даже скажу, что некоторые западные коллекционеры буквально мечтают встретиться и лично пообщаться с нашими художниками. Потому что после личного контакта с автором глубже вникаешь в тематику и понимаешь, что купил не просто дорогое имя, но и произведение искусства.
— В Украине есть галереи и галеристы, способные в перспективе достичь уровня Чарльза Саатчи и его Saatchi Gallery, или Ларри Гагосяна и его Gagosian Gallery?
— Есть желание, но мы еще слишком молодые. В Украине арт-рынок начал развиваться буквально в 2000-х годах. Но должны появиться обязательно. Еще рано об этом говорить, потому что надо создавать все с нуля. Без этого никуда не денешься.
— Недавно Вы представляли украинских художников на Днях Украины в Великобритании в одной из самых знаменитых галерей современного искусства – в Saatchi Gallery. Как Вам удалось осуществить такой грандиозный проект?
— В Saatchi Gallery мы попали благодаря такому сильному меценату, как Лада Фирташ и фонд «FIRTASH Foundation». До того как приступить к работе над этим проектом, мы два года ездили на разнообразные выставки за пределами Украины. Реализация задуманного стала возможна благодаря тому, что фонд «FIRTASH Foundation» заинтересовался современным искусством. Они сделали огромный шаг, которого до этого никто не делал, – представили украинское искусство в формате большого коллективного проекта. Еще и где… В Saatchi Gallery! Во время Frieze Art Fair, когда людей там немеряно было.
— Как иностранная публика отреагировала на творчество украинских авторов?
— Зритель был подготовлен – украинских художников уже представляли в Европе, но, в основном, это были выставки одного автора. Никто прежде не представлял искусство Украины в масштабном проекте. И, естественно, следующим шагом была коллективная выставка, этого от Украины ждали. В результате некоторым молодым художникам уже поступили предложения участвовать в больших международных выставках.
В Украине есть искусство, это факт. Но просто его наличия – мало. Люди из «FIRTASH Foundation» потратили много времени и сил. А самое главное, что хочу подчеркнуть, Лада Фирташ лично принимала активное участие в проекте. Очень энергичная женщина, сама поехала в Saatchi Gallery, сама вела переговоры, сама посмотрела площадку. Она вникла в суть современного искусства, интересуется и глубоко копает. И результат виден налицо.
— Украинское искусство узнают заграницей? Понимают, что это именно Украина?
— Когда езжу за границу, всегда стараюсь посещать музеи и галереи. Часто вижу, как детей туда водят на экскурсии и лекции группами, у них это обязательная программа во всех школах. И подрастающее поколение получает «месседж», что это Украина. Понимание того, что они видели украинское искусство, отложится у них в памяти. Они будут знать, что есть такая страна со своей культурой, со своим искусством. У меня в Лондоне было три дня, специально приходил наблюдать реакцию людей. И я видел, как дети садятся, с интересом слушают и даже что-то зарисовывают. Вот это я считаю как десять золотых медалей. Потому что славянское искусство всегда ассоциировалось больше с Советским Союзом. А тут Украина как отдельное государство. А это очень важно. Мы заявили, что есть такая страна Украина, и уже не можем дальше по-другому идти.
— То есть нас с Россией не путают?
— Многие теперь о нас знают, не все, конечно. Одной выставкой сразу все не изменишь. Но не только выставки влияют на представления людей об украинском искусстве. Нас знают еще благодаря аукционам. В ноябре на первых восточно-европейских торгах аукционного дома Sotheby’s украинское искусство было представлено работами Арсена Савадова, Олега Тистола, Василия Цаголов, Максима Мамсикова, Павла Макова, Анатолия Криволапа. А это очень круто. Главное, мы добились того, что люди понимают – есть такая страна, как Украина, и по нашему искусству можно сказать, что это мы. И школа у нас очень сильная. Поэтому наше искусство сейчас дает такие плоды.
— На каком уровне украинское искусство по сравнению с европейским. Создает ли конкуренцию?
— Мы конкурентоспособны однозначно. И я знаю точно, нас боятся. При поддержке таких меценатов, как Лада Фирташ, мы можем очень многое. Наши художники, в первую очередь, берут качеством работ, а не количеством. Наши авторы еще не перенасыщены деньгами и славой. У старых художников, я их называю классиками, таких как Савадов, Тистол, Цаголов, Криволап, осталась та школа, а это очень важно. Да, у нас немного работ, но это другой вопрос. Все-таки западный рынок гораздо больше и развит намного лучше. Зато у нас качество на первом месте. Даже на сегодняшнем этапе мы все равно входим в десятку.
— Каким Вы видите будущее украинского искусства?
— Прогресс уже заметен. Как минимум по участию украинских художников в мировых аукционах. Они видят потенциал, видят художников. А еще качество и невысокие цены. И западные коллекционеры с удовольствием коллекционируют украинское искусство. Мы иногда с Олегом Тистолом сами не можем отследить путь его работ – на вторичном рынке уже пошел обмен между коллекционерами.
Нам надо больше делать масштабных групповых выставок за границей. Таких, как недавно в Saatchi Gallery в Лондоне. И надо создавать такие исторические проекты, где прослеживается развитие украинского искусства до наших дней, такой была выставка «Украинское барокко». Так о нас смогут узнать во всем мире.