Практически каждый человек рано или поздно приходит к выводу: жить без искусства невозможно. Могут отличаться сферы интересов, степень вовлеченности, но искусство украшает жизнь, делает ее более яркой и полной. О том, как интегрировать современное искусство в свою жизнь, мы поговорили с Мариной Щербенко – арт-консультантом, основателем и куратором Bottega Gallery и Shcherbenko Art Centre
— Марина, что изменилось в культурном пространстве за последние полгода?
— Последние полгода были стрессовыми для Украины. Искусство не может оставаться в стороне, художники не могут не рефлексировать в связи с происходящим в стране. Ключевой стала эмоциональная составляющая их творчества, даже те, кто пытался сохранять нейтралитет, или, как Тиберий Сильваши, являясь художником-абстракционистом, не работают в нише социально-критического искусства, занимают активную позицию в социальном дискурсе.
Нельзя не заметить возросший интерес к Украине со стороны других стран. Сейчас у нас есть возможность быть услышанными международным арт-сообществом, которое обычно крайне замкнуто. Теперь дело за нами – за тем, как мы сможем использовать эту ситуацию. Что может помешать? Наши слабые стороны: ангажированный кураторский отбор работ, нет должного количества консультантов, галеристов, кураторов, искусствоведов для профессиональной работы с художниками и арт-институциями. В то же время многие институции просто отсутствуют, такие как музей современного искусства, государственные и муниципальные галереи, образовательные учреждения. Государству все так же нет дела до этих проблем. Одним из возможных решений может быть налаживание системы стимулирования инициатив, которая позволит меценатам создавать частные институции, музеи и образовательные центры для художников, кураторов, критиков, искусствоведов.
![Edit](http://www.chercherlafemme.ua/wp-content/uploads/2014/08/Edit.jpg)
— В этом году мы очень пышно праздновали 200-летие Т.Г.Шевченко, и многие творцы сейчас обращаются к нему в своих произведениях. На улицах все чаще можно увидеть вышиванки. Это мода или культурное явление?
— Это тоже рефлексия. Шевченко сегодня актуален, как никогда. И художники, и кураторы сейчас перерабатывают его наследие, «переводят» его на современный язык. Результат – множество проектов, в частности, ШЕВЧЕНКО/MANIA/ в Мыстецьком Арсенале.
А вышиванки, по-моему, — это некая защита от внешнего агрессора. Мы обращаемся к национальным основам, потому что хотим идентифицировать себя как украинцы. Стремимся к единению и сохранению своего стабильного быта. В последнее время я побывала не на одном культурном мероприятии, где дресс-кодом был украинский традиционный костюм, и атмосфера была очень позитивной, сплоченной. Это дает людям понимание своих корней и ощущение «мы – едины, у нас есть общее будущее». А будущее без прошлого невозможно.
![Беата Корн «Молочные облака»](http://www.chercherlafemme.ua/wp-content/uploads/2014/08/2-1024x682.jpg)
— От чего зависит понимание современного искусства?
— В первую очередь, от культурного развития общества, от уровня которого зависит, как ни грустно это признавать, уровень развития отдельных личностей. В Украине в последние годы наблюдался большой интерес к современному искусству. Работая с локальной аудиторией, деятели contemporary art параллельно активно пытались интегрировать украинские бренды в мировое пространство. Но мы не избежали входа в арт-среду непрофессионалов, продвигающих исключительно коммерчески направленные выставки, навязывающие потребителям предметов искусства плохой вкус. Конечно, в таких условиях все зависит от человека – как он сумеет обеспечить свое культурное развитие. Не стоит ждать, что кто-то придет и научит вас разбираться в искусстве. Нужно самообогащаться, самим искать информацию, которая сейчас довольно доступна.
Это справедливо для любой сферы знаний: если человеку что-то интересно, он начинает искать сведения, размышлять, анализировать… Искусство – не исключение. Научиться разбираться в нем – вполне реально, как и в литературе или в кинематографе. Но для этого нужно, прежде всего, захотеть узнать что-то новое, выделить на это время.
Очень важна в понимании искусства и роль системы образования. В развитых странах есть масса программ для школьников и студентов, они регулярно посещают музеи, в которых всегда толпы посетителей, участвуют в конкурсах, получают гранты. Однако в Украине ситуация меняется, и если есть желание узнать – есть возможность учиться: платные и бесплатные лекции организовывают Мыстецький Арсенал, CSM (Центр Современного Искусства), Культурный Проект, наши площадки ЩАЦ (Щербенко Арт Центр) и Боттега Галерея…
![Искусство изнутри](http://www.chercherlafemme.ua/wp-content/uploads/2014/08/Искусство-изнутри-1024x682.jpg)
— Если в развитых странах уровень понимания contemporary art выше, откуда берутся проекты и авторы, вроде Дэмьена Херста, чьи произведения сложно назвать искусством?
— Дэмьен Херст работает в определенной нише, его работы получают кардинально разную критику, как отрицательную, так и положительную. Нередко резонансные произведения – это самоирония художника. Яркий пример — Марсель Дюшан, который в свое время занес писсуар в пространство галереи и назвал это произведение «Фонтан», художник, оказавший значительное влияние на искусство XX века, создатель «готовых вещей» (ready-made). Работы же Херста выставлялись не только в сыгравшей в его карьере ведущую роль Saatchi Gallery, а и в White Cube, Gagosban Gallery, Tate Modern, Венецианской биеннале, художник был номинирован на Премию Тернера и т.д. Кураторы, работающие в данных институциях и отбиравшие его работы, – профессионалы, с которыми считается мировое арт-сообщество.
— Обязательно ли начинать изучение с классического искусства? Или классика и contemporary art – это параллельные пространства?
— У каждого увлеченного магией искусства свой путь. Можно начать его в галерее contemporary art, но все равно любопытство приведет вас к истокам, вы будете интересоваться историей искусств. Для того чтобы понимать, что происходит сегодня, как минимум, нужно знать, что происходило в ХХ веке. Ведь тот перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности, который произошел на стыке XIX и XX веков, привел к радикальным сдвигам в истории изобразительного искусства. Чувства безнадежности, скорби, несчастья, неприятия жизни, крайнего индивидуализма проявились в работах большинства художников, работающих в разных направлениях и видах искусства, и сегодня мы продолжаем наследовать приобретения авторов модернизма.
![Тиберий Сильваши «Монохромия»](http://www.chercherlafemme.ua/wp-content/uploads/2014/08/3-1024x683.jpg)
— Какие мировые музеи вы бы порекомендовали посетить тем, кто интересуется искусством, в первую очередь?
— Музей Прадо в Мадриде, Центр Жоржа Помпиду в Париже, Тэйт Модерн в Лондоне, Галерея Уффици во Флоренции, Музеи Гуггенхайма, МоМА в Нью-Йорке и т.д. Но не ограничивайтесь только музеями – есть целая сеть институций, которые дают полное представление об искусстве. Помимо музеев, посещайте арт-ярмарки (ведущие: Frieze в Лондоне, Art Basel в Майами и швейцарском Базеле, FIAC в Париже, и молодые – Арт-Стамбул или Арт-Вильнюс). Вам будет интересно анализировать отбор в сфере искусства: какие работы появляются на ярмарках, какие – в некоммерческих проектах (таких как Венецианской или Берлинской биеннале, Манифесте или Документе). Выставок сейчас проходит множество, посещайте их.
![Даниил Галкин «Двойное зеркало»](http://www.chercherlafemme.ua/wp-content/uploads/2014/08/4-680x1024.jpg)
— Что вы считаете своей персональной миссией как куратора Bottega Gallery и Shcherbenko Art Centre?
— О миссии не хочется говорить шаблонными словами, такими как, скажем, «популяризация современного украинского искусства», эти слова правильны, но банально «замучены» во всех пресс-релизах.
Современное искусство – часто сложный для понимания наших посетителей предмет. Поскольку, как правило, проекты, реализованные на наших площадках, поднимают социально-критические темы, затрагивают болезненные общечеловеческие проблемы, чаще не находя ответы и решения, но «бередя раны». Хорошее творчество автобиографично, тесно «завязано» на личности художника, в нем находят отражение его собственные проблемы и комплексы. Тогда как посетитель галереи воспринимает произведение по-своему, сквозь призму своего личного опыта. Что-то находит отклик, что-то – нет. А наша работа, в сущности, в том, чтобы помочь им найти контакт — творцам и потребителям их творчества. Создать пространство, в котором они смогут пересечься, объединиться – и в результате рождается новый смысл.
![Назар Билык «Емкости»](http://www.chercherlafemme.ua/wp-content/uploads/2014/08/5-682x1024.jpg)
ул. Михайловская, 22б