Иванна Дядюра
Когда напротив тебя в кафе сидит хрупкая женщина, увлечённо рассказывающая о кинематографе, об актёрах, режиссёрах, перспективах нашего кинопроизводства, и при этом профессия которой имеет неженское название «кинопродюсер», невольно проникаешься благоговением, ведь это человек, который проводит кинопроект через все стадии производства, от самого начала до самого конца. Знакомьтесь — продюсер Иванна Дядюра.
— Иванна, с чего всё начиналось?
— С факультета…кинокритики! (Улыбается) Мы изучали большой спектр дисциплин: кроме обязательного изучения истории мирового кино, периода немого, украинского кино и т.д., обязательными были курс драматургии, режиссёрского и операторского мастерства, курс производства. У нас тогда преподавали лучшие специалисты, на курсе мы постоянно общались, были в процессе, принимали участие в кинофестивале «Молодость», который стал для нас хорошим опытом и источником знаний, ходили на все экзамены, на кинопоказы, актёрские показы, поэтому можно сказать, что всё было заложено во время учёбы. На последнем курсе каждый уже знал, куда его клонит: кого-то – в драматургию, кого-то – в производство, кого-то – в критику. Но в любой из этих сфер важны базовые знания. В той же производственной сфере ты ничего не сможешь сделать, не зная основ драматургии, без понимания работы режиссёра, оператора, художника, то есть всех звеньев, задействованных в кинопроизводстве. В то время у нас ещё не было кино, но было начинающееся телевидение, и я попала на только образовавшийся канал «1+1» и благодаря Александру Роднянскому принимала участие во всех самых новых и важных проектах канала. И это был потрясающий опыт!
— Как обстоят дела в отечественном кинематографе? Есть ли у него перспективы?
— Кино – это основа масс-культуры, то, на чём воспитывается подрастающее поколение. У нас долго не снимали кино, поэтому целое поколение выросло на блокбастерах, голливудском кино и т. д, а также на продуктах телевидения. Большая часть этих продуктов (фильмы и сериалы) производилась в России и закладывала определённые посылы. Люди, которые воспитывались на этом бесспорно качественном продукте, с трудом верят и возвращаются к украинскому кино, которое делает первые шаги. Последние несколько лет государство и Госкино во главе с Ильенко оказывают кино огромную поддержку. Начали доверять снимать кино молодым, стало появляться многожанровое кино, что очень хорошо, ведь кино не должно быть идеологически или патриотически направленным, должно быть просто хорошее кино, а это уже и идеология, и патриотизм.
У нас 20 лет не было своего кино, что больно ударило по этой индустрии. Если раньше в каждом уголочке страны, в каждом селе был кинотеатр или кинозал в сельском клубе, то сейчас по всей стране около 500 экранов, а это — мизер. В городах с населением 100 тыс. человек (а это много) зачастую нет кинотеатра! Безусловно, есть интернет, благодаря которому человек имеет возможность выбирать, что ему смотреть. Но поход в кино – это же совсем другое! В детстве ребёнок идёт в кино с родителями, и от их выбора зависит, на каком продукте будет расти их ребёнок, на чём сформируется его мировоззрение. Сейчас стало появляться детское украинское кино, которое нужно поддерживать. Оно не всегда высококачественное, мы не можем пока равняться с крупнейшими анимационными студиями, с такими фильмами, как «Гарри Поттер» или «Хроники Нарнии». Но, тем не менее, это приобщение к своей культуре, закладывание с детства тех ценностей, которые выстрелят через несколько лет в этих маленьких гражданах. Поэтому я бы хотела приучить зрителя к профессиональным кинотеатрам, ведь, смотря фильм на экране с профессиональной техникой, человек получает совсем другие эмоции, нежели у экрана компьютера. Когда маленький человек получает их, глядя на большой экран, а потом обсуждает это с родителями, я называю это началом традиции. А у кино, конечно же, большие перспективы, но нужно, чтобы фильмы окупались и приносили прибыль, а это зависит от количество зрителей, а соответственно – от количества экранов.
— Вы снимаете серьёзное кино. Последний Ваш фильм «Киборги». Что он для Вас значит?
— «Киборги»… Это фильм, который доходит до своего зрителя года через полтора-два. Идея родилась, когда канал «!1+1» показывал цикл «Храбрые сердца», и я увидела выпуск, посвящённый защитникам донецкого аэропорта в тот момент, когда события только происходили. Это вызывало боль, страх, негодование и море других эмоций. Меня поразили человеческие истории, которые для меня всегда являются основой фильма. А здесь было столько трагизма и героизма, что я поначалу не поняла, как это возможно. Ведь это простые люди, не имеющие никакого отношения к военной истории: программист, физик-ядерщик, преподаватель университета, театральный режиссёр… И то, что эти люди встали на этом маленьком участке и оказали профессиональное противостояние, меня до такой степени поразило и эмоционально потрясло, что я решила, что это должен быть фильм. Это очень опасная история для игрового кино, ведь в отличие от документального, где чётко фиксируются произошедшие события, игровое кино – это всё равно что-то придуманное, и здесь важно правильно вложить те месседжи, которые ты хочешь, и сделать это так, чтобы люди их прочитали.
На этапе идеи создания «Киборгов» были споры, мне говорили, что эта история должна отстояться несколько лет для её осмысления. Я не спорю, но тогда мне показалось, что важно показать внутреннюю историю победы человека, внутренний дух именно сейчас. У меня появилась гордость за свою страну, за своих людей, ведь мы долго не умели гордиться флагом, поступками людей, победами спортсменов. Это то, что составляет гордость нации, понимание того, что ты – гражданин этой страны, Тема очень больная, живая, но мы начали подходить к тому, что кино должно быть. И тут встал очень остро вопрос драматургии. У нас в Украине нет, к сожалению, института, который бы выпускал профессиональных драматургов и литераторов, как в Москве Литинститут, например. Эта проблема сейчас очень ощутима – драматургический голод испытывает каждый человек, который сталкивается с кино. Мы изначально понимали, что это кино не должно быть ура-патриотическим, не должно быть и убийственным, оно должно быть с надеждой, верой, но при этом не заигрывать со зрителем. Мы прекрасно понимали, что сложность этого фильма — люди, которые будут его смотреть. Они там были, и для нас было важно, чтобы мы нигде даже чуть-чуть не соврали. Это страшная ответственность.
— Как Вы нашли драматурга, который соответствовал перечисленным критериям?
— Я обратила внимание на Наталью Ворожбит, которая достаточно известна как театральный драматург. Её пьесы идут во многих странах мира: в Великобритании, в Казахстане, Прибалтике, они ставились в Москве до известных событий. Когда я прочитала одну её пьесу с потрясающего качества диалогами, мне стало ясно, кто будет драматургом моего фильма. Но Наталья нас выслушала и сказала: «Я не знаю. Я боюсь». Отвечаю: «Мы тоже боимся, придётся бояться вместе». И Наташа в итоге проделала титанический труд: она ездила на передовую, встречалась с участниками событий в аэропорту, с профессиональными военными, с теми ребятами, которые стали нашими консультантами. Она взяла у них многочасовое интервью. И благодаря её таланту это всё вылилось в такой фильм.
— А что самое сложное было во время съёмок?
— Во время съёмок сложно всё! Не было бы сценария, не было бы фильма. У нас подобрался удачный актёрский ансамбль, но его тоже было сложно собрать. Нашей целью было найти актёров, не замыленных сериальностью, к которым будет доверие. Мы добивались, чтобы это был именно актёрский ансамбль без какой-то звезды, которая будет тянуть весь фильм на себе. Ещё одна сложность: на весь сценарий у нас 6 полноценных героев, и они должны быть равноправными. Сложно было на этапе презентации проекта вызвать доверие у государства, чтобы получить финансирование. Сложен производственный процесс. У нас была декорация, которую создал художник Шевкет Сейдаметов: он построил двухэтажную декорацию донецкого аэропорта, полностью воссоздав по фотографиям все маленькие уголочки, где шли бои. Когда декорацию увидели ребята, которые были в аэропорту, они прислонялись к стене и начинали курить в кулак и говорили, что у них дежавю. Для нас была очень важна их эмоциональная реакция. Ждать её – это тоже сложно.
В создании фильма участвует огромное количество людей, только технического персонала на площадке 100 человек, и у каждого своя задача. На этапе подготовки тоже завязано немало людей, с которыми ты договариваешься, ездишь, звонишь. Для меня лично этот процесс тоже сложен.
— Как Вы смогли собрать такую команду единомышленников?
— Это тоже сложно. Как продюсер я должна полностью доверять режиссёру, поэтому мне важно знать, что мы воспринимаем наш продукт одинаково. Мы в первый раз работали с оператором Юрой Королём. Он профессионал, но при этом ещё возникало ощущение, что «в детстве мы читали одинаковые книжки». С Юрой у нас было полное взаимопонимание, и я рада, что именно его глазами зрители увидели фильм. Здорово, когда все участники съёмочного процесса дышат одни воздухом, смотрят в одном направлении, но если этого нет, то появляется одна из краеугольных сложностей.
— А какой фильм Вы мечтаете снять?
— Хорошую комедию (улыбается). Мне очень нравятся французские комедии, они лёгкие, остроумные, с отличными диалогами, но при этом всегда жизненные. В них показано то, что происходит рядом и что может приключиться с любым из нас. Вот что-то такое я тоже мечтаю снять.
Я очень хочу снять детское кино. Моя дочь в этом году впервые отправилась в детский лагерь и очень переживала по этому поводу. Сознание, что она отрывается на три недели от семьи, едет в незнакомую ситуацию и должна там сама выживать, было для неё большим стрессом. И хотя в первые два дня она пыталась нас разжалобить: «Забери меня отсюда, умоляяяю!», то в конце смены уже просила её там оставить: «Мне здесь так хорошооооо».(улыбается). Они попадают в новую среду на три недели, пропускают все ситуации через себя и самостоятельно начинают понимать многие вещи. Вот об этом мне бы хотелось снять кино.
— И ниша детского кино у нас практически пустая…
— Снимать детское кино сложно. Мы снимали «Чужую молитву», основанную на исторических событиях. В основе фильма — история татарской девушки, которая спасала еврейских детей. И когда я представляла фильм и были продемонстрированы кусочки, меня спросили: «А вот по истории же она спасла 90 детей?» Я ответила, что если бы мы снимали 90 детей, фильм никогда бы не был закончен, потому что работать с ними очень сложно. Если актёр учился профессии, то дети – это быстрый живой организм, который быстро устаёт, быстро переключается. Во все времена считалось, что производство, связанное с детьми и животными, самое сложно и самое дорогое.
— А за рубежом есть интерес к нашему кино?
— В советское время украинское кино выходило на международные фестивали, его знали. И если ещё несколько лет назад о том, что уже независимая Украина что-то там снимает, знали смутно, то последние года два ни один престижный международный кинофестиваль не обходится без украинской премьеры. Это говорит о том, что наше кино выходит на высокий профессиональный уровень и к нашей стране проявляется интерес. Это большая заслуга тех ребят, которые движутся в направлении фестивального кино, потому что оно очень сложное, вершина всего.
— Если бы Вы не стали продюсером, кем бы хотели стать?
— Всё закладывается в детстве, а так как я родилась в театральной семье и у меня папа театральный режиссёр, то я знаю всю эту кухню с пелёнок. Отец меня водил на фильмы, которые мы всегда с ним потом обсуждали, а книги, которые были в то время недоступны и значимы, я всегда получала из его рук. Поэтому направление моего будущего определилось уже тогда. На кинофакультете многие говорили, что мне нужно заниматься драматургией, что у меня получится. Но я человек деятельный, я не могу долго слушать, наблюдать и тщательно записывать.
— Из этого следует, что дочка тоже должна пойти по вашим стопам?
— Это будет ужасно! (смеётся). Моя дочка в третьем поколении (и по маме, и по папе) имеет отношение к искусству, в данном случае, к театру и кино… Я намеренно не отдаю её в какие-то школы искусства, театральные кружки и т.д., у неё обычное детство с танцами, песнями, какими-то постановками, как обычно в школах. Но когда я как продюсер отстранённо смотрю на неё, то понимаю, что разговоры о генах, небеспочвенны, и мне очень жаль, потому что искусство — это нелёгкий труд. Это очень разрушающая профессия, если человек неталантлив. Я наблюдала это с детства и поняла, что только талантливые выживают и чего-то добиваются. Но то, что я вижу в дочери, — это очень сильные гены и очень сильная внутренняя органика. Она себя чувствует органично в кадре, на сцене, у неё нет страха, для неё это естественная среда. Мы её специально не снимаем, но иногда возникает производственная необходимость: когда едешь в командировку, ты ж не оставишь ребенка дома, берёшь с собой. Он крутится рядом, и тут: «Кто под рукой? Ты под рукой! Марш в кадр!» В «Чужой молитве» пару раз так и было. (улыбается)
— Она мечтает об актёрской карьере?
— Глобально она хочет быть режиссёром, и продюсером, и актрисой красивых фильмов. Пока она такими категориями мыслит (улыбается).
— Иванна, большое спасибо за такое внушающее надежду интервью. Надеюсь, что наши читательницы, как и я, вдохновились Вашим оптимизмом, поэтому с нетерпением будем ждать Ваши новые фильмы!
Больше статей из рубрики «Разговор на тему» и «Гостиная»:
Иванна Дядюра: «Моя мечта – снять детское кино!»
За лаштунками Дива. Театральна лабораторія Ольги Данилюк.
Мария Маслий: «На международном рынке нельзя ошибаться — второго шанса уже не будет»
Абсолютное счастье Елены Михайличенко
Анна Яцышена: «Всегда нужно ставить новые цели и достигать их!»
Сергей Ермаков о моде, друзьях, общении с музой и культовых вещах
Игры, в которые играют маски
Трудно быть БЛОГЕРОМ
Филипп Уи. Браво, Маэстро! Виват Оффенбах!
К лету готовы? — К лету готовы!
Самый красивый консул
Не изменяются, любя…
«КОЛДОВСКАЯ ВОДА…»
Модная пора
Творчество. Перезагрузка
Раз, два, три, четыре, пять…
Как рождается искусство
Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби…
В поисках средства…
Читатели vs писатели
К лету готовы? К лету готовы
Не изменяются, любя…
Что год грядущий нам готовит?
И целого фильма мало
Фильм! Фильм! Фильм!
Кто там за кадром…
Модная пора
Творчество. Перезагрузка
Раз, два, три, четыре, пять…
Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби…
Как рождается искусство
Цунами перемен
Вся сила женственности
Не бойся страха
К гадалке (не) ходи…
Предновогодняя уборка нашего организма…
Унылая пора? Очей очарованье!
Неравный бой?