Этой осенью киевские каштаны, тополя, липы, клены, дубы, ясени, буки… в который раз порадовали нас буйством красок. И сегодня, когда ветер сдувает с продрогших ветвей последние листья, La Femme предлагает углубиться в историю столичных парков, в которой так много интересных страниц.
КИЕВ – город с неповторимым ландшафтом. Сотни веков назад ему посчастливилось родиться в зеленой колыбели на высоких холмах над Днепром. Самой природой предназначено было ему стать городом-садом, а его жители активно этому способствовали. Ни для кого не секрет, что в период древности данная местность представляла собой непроходимые лесные чащи, и в Крещатый яр, где ныне пролегает главная улица украинской столицы, киевские князья ездили охотиться на кабанов и медведей. Чтобы попасть с Печерска на Подол или в Старый Киев, требовались смелость и выносливость – столь велик был шанс повстречаться с диким зверем…
В XI веке в городе начало развиваться садоводство. Киево-Печерский, Выдубицкий, Кирилловский монастыри имели роскошные фруктовые сады. Особенно преуспевали в этом лаврские иноки, своими познаниями они были обязаны монахам-грекам, привезшим из старой Византии секреты ухода за культурными растениями. Именно Лавра подарила Украине, а через нее и России, первые культурные сорта яблони, груши, сливы, смородины, малины, крыжовника, абрикоса, грецкого ореха… Загородные усадьбы с вишневыми садами назывались рай-городами, или просто раями. В начале 12-го века монахи научились выращивать виноградную лозу, о чем упоминается в Никоновой летописи. Благодаря киевским князьям и их садовникам-монахам садоводство продвинулось далеко на север — до Москвы и Новгорода. В XVI веке в садах Выдубецкого монастыря появились первые киевские шелковицы…
Киевской Италией называли в свое время район Приорки и Куреневки – за пасторальную красоту пейзажей и особую любовь жителей к пению. Побывав здесь в 1886 году, известный петербургский художественный критик пошел в своих сравнениях еще дальше: «В лунную ночь эти сады представляют дивную картину. Колоссальные тополя, облитые светом месяца, как живые, тянутся вверх. Прозрачные ивы и светятся, и темнеют. Белые мазанки притаились под ними […] Плоская равнина Днепра, уходя в серебряную даль, сливается с небом и светлою ночью […] Я видел Дамаск с его 30 тысячами садов, с его куполами, тополями и ивами и не шутя ручаюсь, что ночь киевской Куреневки не уступает ночи Дамаска…» (Дедлов В. По Западному краю. Дело. – 1887. – № 6). В этой местности практиковалось казацкое садоводство, чему в немалой степени способствовали немецкие садоводы, появившиеся в городе в 1840–50 годах и познакомившие киевлян с новыми агрономическими достижениями Европы.
Горка Кристера – напоминание об одном из них – ткаче Вильгельме Кристере, который был приглашен для работы на суконной фабрике, но имел увлечение, которое сумел превратить в прибыльный бизнес. Выкупив в 1848 году солидный участок земли на Приорке, он заложил на ней виноградник, питомник плодовых и декоративных деревьев, цветочное хозяйство и пасеку. В годы расцвета садоводство Кристера предлагало сотни сортов яблони и груши, 50 сортов вишни и черешни, 25 винограда, 20 персика и абрикоса. С началом Первой мировой войны хозяйство начало приходить в упадок, а после Октябрьской революции земли были национализированы советской властью.
Кинь-грустъ – один из лучших частных киевских парков конца 30-х годов 19-го века – принадлежал переяславскому помещику Платону Яковлевичу Лукашевичу и его супруге. Прекрасный сад с широкими дорожками, цветниками, беседками, мостиками и другими сельскими затеями, обилие фруктов и ягод (от брусниковой смородины до ананасов), выращенных в больших каменных оранжереях поместья, пруд с лебедями, возможность послушать музыку в исполнении домашнего оркестра и доброжелательность не скупившихся на угощения хозяев привлекали на дачу толпы гостей. В газетной хронике и воспоминаниях о гуляниях в Кинь-грусти упоминалась возвышенность, с которой открывался чудесный вид на Киев. В книге Л. Ярцовой эта киевская достопримечательность описана так: «Недалеко от дома возвышается так называемая Княжья гора, крутая и как бы обточенная со всех сторон; на ней проведена дорожка винтом, от подошвы горы до верху, где выстроена беседка, совершенно открытая, с прекрасною статуей Амура посредине. Оттуда-то открывается перед вами на расстоянии 10 верст весь Киев, как какое-нибудь фантастическое явление, носящееся над землею в туманных облаках, с ярко блестящими златыми главами многочисленных церквей». Живописным парком «Кинь-грусти» восхищались и гости из города на Неве. В письме редактору «Современника» Плетневу инспектор Петербургского учебного округа П. Максимович отзывался о Лукашевиче как о человеке, который «умыл, одел и причесал киевскую природу, и из нее то вышло, что царскосельские и павловские сады перед нею блекнут, уступая ей в роскоши растительности и живописности местоположения».
Слава о красоте киевских пейзажей проникала во все уголки Российской империи. Видеть их считалось таким же необходимым для каждого образованного человека, посетившего «южную столицу», как и знакомство со святынями Лавры.
Панорама, открывавшаяся с обрыва горы в Голосеевской пустыни, вдохновила писателя А. Муравьева, гостившего у владыки Филарета Амфитеатрова в 1843 году, на такие строки о Киеве: «Он нам мелькнул вдали над глубоким провалом, между раздвинувшихся деревьев, как некое видение, плавающее в вечернем тумане, с румяными призраками своих куполов и колоколен. Казалось, еще одно мгновение, и видение сие сольется с облаками, останется лишь ясная лазурь неба; но вот оно все перед глазами, как апокалиптический образ нового Иерусалима, исполняющий душу сладким восторгом. Это просвет иного мира из оконца здешнего…»
Пейзажи, открывавшиеся с Печерских холмов в центре города, впечатляли не меньше. Лучшие, «августейше апробированные» виды на Старый город, Подол и Заднепровье открывались с Большой аллеи и смотровых беседок Царского сада. Особенно красивой была его нижняя часть с прекрасным озером в центре. К нему от дворца вели широкие лестницы, проложенные по уступам гор. Северные склоны и саму долину занимал огромный розариум, отчего окрестности водоема назывались Долиной роз, и заезжие путешественники сравнивали ее со знаменитой Долиной роз в Дрездене.
В 1819 году верхний деревянный этаж царского дворца сгорел. Здание кое-как починили и в 1834-м разместили в нем курортный зал Заведения искусственных минеральных вод, куда приезжали на отдых и лечение раненые офицеры с Кавказа и просто обеспеченные люди. Многие из курортников жили в городе и съезжались в Царский сад с раннего утра для водных процедур и прогулок на свежем воздухе. В 1867 году «Минерашки» решено было переместить в часть Царского сада за Петровской аллеей (Крещатицкий парк). Для городского курорта был выстроен большой деревянный павильон с гостиницей, а через несколько лет неподалеку от них были построены две водопроводные башни.
В 1856 г. Царский сад пребывал в запущенном состоянии и на правах бесплатной аренды был передан известному в Киеве садоводу Карлу Христиани. Построив новую оранжерею и несколько теплиц, тот сначала содержал весь сад, затем создал акционерное общество и, вернув городу весь Верхний парк, оставил за собой лишь долину обезвоженного к тому времени озера с окружавшими его розарием, аллеями и фруктовым садом. В этом райском уголке Царского сада он задумал создать большой парк с увеселительными заведениями и платным входом. Основанная садоводом компания приступила к расчистке территории и через два года здесь появился развлекательный комплекс с достаточно дорогим рестораном и пивным баром, с летним театром и танцевальным залом с галереей. Главным украшением нового парка было огромное поле с прогулочными дорожками, проложенными между пышными клумбами. Не имевший себе равных во всем городе по обилию цветочных растений, он назывался Шато-де-Флер – «Замок цветов». Здесь происходили публичные гуляния с фейерверками, песнями, танцами, концертами, театрализованными представлениями. Особым успехом у публики пользовались выступления куплетистов и полеты аэронавтов на запускаемых из Шато воздушных шарах. Некоторые из них умудрялись еще и проделывать акробатические номера под облаками… Сегодня на этом месте – стадион «Динамо».
В 1881 часть «сада минеральных вод» арендовали киевские купцы, а в следующем году в начале Владимирского спуска возле Европейской (тогда Царской) площади было возведено здание Купеческого собрания (то самое, в котором сейчас находится Национальная филармония Украины), позади которого постепенно сформировался культурно-развлекательный комплекс. В глубине сада, который теперь так и назывался – Купеческий сад, появилась открытая эстрада, где проходили популярные музыкальные концерты, деревянные здания летнего клуба и театра, на сцене которого в течение многих сезонов выступали М. Заньковецкая, М. Садовский, П. Саксаганский и другие корифеи украинского драматического искусства.
…Во второй половине 19-го века застройка города начала уплотняться. Старые усадьбы, с роскошными садами во дворах, постепенно исчезали с карты города, а на их месте появлялись многоквартирные дома. Жить в городе в летнее время стало трудно: деревьев на улицах было мало, водопроводной воды хватало лишь на обитателей центра. Город задыхался от жары и смрада выгребных ям. Ветер поднимал в воздух тонны пыли, отчего на улице днем становилось темно, как ночью. На город надвигалась тень экологической катастрофы. В этих условиях проблема бульваров и скверов стала актуальной, как никогда. Впрочем, первый общественный сквер появился в городе не по причине острой необходимости, а по капризу императрицы Марии Александровны, облюбовавшей восстановленный Царский дворец для осенних визитов в Киев, но невзлюбившей при этом старую пыльную Плац-парадную площадь. По ее просьбе на месте бывшей центральной площади в 1874 году был разбит большой сквер. Проект, предложенный садоводом А. Недзельским, оказался настолько удачным, что Мариинский парк, основу которого составляли декоративные группы айланта, гледичии и каштанов, был признан безукоризненным с точки зрения садово-паркового искусства…
В Киеве и в других городах Украины есть еще много прекрасных парков – старых и новых, поэтому мы к этой теме еще вернемся…
Текст: Инна БУКРЕЕВА
Больше статей из рубрики «Украина уникальная»: