Так витиевато писал о поразившем его городе Велимир Хлебников — поэт и прозаик, основоположников русского футуризма и реформатор поэтического языка. Зелёные киевские холмы вдохновляли многих: люди и город сплетались в едином творческом порыве, оставляя в мировой истории и культуре неповторимые результаты этого взаимного влечения. Известные люди, так или иначе связанные с Киевом, никогда не забывали город своего рождения, любви, творческого взлёта, нежной грусти и настойчивой ностальгии.
Киевский брак Анны Ахматовой
Жизнь и творчество яркой поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой (Горенко) были неразрывно связаны с Киевом. Когда Анне исполнилось 16 лет, семья Горенко распалась и девушка с матерью Инной Эразмовной переехали из Царского Села под Петербургом в Евпаторию, а затем в Киев, чтобы Аня смогла закончить учёбу. Киевские адреса, где ступала нога будущей поэтессы, сейчас звучат как старинная музыка патриархального города: Ахматова училась в Фундуклеевской женской гимназии, находившейся на одноименной улице (ныне — Б. Хмельницкого), жила у тётки по ул. Круглоуниверситетской, а затем поселилась у кузины на улице Меринговской (сейчас — ул. Заньковецкой, 7). Поэт Николай Гумилёв был влюблён в Анну ещё до её отъезда в Киев, но именно в Киеве наконец-то получил первое её согласие на брак. Анна отказывала и соглашалась связать с ним жизнь несколько раз!
В воскресенье 25 апреля 1910 г. в уже несуществующей Николаевской церкви в Никольской Слободке состоялось бракосочетание Николая Степановича Гумилева, 24 лет, и Анны Андреевны Горенко, 20 лет. В своём дневнике она написала об этом событии: «25 апреля 1910 года я вышла замуж за Н. С. Гумилева. Венчались мы за Днепром в сельской церкви. В тот день Уточкин летал над Киевом, и я впервые видела самолет». Великая поэтесса посвятила Киеву пронзительные строки, наполненный тревогой за город и родных накануне Первой Мировой войны. А Киев отдал дань уважения Анне Ахматовой, увековечив её имя в одной из своих улиц.
Древний город словно вымер,
Странен мой приезд.
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.
Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмазы
К богу взнесены.
Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
Но со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.
Птица – Лифарь
Именно такую надпись завещал оставить на своей могиле знаменитый танцовщик Серж Лифарь. До конца жизни звезда «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева вспоминал родной город и писал с нежностью в конце жизни: «Нет ничего более дорогого, чем Киев». Серж Лифарь учился в 8-й гимназии на площади Ивана Франко, занимался музыкой в Киевской консерватории и уже подростком попал в балетную студию «Школа движения» Брониславы Нижинской при Оперном театре. В 1922 году Нижинская, сотрудничавшая с «Русским балетом» Сергея Дягилева, окончательно перебралась в Париж. Год спустя вслед за ней в Париж приехала группа её учеников, среди которых был и 18-летний Лифарь. Он, казалось бы, навсегда покинул свой любимый Киев.
После кончины Дягилева Серж Лифарь был принят в балетную труппу Парижской оперы. В 1935 году поставил балет Артюра Онеггера «Икар», образ героя которого стал олицетворением самого Лифаря. Балетный критик Александр Плещеев писал: «И вот взмах крыльев, и на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица — Лифарь. Это не танец, не пластика — это волшебство. Мне упрекнут, что это не критика. Критика заканчивается там, где начинается очарование… „Икар“ — это эпоха, это синтез всего его творчества, это как будто предельная черта.»
Жернова Второй мировой войны прошлись и по этому великому танцовщику. Французское Движение Сопротивления в Лондонe даже обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Но после войны обвинение отменили, позволив балетмейстеру вернуться в Париж и вновь работать в Парижской опере.
В 1961 году Лифарь смог наконец посетить Киев. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — печально говорил он.
Посредственный гений Владимир Николаев
Владимир Николаевич Николаев, пожалуй, самый плодовитый киевский зодчий, без которого облик Киева невозможно представить. Выпускник петербуржской Академии художеств, этот талантливый мастер за сорок лет построил 18 церквей, 3 монумента, 27 общественных зданий и сотни частных домов. Он был городским и епархиальным архитектором, архитектором Киево-Печерской лавры, гласным городской думы и членом городской управы, занимал должности председателя правления Киевского литературно-артистического общества и председателя архитектурного отдела Киевского отделения Императорского русского технического общества, одним из основателей и бессменным директором Киевского художественного училища.
Несмотря на такой послужной список иногда звучит мнение, что Николаев был посредственностью, “лучшем среди худших”. Его упрекали и, в общем-то, некоторые упрекают и сейчас в том, что несмотря на количество, качество его работ оставляют желать лучшего. Якобы в них не хватает фантазии, полёта, воздушности и гибкости, а на алтарь прагматизма и простоты он принёс изящество и элегантность. Так ли это, можно судить, увидев его творения на киевских улицах и площадях: Дом Купеческого собрания, известный ныне как Колонный зал имени Н.В.Лысенко, больница для чернорабочих (сейчас институт охраны материнства и детства («Охматдет»), особняк Федора Терещенко (в настоящее время Киевский музей русского искусства), особняк Либермана по адресу Банковая улица, 2, усадьба Гальперина в стиле венецианского палаццо— из лучших образцов застройки Липок конца XIX века на углу улиц Грушевского и Шелковичной, Трапезная церковь Киево-Печерской лавры , Вознесенская церковь на Байковом кладбище, комплекс Покровского монастыря. Не говоря уже о тех произведениях Николаева, которые не сохранились, но остались на фото и открытка с видами старого Киева: гостиницы «Националь» и «Бель-вю» на Крещатике, Стретенская церковь, Александро-Невская церковь в Мариинском парке и часовня на Лукьяновке. Архитектор также приложил руку к строительству Владимирского собора, возведению памятника Богдану Хмельницкому, Городскому музею (теперь Музей украинского искусства). Николаев не отказывался ни от какой работы, параллельно с возведением шикарных особняков он строил благотворительные заведения и т.д. И представить Киев без архитектора Николаева мы уже никогда не сможем!
Больше статей из рубрики «Украина уникальная»:
Уникальная кулинарная Украина
Весело-весело встретим Новый год!
Украина в ролях
Кто поедет в Тростянец?
Жемчужины нашей родной Украины
Килия. Самый древний город Украины