«Киев, ты весь – поцелуй на морозе взасос»

 

Авторская рубрика Анастасии Зверевой, креативного редактора Chercher la femme

Так витиевато писал о поразившем его городе Велимир Хлебников — поэт и прозаик, основоположников русского футуризма и реформатор поэтического языка. Зелёные киевские холмы вдохновляли многих: люди и город сплетались в едином творческом порыве, оставляя в мировой истории и культуре неповторимые результаты этого взаимного влечения. Известные люди, так или иначе связанные с Киевом, никогда не забывали город своего рождения, любви, творческого взлёта, нежной грусти и настойчивой ностальгии.

Киевский брак Анны Ахматовой
Жизнь и творчество яркой поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой (Горенко) были неразрывно связаны с Киевом. Когда Анне исполнилось 16 лет, семья Горенко распалась и девушка с матерью Инной Эразмовной переехали из Царского Села под Петербургом в Евпаторию, а затем в Киев, чтобы Аня смогла закончить учёбу. Киевские адреса, где ступала нога будущей поэтессы, сейчас звучат как старинная музыка патриархального города: Ахматова училась в Фундуклеевской женской гимназии, находившейся на одноименной улице (ныне — Б. Хмельницкого), жила у тётки по ул. Круглоуниверситетской, а затем поселилась у кузины на улице Меринговской (сейчас — ул. Заньковецкой, 7). Поэт Николай Гумилёв был влюблён в Анну ещё до её отъезда в Киев, но именно в Киеве наконец-то получил первое её согласие на брак. Анна отказывала и соглашалась связать с ним жизнь несколько раз!
В воскресенье 25 апреля 1910 г. в уже несуществующей Николаевской церкви в Никольской Слободке состоялось бракосочетание Николая Степановича Гумилева, 24 лет, и Анны Андреевны Горенко, 20 лет. В своём дневнике она написала об этом событии: «25 апреля 1910 года я вышла замуж за Н. С. Гумилева. Венчались мы за Днепром в сельской церкви. В тот день Уточкин летал над Киевом, и я впервые видела самолет». Великая поэтесса посвятила Киеву пронзительные строки, наполненный тревогой за город и родных накануне Первой Мировой войны. А Киев отдал дань уважения Анне Ахматовой, увековечив её имя в одной из своих улиц.

Древний город словно вымер,
Странен мой приезд.
Над рекой своей Владимир
Поднял черный крест.

Липы шумные и вязы
По садам темны,
Звезд иглистые алмазы
К богу взнесены.

Путь мой жертвенный и славный
Здесь окончу я,
Но со мной лишь ты, мне равный,
Да любовь моя.

 

Птица – Лифарь
Именно такую надпись завещал оставить на своей могиле знаменитый танцовщик Серж Лифарь. До конца жизни звезда «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева вспоминал родной город и писал с нежностью в конце жизни: «Нет ничего более дорогого, чем Киев». Серж Лифарь учился в 8-й гимназии на площади Ивана Франко, занимался музыкой в Киевской консерватории и уже подростком попал в балетную студию «Школа движения» Брониславы Нижинской при Оперном театре. В 1922 году Нижинская, сотрудничавшая с «Русским балетом» Сергея Дягилева, окончательно перебралась в Париж. Год спустя вслед за ней в Париж приехала группа её учеников, среди которых был и 18-летний Лифарь. Он, казалось бы, навсегда покинул свой любимый Киев.
После кончины Дягилева Серж Лифарь был принят в балетную труппу Парижской оперы. В 1935 году поставил балет Артюра Онеггера «Икар», образ героя которого стал олицетворением самого Лифаря. Балетный критик Александр Плещеев писал: «И вот взмах крыльев, и на сцену влетела невиданная чудо-птица… Птица — Лифарь. Это не танец, не пластика — это волшебство. Мне упрекнут, что это не критика. Критика заканчивается там, где начинается очарование… „Икар“ — это эпоха, это синтез всего его творчества, это как будто предельная черта.»
Жернова Второй мировой войны прошлись и по этому великому танцовщику. Французское Движение Сопротивления в Лондонe даже обвинило его в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Но после войны обвинение отменили, позволив балетмейстеру вернуться в Париж и вновь работать в Парижской опере.
В 1961 году Лифарь смог наконец посетить Киев. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — печально говорил он.

Посредственный гений Владимир Николаев

Особняк Фёдора Терещенко (сегодня — музей Русского искусства)

Владимир Николаевич Николаев, пожалуй, самый плодовитый киевский зодчий, без которого облик Киева невозможно представить. Выпускник петербуржской Академии художеств, этот талантливый мастер за сорок лет построил 18 церквей, 3 монумента, 27 общественных зданий и сотни частных домов. Он был городским и епархиальным архитектором, архитектором Киево-Печерской лавры, гласным городской думы и членом городской управы, занимал должности председателя правления Киевского литературно-артистического общества и председателя архитектурного отдела Киевского отделения Императорского русского технического общества, одним из основателей и бессменным директором Киевского художественного училища.
Несмотря на такой послужной список иногда звучит мнение, что Николаев был посредственностью, “лучшем среди худших”. Его упрекали и, в общем-то, некоторые упрекают и сейчас в том, что несмотря на количество, качество его работ оставляют желать лучшего. Якобы в них не хватает фантазии, полёта, воздушности и гибкости, а на алтарь прагматизма и простоты он принёс изящество и элегантность. Так ли это, можно судить, увидев его творения на киевских улицах и площадях: Дом Купеческого собрания, известный ныне как Колонный зал имени Н.В.Лысенко, больница для чернорабочих (сейчас институт охраны материнства и детства («Охматдет»), особняк Федора Терещенко (в настоящее время Киевский музей русского искусства), особняк Либермана по адресу Банковая улица, 2, усадьба Гальперина в стиле венецианского палаццо— из лучших образцов застройки Липок конца XIX века на углу улиц Грушевского и Шелковичной, Трапезная церковь Киево-Печерской лавры , Вознесенская церковь на Байковом кладбище, комплекс Покровского монастыря. Не говоря уже о тех произведениях Николаева, которые не сохранились, но остались на фото и открытка с видами старого Киева: гостиницы «Националь» и «Бель-вю» на Крещатике, Стретенская церковь, Александро-Невская церковь в Мариинском парке и часовня на Лукьяновке. Архитектор также приложил руку к строительству Владимирского собора, возведению памятника Богдану Хмельницкому, Городскому музею (теперь Музей украинского искусства). Николаев не отказывался ни от какой работы, параллельно с возведением шикарных особняков он строил благотворительные заведения и т.д. И представить Киев без архитектора Николаева мы уже никогда не сможем!

Особняк Фёдора Терещенко (сегодня — музей Русского искусства)

Больше статей из рубрики «Украина уникальная»:
Уникальная кулинарная Украина
Весело-весело встретим Новый год!
Украина в ролях
Кто поедет в Тростянец?
Жемчужины нашей родной Украины
Килия. Самый древний город Украины

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *