Когда я начинала проект о моде, людях моды, об украинской моде в контексте исторической ретроспективы и мировой моды, я и не подозревала, насколько глубока и многогранна эта тема. Я окуналась в документы, старые журналы, архивные фото, киноленты и понимала, что моду определенной эпохи можно и нужно изучать по… кинофильмам! И если с зарубежными фильмами все более-менее понятно ‒ наряды к ним изучают как историки моды, так и студенты-«киношники», то работа художников по костюмам на украинских киностудиях заслуживает отдельного рассказа.
«Годы молодые»
Этот фильм, снятый на киностудии им. Довженко в 1959 году, в пух и прах раскритиковали кинокритики. Они писали, что фильм заявлен как комедия, но «лишен подлинной комедийности», да и вообще, это дешевая картина, не способная привить зрителям чувство прекрасного. Однако зрители дали фильму совсем другую оценку, ведь в нем впервые прозвучала «Песня про рушник» Платона Майбороды, играли прекрасные актеры, был чудесно показан Крещатик и днепровские склоны, да и сюжет был понятен и близок каждому человеку ‒ он, она и любовь.
Художники по костюмам постарались сделать так, что даже в наши дни мы можем представить, как одевались в Киеве в 50-е годы прошлого века. В то сложное послевоенное время люди тянулись к прекрасному: если были пустые магазины одежды ‒ шили сами, подсматривая фасоны в зарубежных фильмах, используя собственную фантазию, помноженную на воображение подруг.
Девушки в фильме «Годы молодые» выглядят хоть и не роскошно, но довольно стильно и красиво. Популярным предметом гардероба того времени была вышиванка. Мы можем видеть ее на главной героине, на молодых абитуриентках театрального института, на многих мужчинах и женщинах. Вышиванки у девушек дополняют модные и удобные широкие юбки-колокол, а мужчины надевают вышиванку под пиджак. Следует отметить, что очень часто в фильме встречается одежда в клетку ‒ блузки, платья, рубашки. Если бы была возможность надеть эти вещи сейчас, то никто и не понял бы, что они ‒ гости из прошлого, настолько клетка универсальна и не теряющая актуальности. Еще одна примета того времени ‒ прозрачные белые блузки, под которые надевался более плотный топ со шлейками. Этот универсальный предмет гардероба носили и в пир, и в мир: надев сверху строгий жилет или жакет, можно смело идти на работу, а дополнив игривым украшением и юбкой-колоколом ‒ в кино или на танцы. Кстати, об украшениях: в фильме часто встречается ожерелье из красных бусин, заимствованное из украинского народного костюма. Причем такое украшение надето не только под вышиванку, но и под клетчатую блузку, и под стильный наряд, пошитый явно в Доме моделей или приличном ателье.
Что касается причесок, то у большинства героинь фильма короткие стрижки ‒ волосы прямые или завитые тугими кудряшками. Такие прически были универсальны, удобны, не требовали особых усилий при укладке, игриво открывали шею, что придавало молодым девушкам особый шарм.
«Десять негритят»
Фильм-детектив «Десять негритят» был снят на Одесской киностудии в 1987 году по одноименному роману Агаты Кристи. По сюжету несколько человек, никогда не встречавшихся друг с другом, оказываются на острове, куда их разными путями выманил загадочный незнакомец. Каждый из этих людей совершил преступление, но не понес наказание. То, что наказание неминуемо, гости острова узнают за первым же застольем.
Художникам и декораторам фильма предстояло передать атмосферу Англии 30-х годов прошлого века. Натурные съемки проводились в поселке городского типа Гаспра, на территории «Ласточкина гнезда» в Крыму, а для съемок в помещении в павильонах Одесской киностудии выстроили атмосферные декорации. Следует отметить, что напряженную и мрачную атмосферу фильма было решено подчеркнуть костюмами в черно-белой гамме, а более яркую одежду можно увидеть в кадрах, где герои предаются воспоминаниям. Героини Татьяны Друбич и Людмилы Максаковой одеты элегантно, хотя и строго, согласно моде того времени. Более молодая героиня предпочитает подчеркнуто строгий стиль: например, черный костюм с юбкой прямых линий, черные плотные колготки, шляпу с короткими полями и скромную белую блузу с черным мужским галстуком. На ней также можно увидеть красивое платье из легкой ткани с драпированным поясом, пышными рукавами ‒ но оно также черное, под стать атмосфере фильма. Героиня постарше строгие черные костюмы дополняет менее строгими деталями: боа из перьев, длинная нитка жемчуга, шляпка с вуалью и перьями, шелковая белая блузка с высокой стойкой, застегивающаяся на маленькие бусины. Мужчины же неизменно одеты в строгие черные костюмы с бабочкой ‒ на ужин и в костюмы-тройки с галстуками ‒ на прогулках.
«Приморский бульвар»
Снятый на Одесской киностудии в 1988 году, музыкальный фильм «Приморский бульвар» сразу же полюбился зрителям. Легкая комедия о любви была наполнена отличным музыкальным материалом: восемь песен популярного в те годы Вячеслава Добрынина в исполнении не менее популярной группы «Веселые ребята» тогда держали верхние строчки всех музыкальных хит-парадов. Назатейливая любовная история происходит на фоне одесских достопримечательностей, знаменитых одесских двориков, красивых улиц, еще не застроенных морских склонов и не вырубленных зеленых насаждений.
Что касается одежды, в которой щеголяли участники фильма, то она имеет все черты моды, которую сейчас принято называть «мода 80-х». Она была несколько иронична по отношению к тем, кто ее придерживался, а в наши дни многие детали видятся и вовсе нелепыми. Чего только стоят черные колготки, высокие начесы и огромные плечи! В отличие от моды 70-х, которая до сих пор вдохновляет мировых дизайнеров, немногие спешат повторить образы из 80-х.
Тем не менее и тогда были симпатичные находки, которые воплотили для фильма художники по костюмам. Например, девушки из танцевального ансамбля танцуют в костюмах, состоящих из топов на одно плечо и юбок-шестиклинок с несколькими разрезами ‒ такую одежду можно было часто встретить на девушках в наших городах. Героиня Ольги Кабо предпочитает платья из натуральных материалов с принтом «полоска» и юбкой длиной за колено ‒ похожие платья мы можем видеть и на девушках в массовке. Полоска была очень популярна, а особенно широкая косая полоска на блузках с короткими рукавами и рукавом «летучая мышь». Еще одну примету времени продемонстрировала соседка главного героя: девушка-металлистка одета так, как одевались поклонники металлической субкультуры ‒ в джинсы и куртку-косуху, увешанные металлическими деталями и цепями. В качестве украшения девушке подошло даже мельхиоровое ситечко для чая. Нужно отметить, что в похожую одежду одеты также певцы из группы «Веселые ребята» ‒ кожа и металл были тогда писком моды и своеобразным протестом.
В 80-е годы спорт приобрел огромную популярность: появилась аэробика ‒ и женщины стали тщательно следить за своей фигурой. И этот фактор не мог не отразиться на моде: начала появляться одежда для занятий аэробикой, да и просто пройтись в спортивном костюме по улице не считалось зазорным. Последний крик моды, продемонстрированный в «Приморском бульваре» героиней Анны Назарьевой, это надетые под гимнастический купальник плотные колготы, гетры и низменная повязка на голове, не дающая каплям пота скатываться на лицо. Чтобы подчеркнуть спортивный стиль героини, ей подобрали облегающие майки-боксерки, короткие юбки, узкие брюки и объемные свитшоты.
Продолжение следует…