Авторская рубрика Любови Ступаковой
Нина Симон была одной из самых выдающихся художников ХХ века, икона американской музыки. Она получила прозвище «верховной жрицы Души», ибо могла сплести заклинание своим голосом настолько соблазнительно и гипнотически, что слушатель терял представление о времени и пространстве, как бы растворяясь в данный момент. Ей нравилось передавать эмоциональные послания, брать все то, что накопилось внутри. «Иногда я звучала, как гравий, иногда, как кофе со сливками», — говорила Нина Симон. Слушая музыку, настраиваешься на ее эмоциональную волну, чувства и переживания переполняют тебя, доводя до глубоко эмоционального кайфа. Эта одна из тех историй, что поселилась в умах многих меломанов, затронув своей несправедливостью и иронией. Нина Симон, прежде чем ею стать, стремилась быть классической пианисткой. Настоящее ее имя – Юнис Уэймон. Она пробовалась поступить в Кёртисовский институт музыки (одна из наиболее престижных консерваторий США) и была отклонена по причине расовой дискриминации. Отказ Кертиса был очень болезненным, это стало катализатором для нее. Юнис Уэймон смогла найти свой голос в буквальном и переносном смысле. Стать Ниной Симон. Испугавшись, что ее мать может узнать, что она играла «музыку дьявола» в ночном клубе, она берет сценический псевдоним Нина Симон: «Нинья», термин из ласкательных, используемого бывшим бойфрендом; «Симона» – от имени ее любимой французской актрисы Симоны Синьоре, жены Ива Монтана. В ночном клубе одно из условий ее контракта: она будет не только играть на рояле, но и петь, аккомпанируя себе и импровизируя по ходу. Так, практически случайно, началась вокальная карьера Нины Симон. Несмотря на то что у нее не было подготовки как певицы, ее хриплый контральто был необыкновенно выразительным, с очаровательным оттенком андрогинности, превращая популярные мелодии в уникальный синтез джаза, блюза и классической музыки.
К середине 60-х годов Нина Симон стала известна как голос за гражданские права. Она была в центре афроамериканской интеллектуальной элиты: драматургов, актеров, поэтов и писателей. Их объединяла одна идея, одни цели, одна борьба. Ее песни стали гимном новых прав и возможностей. Безумный темперамент, зашкаливающий адреналин, смелость и мужество полностью поглотили ее. Это была музыка свободных людей. Именно свобода была смыслом всей ее жизни. Она хотела быть свободной от самой себя, от одиночества, от невероятной одержимости музыкой, от многих ран в ее жизни. Участие и активность в 60-е годы привнесли хаос в жизнь каждого. Люди жертвовали всем: здравомыслием, благополучием, жизнью. Это отразилось и на ее личной жизни и карьере.
Симон была замужем за своим менеджером, Энди Страудом, прожив с ним более десяти лет. Напористый, обаятельный Эндрю Страуд до встречи с Ниной Симон работал детективом, но из-за романа с певицей ушел из полиции, женился на ней и стал ее менеджером. Он был импульсивным, неуравновешенным и любые конфликты гасил рукоприкладством, но как бизнесмен, как менеджер был очень талантлив. Он организовывал концерты, встречи, записи, что приносило кучу денег. Новые концерты, записи, интервью изматывали Нину Симон. Эндрю Страуд никогда не давал ей остановиться, стимулируя ее то взбучками, то стимуляторами. Постоянная гонка, эмоциональное истощение наложило свой отпечаток на ее нервную систему и привело к биполярному расстройству. Ее поведение было агрессивным и неконтролируемым. Их брак закончился разводом. Из-за своей певческой карьеры Нина пропустила большую часть детства своей дочери.
Вскоре после убийства Мартина Лютера Кинга Нина Симон покидает Америку, обескураженная и опустошенная. Более 15 лет Нина мигрирует в различные страны, включая Барбадос, Либерию, Швейцарию, в конечном счете она поселилась на юге Франции. Испытывая серьезные проблемы с психическим здоровьем и финансами, она медленно возобновила свою карьеру в Париже, не очень успешно. Ридли Скотт, решив снять рекламу Chanel № 5, в качестве джингла выбрал легкую, воздушную «My Baby Just Cares for Me». Но лечение биполярного расстройства оставило заметный след: во время терапии Нина Симон всё медленнее играла, всё труднее пела, всё сложнее концентрировалась на публике.
В своей автобиографии Нина Симон характеризирует себя как художник, который может заставить людей глубоко чувствовать. «Это трудно описать, потому что это не поддается анализу, чтобы приблизиться к тому, о чем ты хочешь играть. Когда ты поймаешь это, когда у тебя своя аудитория, ты всегда будешь чувствовать это… Потому что это как электричество, висящее в воздухе». Это было то электричество, которое сделало ее таким важным художником для многих. И это будет то электричество, которое продолжит подключать новых людей по всему миру».
Спонсор рубрики
Больше статей из рубрики «Город женщин»: