Нишевые ароматы, которые так стремительно ворвались в наш парфюмерный гардероб, покорили «парфманьяков» своими креативными, неординарными композициями. Новые, неведомые широкой публике составляющие и их дерзкие сочетания волновали наше ольфакторное восприятие, выстраивая неожиданные ассоцитивные ряды в недрах нашего подсознания. Так было совсем недавно. А сегодня «нишу» все чаще обвиняют в заигрывании с люксом, потакании потребительским вкусам, повторах и заимствовании. Справедливы ли эти обвинения? Поговорим об этом с экспертом нишевой парфюмерии, основателем и вдохновителем Галереи parfum büro Дмитрием Слесаревым.
— Дмитрий прежде всего хочу поздравить – parfum büro недавно исполнился год. Знаю, что отметить праздник вместе с вами приехали выдающиеся французские парфюмеры. И в рамках этого события было представлено несколько новых брендов. Получается, ниша не только остается востребованной, но и «набирает обороты»?
— Спасибо, Анастасия. Это было действительно яркое событие. Надеюсь, за короткий период существования нашего проекта нам удалось многое, и полку любителей высокой парфюмерии в нашей стране действительно прибыло. Несомненно, ниша сейчас является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка парфюмерии. Это естественно, ведь время и прогресс не стоят на месте. Еще каких-то двадцать лет назад мы использовали стационарные телефоны, а мобильные были просто немыслимой диковинкой. И, конечно, никто даже и не мечтал о таком количестве всевозможных гаджетов на любой вкус и карман. Точно так же темп развития парфюмерной индустрии и обилие коммерческих парфюмерных новинок привело к тому, что аромат как произведение парфюмерного искусства начал обесцениваться и теряться в потоке поставленных на конвейер продуктов. В поисках парфюмерной эксклюзивности и своего собственного ольфакторного стиля потребители, конечно, стали все чаще обращаться к нишевой парфюмерии.
— Еще лет десять назад нишевые бренды можно было пересчитать на пальцах. И в этом также была эксклюзивность. Сегодня же их количество почти сравнялось с люксовыми марками. Ароматы, которые они выпускают, становятся все более предсказуемыми, а названия упрощаются до минимума: оrient, oud, leather, bois, vetiver перетекают от марки к марке. Не связано ли это с тем, что нишевый мир все больше завоевывают маркетологи, которые во главу угла ставят успех у широкой аудитории?
— Думаю, говоря об этих двух сегментах, количественный показатель – не главное: конкуренция на рынке люксовых ароматов – это, проще говоря, конкуренция финансовых возможностей производителя и мастерства рекламных агентств. Чаще всего за люксовым парфюмерным продуктом стоит fashion brand, который во многом определяет границы его развития. Конкуренция в нишевом сегменте – это другое: это борьба концепций и идеологий. Мне кажется, что такой подход значительно честнее, здесь все происходит по принципу естественного отбора, выживает сильнейший, выбор делается потребителем, а не навязывается повсеместно окружающей нас рекламой. Да и используемые зачастую простые названия тому подтверждение. В них меньше всего маркетинга: нет замысловатого названия, которое только вводит потребителя в заблуждение: выделяется один базовый компонент, вокруг которого и строится богатейшая и сложнейшая на самом деле композиция. Таким образом, клиент четко понимает, что он получает при покупке.
— Раз уж мы заговорили о люксе, вот что интересно узнать. Знаковым ароматом люкса, безусловно, является Chanel № 5. Его могут любить или не любить, однако все сразу понимают, о чем именно идет речь. Есть ли такой «флагман» в нише? Возможен ли он в принципе?
— Возможно, многие со мной не согласятся, но лично для меня Chanel № 5 не является квинтэссенцией целого сегмента парфюмерии. Не думаю, что будет правильным выделять какой-то один «флагман». В таком случае какими же будут критерии его выделения? По уровню продаж? Тогда чем такой подход будет отличаться от регулярной парфюмерии? По сложности композиции аромата? А судьи кто? Каждый аромат – это произведение искусства, поэтому вписывать его в какие-то рамки, по-моему, занятие неблагодарное и совершенно ненужное.
— Ваше мнение, безусловно, авторитетное, и спорить я не решусь. А поскольку Вы знакомы со многими владельцами парфюмерных домов и ведущими парфюмерами мира, можете ли назвать из них тех, кто не утратил вдохновения, кто на самом деле творит, создавая произведения парфюмерного искусства?
— Я не беру на себя смелость оценивать мастерство и профессионализм парфюмеров с мировым именем. Однако могу с уверенностью сказать, что в создании аромата важен сложившийся тандем автора концепции и непосредственно парфюмера. Сейчас попробую объяснить, что я имею в виду: недавно на мировом рынке был запущен французский бренд Jeroboam. Он всего лишь месяц в Украине, но уже произвел эффект разорвавшейся бомбы среди любителей нишевой парфюмерии. Я уверен, что успех бренда кроется в превосходном тандеме создателя бренда Франсуа Эна и парфюмера Ванины Мураксёль, которые в процессе работы понимали друг друга с полуслова, их совместная работа превратилась в какую-то волшебную игру мыслей и взглядов, общей страсти к мускусу. Таких примеров можно привести довольно много. Как правило, после такой работы мир видит настоящие шедевры парфюмерного искусства.
— Кстати, не было ли у вас соблазна воспользоваться сотрудничеством с парфюмерами и создать собственный аромат? А, возможно, такой уже существует?
— Пусть ответ на этот вопрос останется интригой ☺
— Хорошо, но, надеюсь, Вы не храните в секрете свою коллекцию ароматов. Уверена, у Вас она имеется. Как вы выбираете для нее «экспонаты»?
— Несомненно, такая коллекция есть. По-другому и не может быть. А состоит она (тут уж никакой интриги быть не может ☺) из ароматов parfum büro. Все экспонаты Галереи, которых на сегодняшний день ровно 313, являются частью меня, ведь, каждый раз пополняя эту коллекцию, я как будто наполняю себя чем-то новым, открываю в себе какую-то неизведанную до этого момента грань. Пополнение нашей коллекции – очень сложный процесс, которые требует глубокого осмысления и тщательного отбора.
— Дмитрий, благодарю за интересную беседу. В заключение хотелось бы узнать у вас самое важное правило правильного выбора аромата.
— Для меня правило подбора аромата очень простое: вы надеваете на себя аромат – сердце начинает стремительно стучать, дыхание перехватывает, вас охватывает трепетная дрожь – в общем, все как в любви.
Больше статей из рубрики «Ароматы»: