Она никогда не изменяла себе и своему дару. Хотя ее путь к признанию был не из легких, вначале она завоевала любовь и восхищение зарубежных арт-критиков, а уж потом отечественных. В искусстве она предпочитает разные жанры от классической живописи и графики до арт-фотографии. Сегодня Марианна Абрамова реализует себя не только как художник, но и как автор ежегодного международного арт-проекта «Палитра свободы», объединяющего художников разных стран мира.
Досье
Член Союза художников Украины, журналист, член Международного оргкомитета программы ООН «Художники за Мир и Гармонию». Автор и куратор ряда международных арт-проектов, в том числе арт-проекта «Палитра свободы»», который ежегодно проводится в Украине и в странах Европы при поддержке Европейского Союза (Представительства в Украине и в Молдове).
Закончила Днепропетровское музыкальное училище им. Глинки по классу фортепиано, Киевский Международный университет, кафедра журналистики.
Как художник получила образование в Москве – в Университете Российской Академии образования, кафедра живописи и графики. Работает в области живописи, графики, арт-фотографии.
Постоянный участник национальных и международных выставок в Словакии, Чехии, Австрии, России, Польше, Дании. Ее работы находятся в частных коллекциях Украины, Словакии, Италии, Чехии, Ливана, Польши, России, Швейцарии, Австрии.
— Дух шоу-бизнеса проник в очень многие сферы, ранее ему не подвластные. Это и литература, и классическая музыка, и живопись. Ваше отношение к этому явлению?
— Нас развлекают и зарабатывают на этом деньги. Это стало индустрией, которой невыгодно, чтобы человек думал, анализировал. Мы создали общество потребителей. Сегодня рынок становится чуть ли не смыслообразующим началом даже в таком далеком от этого явлении, как искусство. Деньги стали мерилом всех вещей в современном мире. Не случайно слово «искусство» все чаще подменяется его иностранным аналогом «арт», к которому так и просится приставка «рынок». Современный человек сбивается с ног в погоне за ускользающими миражами материального благополучия, привыкает мыслить знаками, клиповыми картинками – более сложные мыслительные процессы ему становятся не под силу. Рано или поздно эта система бездумного потребительского отношения к жизни рухнет. И экономический кризис – первый звоночек. Человек – не машина по переработке скороспелой продукции поп-индустрии. Рано или поздно он включит голову и сердце и сможет составить собственное, а не навязанное другими мнение об окружающей действительности. Хочется верить, что это случиться скорее рано, чем поздно.
— Вы постоянно принимаете участие в различных международных выставках и арт-проектах. Это необходимость?
— Скорее потребность. И удовольствие. И еще огромный опыт. Я имею возможность общаться, узнавать что-то новое о другой стране, культуре, о тенденциях в зарубежном искусстве. Я сама являюсь организатором международных арт-симпозиумов. Каждый год в Ялту на наш проект «Палитра свободы» приезжают художники из разных стран. Так что и они имеют возможность больше узнать об Украине и ее культуре. Таким образом, происходит самый живой и продуктивный диалог. И я рада, что Украина постепенно начинает занимать более ощутимое место на карте международной творческой активности.
— Современное искусство многими порой воспринимается неоднозначно. Какую бы вы дали характеристику современному искусству? И какой прогноз? Есть ли шанс у отечественных художников выйти на мировую арт-арену?
— Современное искусство неоднозначно, как современная жизнь. Мой педагог Б.М. Неменский любил повторять, что художник – это чувствилище мира. Художник первым чутко реагирует и пытается осмыслить сквозь призму своего искусства перемены в социуме еще до того, как они произошли. Так что обвинять современное искусство в том, что оно не дарит нам прекрасных минут эстетического удовольствия, наверное, не выход. Необходимо меняться и менять окружающую нас действительность. Современное искусство провоцирует нас об этом задуматься. Что касается мировой арт-арены, то, по-моему, отечественные художники никак не уступают талантом своим иностранным коллегам. Здесь вопрос скорее в подаче, в антураже. Ну и в финансировании, конечно. А еще, скорее всего, с этого стоило бы начать – это вопрос государственной политики относительно присутствия национальной культуры за рубежом. Хотя, кажется, сегодня еще не все понятно даже с присутствием национальной культуры внутри страны.
— Ваше определение понятия «настоящий художник»?
— Помните у Ахматовой «… и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь». Настоящий художник тот, кто слышит «продиктованные строчки», не изменяет себе и своему дару. Не ориентируется на успех.
— Вы работаете в области живописи, графики, арт-фотографии. Что для вас ближе на данный момент?
— С некоторых пор наблюдается ажиотаж вокруг фотографии. Кажется, только ленивый сейчас не пишет книги и не занимается фотографией. А у меня такой стопор в организме начинается, когда что-то становится массовым. Так что мой фотоаппарат сейчас отдыхает. А как будет дальше, кто знает. Когда хочешь что-то быстро донести, лучше фотографии, конечно, нет. Сейчас мне интересно вариться в живописи. Это живая энергия, которую ты вкладываешь в работу. Ты прикасаешься к холсту и вносишь, помимо смысловых нагрузок, еще и ток своих рук. Картина – это энергетический сгусток. Поэтому часто говорят, что картина живая. Я никак не хочу умалить достоинства фотографии. У нас есть великолепные мастера. Но живая пульсация живописи – это захватывающе!
— Один из критиков охарактеризовал вас как адепта колористической интуиции. Вы любите эксперименты с цветом? Какой цвет ваш любимый?
— Синий и красный. Разум и страсть. Мне интересно наблюдать, как складываются их взаимоотношения на пространстве холста.
— Для любого художника важно признание. Для вас это вопрос славы или богатства?
— Для меня это вопрос моего призвания. У Р.М. Рильке есть прекрасное, на мой взгляд, определение:
«… слава… — это только совокупность всех недоразумений, скапливающихся вокруг нового имени». Богатство также не может быть целью и смыслом жизни художника. Признание – это, скорее, мерило того, что твои мысли, твое творчество находит отклик и занимает воображение зрителя. Стало быть, то, что ты хотел сказать, ты сказал достаточно мастерски и убедительно, и это производит некоторое действие в сознании людей. Стало быть, твой месседж воспринят – это и есть то, ради чего художник совершает свои «полеты в бесконечность».
— Где вы больше признаны — в Киеве, в Москве, за рубежом?
—Так сложилось, что моя творческая деятельность началась с участия в коллективных зарубежных выставках и проектах. Я часто принимала и принимаю участие в международных пленэрах. Моя выставочная деятельность началась за рубежом. Достаточно типично для Украины, когда художник заходит в украинский арт «через Альпы», через признание за рубежом или в России. Моя история в этом смысле не исключение. В ментальности украинского народа заложена оглядка на соседа. Мы не умеем или боимся выразить свое личное мнение относительно каких бы то ни было явлений. У нас по сей день право на жизнь имеет лишь то, что получило печать «признано в России» или «признано в Европе».
— Каждая серия картин – это какой-то жизненный период. Какая серия ваша любимая?
— Каждая работа – это своеобразный итог предыдущей жизни, это экзамен на готовность идти дальше, открывать новые миры и пространства.
У меня определенно сейчас ностальгия по моему раннему периоду творчества. Это работы, пронизанные такой верой в красоту и гармонию, таким светом. Это состояние уже, наверное, не повторить. Я теперь сама себе завидую, что когда-то могла так искренне и беззаветно любоваться простыми вещами, восхищаться жизнью. Теперь мои чувства гораздо сложнее.
— Ваше отношение к благотворительности и меценатству?
— Я всегда стараюсь принимать участие в благотворительных проектах, потому что не бывает чужой беды, и если ты можешь как-то помочь, помоги. Я и сама стараюсь делать благотворительные проекты. Так, сейчас работаю над проектом «Художники мира – детям Украины». Наша коллекция работ художников разных стран мира – участников арт-проекта «Палитра свободы» — будут представлены на выставке-продаже. Средства пойдут на программу социальной адаптации детей-сирот. Другое дело, что даже благотворительность в нашей стране по ряду причин стала носить слегка нелицеприятный оттенок. То, что произошло с «Больницей будущего», еще долго будет преследовать даже самые искренние попытки благотворительности. Но каждый из нас, как мне кажется, должен сделать хотя бы маленький шаг, чтобы ситуация изменилась. А по поводу меценатства… Необходимо, чтобы вкладывать деньги в культуру своей страны стало духовной потребностью. Для этого нужно и прекрасное образование, и хороший вкус, и умение составить собственное мнение. Это качества, которыми, несомненно, обладали меценаты прошлого. Но главное, как мне кажется, искренне любить свою страну, болеть ее будущим. А будущего у народа без культуры быть не может.
Текст: Марина Ревера