В этом приятном на ощупь мире – в мире трикотажа, как и в любом другом, есть свои лидеры — это, безусловно, итальянцы Миссони (Missoni) и Лаура Биаджотти (Laura Biagiotti), француженка Соня Рикель (Sonya Rykiel) и украинский модный дом RITO, который бессменно возглавляет Татьяна Абрамова. О новых коллекциях, клиентах и, конечно же, трикотаже за чашкой ароматного кофе говорили Татьяна Абрамова и Марина Ситник.
— На сегодняшний день дом моды RITO является одним из значимых украинских производителей трикотажной одежды. Вы ощущаете себя брендом?
— Мы сейчас не в той экономической ситуации, в которой можно наслаждаться какими-то результатами. С одной стороны, рынок заставляет двигаться вперед, а с другой — у нашего коллектива есть достаточно сильная мотивация: нам интересно заниматься тем, чем мы занимаемся, и мы хотим быть лучшими в своем деле. В любом случае развитие не предполагает остановки — это постоянное движение вперед. И, конечно, нас очень подпитывают успехи — например, когда на страницах одного из ведущих мировых fashion-rewie изданий CLOSE-UP (бывший Collezioni) уже два сезона кряду коллекции RITO являются ориентирами в трендах весны-лета и осени-зимы 2011-2012гг. Для нас это признание и высокая оценка.
— Трикотаж — сложный материал, именно поэтому в Украине мало трикотажных производств?
— «Вы не любите кошек?! Вы просто не умеете их готовить» — из этой же серии. Если честно, в «трикотажном мире» я оказалась по воле случая. Я пришла в него из экономической сферы, а вот моя подруга Елена Деревянко, которая сейчас является ведущим дизайнером дома моды RITO, была связана с трикотажным производством, и она создавала для меня неимоверно красивые вещи, которые вызывали зависть у окружающих. А так как я никогда особо не заморачивалась по поводу эксклюзива (только у меня одной и больше ни у кого), возникла идея создавать подобные вещи для всех. Как видите, мы ее успешно воплотили в жизнь. А на вопрос, почему в Украине мало трикотажных производств, отвечу: это очень фондоемкое производство, требующее квалифицированной команды, — дизайнеров, конструкторов, технологов, программистов, — и вся эта цепочка должна состоять из специалистов высокого класса. Вот почему мы так трепетно относимся к своим кадрам, учим их, лелеем. Конечно, как и на любом предприятии, у нас бывают свои взлеты и падения, особенно когда наше государство преподносит нам очередные законодательные сюрпризы. Знаете, пару раз хотелось все закрыть, бросить и уйти. Ведь продавать всегда легче, чем производить, особенно в нашей стране. А когда на очередном худсовете утверждается новая коллекция, понимаешь, что ничего ты не закроешь, а будешь воплощать эту красоту в жизнь и дарить женщинам радость!
— Сколько коллекций в год создаете?
— На сегодняшний день у нас три дизайнера. Ведущий — Елена Деревянко. Она создает коллекции для UFW (Недели украинской моды). Но параллельно с этим у нас еще есть магазины — мы ведь, прежде всего, торговый бренд. Безусловно, производим и эксклюзивные вещи в единственном экземпляре — для наших селебрити, которые обожают все штучное и эксклюзивное. Коллекции для магазинов создает дизайнер Анна Панченко, работающая у нас более трех лет и прекрасно чувствующая трикотаж. (Поверьте, найти дизайнера-трикотажника достаточно сложно, здесь важно не просто нарисовать картинку, а понимать, как ее воплотить в жизнь.) У нас есть свой клуб RITO, на заседаниях которого мы четыре раза в год презентуем свои коллекции — это помимо UFW. Итого получается примерно шесть коллекций в год. Наш третий дизайнер — молодой, начинающий специалист, у нее неплохие результаты, и мы верим, что у нее все получится.
— Вы строгий руководитель?
— Я достаточно лояльный руководитель, и, если устраиваю разносы, то только по делу. Каждое мое утро начинается с фабрики. Я четко понимаю одну вещь: если твое дело, производство, тебе неинтересно, сотруднику оно тем более неинтересно. И если ты не создаешь рабочую атмосферу, не контролируешь, не проверяешь, не инициируешь, твой бизнес может просто потихонечку увянуть. Чувство ответственности для бизнеса — самое главное.
— Вы упомянули о клубе. Кто входит в клуб модного дома RITO?
— Это наши постоянные клиенты и лояльно настроенные к нам люди. Все заседания мы проводим у себя в магазине, где царит приятная, дружеская атмосфера. Кроме того, моделями на презентациях новых коллекций выступают наши клиенты.
— Предлагали ли вам сотрудничество другие компании либо дизайнеры?
— У нас было много предложений от россиян, белорусов и итальянцев. Года четыре назад на нас вышли представители Max Mara, которые готовы были инвестировать в нас достаточно большую сумму денег для того, чтобы мы стали их производственной базой в Украине. Первое чувство после этого предложения: «Боже, я, простая советская девочка, смогла создать производство, которое заинтересовало такой крупный мировой бренд!» Конечно, я сразу загорелась и даже ездила на переговоры в Италию. Но в этой поездке потерялся мой чемодан с образцами продукции. И я подумала: это знак, наверное, не стоит ввязываться в это сотрудничество, каким бы заманчивым оно мне ни представлялось. Если бы я согласилась, дома RITO на сегодняшний день уже не было бы, а была бы просто производственная база Max Mara.
У нас был опыт сотрудничества с западными марками — такими, к примеру, как Лаура Биаджотти (Laura Biagiotti) и Черутти (Cerutti). С украинскими дизайнерами мы почти не работаем — во-первых, у нас есть свои дизайнеры, во-вторых, из-за издержек промышленного производства. Конечно, мы может сделать какие-то детали, но в минимальном количестве, 100 штук, как правило, дизайнерам такое количество не нужно.
— Для кого создает свои коллекции модный дом RITO?
— На сегодняшний день в нашей базе четыре тысячи постоянных клиентов. Ядро — офисные и банковские работники, юристы, преподаватели. В основном это самодостаточные, реализовавшие себя в жизни женщины, чьи вкусы уже сформировались, которые четко знают, что им нравится. Есть еще и такой момент, как симпатия к марке. Как правило, совершив у нас покупку единожды, клиент возвращается. Думаю, потому, что мы постоянно создаем новые коллекции и никогда не повторяемся.
— Чем порадуете свой фан-клуб осенью?
— Это секрет! Единственное, скажу, что цветовая гамма будет разнообразной — от оранжевой до фиолетовой. В коллекции представлены интересные пончо и накидки. Честно признаюсь, если бы не эта жара, я бы уже носила осеннюю коллекцию.
— Вы влияете на внешнее и эмоциональное состояние многих людей. А любое влияние — это ответственность. Какова зона вашей социальной ответственности?
— Конечно, мы делаем больше, чем просто создаем одежду и продаем ее. На сегодняшний день мы занимаемся благотворительностью, помогаем детскому отделению онкологического Национального института рака и приобщаем к этому наших клиентов.