Neo-luxury

Рубрику представляет  салон итальянской мебели и освещения Costa d’Oro
Шик, блеск, красота — именно таким выражением можно было описать происходящее в мире дизайна интерьера в предыдущее десятилетие. Сверкание кристаллов, глянца, позолоченной фольги, безупречно залитые лаком дорогие шпоны экзотических пород древесины – все это отлично отражало пафосность и  роскошь – апофеоз эры экономического расцвета. Однако новые глобальные  проблемы — голод, дефицит воды, стихийные бедствия и экологические катастрофы — потребовали новых решений, большей социальной и экологической ответственности, переосмысления проблем потребления.

Изменилась философия — изменился и дизайн. Как стали бы мы жить, проснувшись утром в мире,  где нет цивилизации, где поменялась система ценностей? Что теперь станет роскошью?
Дом на траве, в пещере, каркасы из веток, глина, дерево, металл, покрытый ржавчиной. Трава и цветы, внезапно врывающиеся в дом, вырастающие из раковин, среди полок на стенах кухни и гостиной. Грани между домом и природой стерты. Оттенки серого, бурого, умбры, имитация  бетонной поверхности, сланца  — основная цветовая гамма новых коллекций. При этом она остается базовой независимо от стилистики — классика, модерн, ардеко. Несмотря на, казалось бы, пессимистическую гамму, в интерьерах много ярких цветных пятен — желтых, синих, зеленых. Необходимо признать, правоту Ли Эделькорт с ее изречением: «Желтый — это новый розовый». Желтый цвет стал излюбленным акцентом в интерьере  — стульчики, подушки, пуфы, журнальные столики  — яркие, жизнерадостные пятна заставляют улыбаться, делая строгий монохромный интерьер забавным и немного инфантильным. Основное отличие от предыдущих лет  — совершенно другое настроение  на стендах. Если раньше основной задачей было поразить воображение изысканностью и пафосностью форм, богатством отделок, то сейчас  дизайнеры нарочито избегают блеска и глянца. Матовые покраски, ржавый металл, процарапанное дерево, имитация бетона, льняные ткани, изобилие керамики создает ровную, спокойную атмосферу. Простые лаконичные формы, спокойные тона, преобладание горизонталей, натуральные материалы, диваны-подушки — все создает атмосферу комфорта и уюта. В классике, при сохранении традиционных форм, нет претенциозности и помпезности, резьба более сдержанная, золото матовое, чаще с примесью серых и коричневатых оттенков, общая гамма более монохромная. Возращение сочных синих и красных  цветов, сочетаний синего с голубым и фиолетовым. Розовый цвет присутствует в  виде одного оттенка – пепельно-розового, чаще в спальнях, в сочетании с оттенками теплого серого. Интерьер дополняют традиционные классические ковры, подобранные в нюансных оттенках к обивкам диванов и кресел.
В кухнях и корпусной мебели дизайнеры играют объемами и плоскостями, кубиками и параллелепипедами, перемежая их открытыми полками контрастных цветов. Одним из основных инструментов дизайна стала плоскость. Благодаря новым технологиям полки и столешницы  изменили свою привычную толщину, стали гораздо тоньше. Столешницы кухонь, вместо обычных 4 см, а иногда и 6 см, уменьшились до 1,5 см, либо напротив  — это десятисантиметровые деревянные доски с грубыми неровными краями. Кроме стальных и мраморных столешниц стали больше появляться  стеклянные и совершенно новый материал, имитирующий поверхность бетона-экомальта. Состоящий из цемента и резины, он обладает уникальными качествами. Материал экологичен, выдерживает высокие температуры, не боится воды, легко чистится и реставрируется. Ну и не последнее качество, которое нужно отметить, — он достаточно теплый на ощупь, в отличие от стали, стекла и мрамора. Ecomalta  настолько быстро завоевывает рынок, что теперь его используют и в фасадах кухонь, гардеробных, офисных столах. Хромированный металл и сталь ушли в сторону коричнево-бронзовых оттенков, имитации ржавчины. Сталь в чистом виде присутствует больше во внутренних выдвижных ящиках и фурнитуре. Фактически все горизонтальные верхние ящики кухонь и гостиных оснащены электрическими подъемниками, что устраняет многие проблемы связанные с этими элементами, — сложность дотянуться до открытой дверцы и подтянуть ее для закрытия. К тому же, эта новая фурнитура позволила дизайнерам делать ящики большей длины, чем обычно. Теперь дверцу  можно открыть легким нажатием, а закрыть, нажав кнопку на каркасе ящика.  Несмотря на простоту и лаконичность дизайна кухонь, все они очень технологичны – в них используются новые материалы и отделки, требующие высокотехнологичного оборудования. Одна небольшая деталь, такая как уменьшение толщин каркаса открытых полок, для потребителя кажущаяся незначительным изменением дизайна, влечет за собой применение новых технологий — использованием не традиционного мдф, а сотового алюминия внутри каркаса. Это дает дополнительную жесткость и не допускает прогибов, неизбежных в мдф с течением времени. Все чаще в кухонную мебель интегрируются элементы умного дома, трансформирующиеся части, которыми можно управлять с помощью ПДУ.
По-прежнему любимым материалом в кухнях является дерево, однако теперь это не лакированные и глянцевые поверхности, а матовые, пропитанные маслом, в которых ощущается текстура дерева. Новинка этого года — термообработка древесины, придающая более теплый бронзовый, иногда шоколадный оттенок и делающая более контрастным рисунок волокон. Забавная штука случилась — фактически исчезли столы на четырех ножках. Теперь основанием стола служат структуры из перекрещивающихся  наклонных опор.
В мягкой мебели модерн набирает обороты фишка с наружными швами, отделанными контрастным по цвету кантом. Форма диванов становится более текучей, стирается грань между сиденьем и спинкой, что отчасти снимает основную проблему выбора дивана — соотношение глубины сидения и высоты спинки. В таком кресле вы всегда найдете для себя удобное положение. В классических диванах  исчезли кристаллы в капитонах, ткани в большинстве случаев однотонные или с полоской. Полосы широкие и узкие, цветные и монохромные, по-прежнему актуальны в обивках и обоях. Диваны становятся похожи на огромные подушки, выполненные из стеганой ткани, они вызывают непреодолимое желание провалиться в них, укутавшись, как одеялом,  сидеть дома, пить утренний кофе и смотреть в огромное окно с видом на лужайку. То же происходит и с изголовьями кроватей. Кровати в модерне постепенно избавляются от видимого деревянного каркаса — все изголовья мягкие, в виде подушек, часто прошитые капитонами. Новым трендом стали пуфы и пледы, выполненные крупной вязкой. Множество ассоциаций с детством — кресла-качалки, простые табуреты, будто сделанные местным сельским мастером, вязаные пледы ручной работы.
Невольно сравнивая выставку этого года с предыдущими, хочется сказать, что дизайн стал более искренним, возвращающим человека к своим истокам — природе, детству. Вспоминается  выражение Карлсона: «Не в пирогах счастье». Возможно, экономический кризис позволил переоценить многие вещи, кажущиеся важными, и увидеть ценность в других вещах – жить и наслаждаться жизнью. Dolce far niente.

Поделиться в соц. сетях