Ольга Чубарева: «Искусство должно быть красивым»

Было время, когда она серьезно задумывалась о том, чтобы заняться своей зарубежной карьерой. Но в какой-то момент Ольга Чубарева поняла, что ее место здесь — рядом с украинским слушателем. Ради нас, слушателей, она ищет сотрудничества с новыми музыкантами и придумывает нестандартные
программы, которые всегда интересны и необычны.

 

 Досье
Ольга Чубарева
. Заслуженная артистка Украины, солистка Национальной филармонии Украины, лауреат международной премии им. Г.С.Сковороды Ольга Чуба-рева родилась в Казахстане, окончила школу с медалью, имеет два высших образования — с отличием окончила Государственный педа-гогический институт в г. Ровно (музыкально-педагогический факультет по классу фортепиано) и Харьковскую консерваторию также с отличием (вокальный факультет, оперная певица).
Высокий статус украинской вокальной школы певица подтвердила на разных престижных музыкальных соревнованиях: в 1997 году Ольга Чубарева была удостоена приза Ирины Архиповой «За перспективность» на Международном конкурсе им. М. Глинки в Самаре, годом позже стала стипендиаткой Вагнеровского фестиваля в Байройте (Германия), а в 2002-м — финалисткой Международного конкурса в Кельне и многих других. Обладательница титула «Очаровательный голос», «Берегиня». Награждена  почетным знаком отличия «Трудовая  слава» и дипломом  «Признание-2010», доцент института искусств Национального педуниверситета им.М.Драгоманова, член  Попечительского совета Украинского фонда культуры. Не замужем, воспитывает сына.

— Ольга, скажите, в вашем случае выбор профессии случайность или закономерность?
— Скорее, закономерность, у нас в роду были и певцы, и музыканты, и художники. Естественно, творческая атмосфера, царящая в нашем доме, оказала на меня влияние. Признаюсь, в детстве у меня не было осознанного желания стать певицей. Правда, руководитель школьного хора все время акцентировала внимание на том, что у меня хорошие вокальные данные, которые стоит развивать. Однако к ее словам я относилась абсолютно несерьезно, на тот момент мне казалось, что певица — это не профессия. А после окончания школы на семейном совете было решено, что я буду жить в Ровно у бабушки, которая на тот момент нуждалась в помощи. Поступив в Ровенский педагогический институт на музыкально-педагогический факультет, я со второго курса начала участвовать в различных вокальных конкурсах. После окончания вуза, который, кстати, впервые за его историю мне разрешили закончить экстерном, училась в Харьковской консерватории. И только после этого, имея в своем багаже победы на нескольких престижных конкур- сах, я поняла, что пение — это моя профессия и жизнь.
— Вы лауреат многих вокальных конкурсов. Какую роль они сыграли в вашей жизни?
— На этапе формирования меня как вокалистки они сыграли колоссальную роль. Именно благодаря конкурсам я набралась необходимого и очень ценного опыта, проверила свои силы и поверила в себя. Конкурсы — это прекрасная школа для любого начинающего вокалиста. Кроме того, они дают возможность заявить о себе и быть замеченным импресарио, которые специально приезжают на подобные мероприятия в поисках талантов.

— А как вы попали в Национальную филармонию Украины?
— Я прошла длинный и сложный путь. На момент окончания консерватории я была лауреатом десяти престижных международных конкурсов, выступала в Парламенте Совета Европы в Страсбурге. Была слишком яркой, заметной и талантливой, поэтому в харьковском оперном театре для меня работы «не нашлось». А так, как без дела сидеть не привыкла, поэтому ездила с гастролями за рубеж, участвовала в международных оперных антрепризах и… параллельно занималась резьбой по металлу и гравировкой. Я наносила орнаменты на оружие и оформляла иконы для монастырей. У меня до сих пор остались шрамы на руках…

— После победы на Международном конкурсе в Кельне вас приглашали учиться в Германии. Почему неостались?
— Реализовать себя было моей мечтой. Не для кого не секрет, что в Европе для этого самые благоприятные условия. Но на тот момент я только родила и не стала рисковать. Осталась дома. А с другой стороны, ничего в этой жизни просто так не происходит. В какой-то момент мне захотелось получить признание не только за рубежом, но и здесь, на родине. На одном из конкурсов, где я была членом жюри, познакомилась с очень интересными, а главное, творческими людьми, которые оценили мой талант. И специально для меня Юрий Петрович Богуцкий, на тот момент министр культуры, выделил место солистки в Национальной филармонии Украины. Конечно, работать в оперном театре более престижно, но я понимаю, что филармония — это прекрасное место работы, где есть возможность реализовать себя. Руководство Филармонии демократично подходит к формированию моего репертуара, я имею возможность сама создавать нестандартные программы и планировать свою творческую жизнь.
— Кстати, о нестандартных программах. Насколько я знаю, у вас очень широкий репертуар — от оперы до джаза…
— Я обладаю крепким сопрано, диапазон которого позволяет исполнять любую музыку. А мое первое образование пианистки дает возможность исполнять авангардную музыку, которую сложно выучить, а тем более воспроизвести, ведь камерный репертуар необычайно сложен для исполнения. Мне интересна эклектика — смешение стилей и жанров. Сейчас я ушла с головой в подготовку  новой сольной программы, премьера которой состоится третьего апреля. Я назвала ее «Опера. Джаз. Блюз». Сейчас не стану приоткрывать завесу тайны. Скажу лишь, что подобного в Украине еще никто не делал. У меня  выработался свой стиль исполнительства. Мне нравится удивлять. Считаю, что искусство должно быть красивым. И я надеюсь, что мой апрельский концерт будет именно таким — красивым, завораживающим и нестандартным.

— У вас есть критик, которому вы полностью доверяете?
 — Мои главные и первые слушатели — родители, с которыми я всегда советуюсь. Они мой надежный тыл и мои ангелы-хранители. Я им доверяю и прислушиваюсь к их мнению, но не слепо — выбор всегда за мной. Если честно, больше люблю слушать критику, чем похвалу. Критика дает возможность совершенствоваться, исправлять ошибки, которые со стороны виднее. А похвала приятна, но она расслабляет.

— Часто женщины искусства лишают себя радости материнства. Как рождение ребенка повлияло на вашу карьеру и ваш голос?
 — Я считаю, что женщина не должна жертвовать материнством ради карьеры. Я родила сына сразу после окончанию консерватории. Самое сложное — не родить, а вернуться потом в профессию — войти в форму и в определенный ритм…

— Ваша мечта?
— Знаете, людям порой очень сложно сформулировать свои желания — не материальные, а именно духовные. Мечта — это нечто эфемерное, нереальное и, казалось бы, недостижимое… Я считаю, что мы все имеем то, чего хотим на самом деле. А если у нас нет того, о чем мы так страстно мечтаем, значит, это нам не нужно. Я всегда строю конкретные планы, которые можно реализовать, и следую к намеченной цели. Но мечты иногда сбываются…

Текст: Марина Ситник
Фото: Сергей Ерух

Поделиться в соц. сетях