Рассказы Чехова

Антон Павлович Чехов — создатель ярких, запоминающихся образов, тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий юмор и лиризм. В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием уродливой среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор.

— Мы взяли на прочтение рассказы Чехова «На подводе» и «Егерь». Чем для вас как режиссера они привлекательны?
Адвокат:
— Мой папа, когда я была маленькой, говорил, что в литературе есть два гения короткого рассказа  — О’Генри и Чехов. У каждого писателя есть свой талан, так вот, как мне кажется, Чехов — гений коротких форм. Он способен на малых площадях развивать небывало широкий спектр переживаний. Полторы страницы его текста способны держать человека под впечатлением несколько дней. Каждая фраза – это концентрированная философия мировоззрения.

—То, о чем писал Чехов, актуально сегодня?

Адвокат: Елена Лазович

Адвокат: — Слово «актуально» для большого художника неприменимо, потому что он всматривается в жизненные явления. А они всегда одни и те же: материнство – это материнство, добро – это добро, зло – это зло. Только в разные времена и эпохи они приходит к нам в разных одеждах и обстоятельствах, а сами явления всегда неизменны.

— Чем интересен образ учительницы Марьи Васильевны из рассказа «На подводе»?
Адвокат:
— Этот рассказ открылся мне в процессе работы над ним. Я всегда очень медленно работаю, разбирая рассказ буквально по фразам.  Первое, что звучит в рассказе, что человек из Москвы, из центра мира, можно сказать, попадает в очень глухую деревню. Это уже трагедия. Причем эта женщина попадает туда не по идейным соображениям, что в принципе  парадокс для чеховского времени, ведь именно тогда многие его современники шли в народ учить, лечить. А женщины начинали приобретать профессию и отвоевывать социальные позиции в обществе по идейным соображениям.  Марья Васильевна в предлагаемые обстоятельства попала случайно, просто так сложилась ее жизнь. Она живет одна в деревне, ездит в город

Свидетель: Антон Чехов

на подводе в земскую управу и за продуктами. Она довольно активна – работает, пытается сделать хоть что-то для школы, спорит с чиновниками, она борется. Чехов нам показывает буквально несколько часов из ее жизни. Она едет на подводе, печальная и продрогшая,  весна ее не радует, рядом едет мужчина, она думает о нем, фантазирует, хотя отлично понимает, что никаких отношений между ними быть не может. Если она еще и влюбится в него, это будет просто крах, она станет еще несчастнее. В результате, переезжая брод из-за желания возницы сократить дорогу, она промочила ноги, продукты, которые она купила, намокли. Сахар буквально тает и исчезает на глазах. Все ее усилия бессмысленны, ей холодно и обидно и кажется, что несчастней человека в этот момент на Земле нет. Мы видим, что предел безнадежности доходит до физического состояния. Ранняя весна, она в промокшей одежде стоит на переезде и ждет, пока проедет поезд, то есть даже двигаться не может, чтобы согреться. А в поезде едут счастливые люди в свои счастливые города, а она, мокрая и несчастная, стоит на обочине жизни.  Но парадокс Чехова в том, и я его за это безумно люблю, что в этот момент она видит женщину, похожую на ее мать, и этот случайно возникший образ возвращает ее в детство. Она вдруг оживает, эти воспоминание наполняют ее счастьем, она озаряется внутренним светом, становится молодой и красивой. В чем суть? Современные люди связывают счастье с предлагаемыми обстоятельствами — дом, семья, работа. А в рассказе Чехова мы видим, что счастье не зависит ни от чего. И из какой-то мелочи, летучего мгновения возникает СЕЙ-ЧАСЬЕ, и человек счастлив, здоров, светел и силен в это мгновение.

Свидетель: «И она живо, с поразительной ясностью, в первый раз за все эти тринадцать лет, представила себе мать, отца, брата, квартиру в Москве, аквариум с рыбками и все до последней мелочи, услышала вдруг игру на рояле, голос отца, почувствовала себя, как тогда, молодой, красивой, нарядной, в светлой, теплой комнате, в кругу родных; чувство радости и счастья вдруг охватило ее, от восторга она сжала себе виски ладонями и окликнула нежно, с мольбой : — Мама! И заплакала, неизвестно отчего. В это время как раз подъезжал на четверке Ханов, и она, видя его, вообразила счастье, какого никогда не было, и улыбалась, кивала ему головой, как равная и близкая, и казалось ей, что и на небе, и всюду в окнах, и на деревьях светится ее счастье, ее торжество».

— Вторая наша героиня из рассказа «Егерь», простая крестьянка Пелагея, по воле барина повенчана с егерем, который не жил с ней ни одного дня. Чехов описывает их случайную встречу. А чем примечательна эта героиня?
Адвокат:
— Это рассказ, как мне кажется, об утраченных нами, современными женщинами, качествах. Я очень удивилась, что именно этот рассказа на нашем мастер-классе выбрали две абсолютно самодостаточные, красивые и успешные женщины. Мне было интересно: почему? Мне кажется, все дело в том, что раньше, до революции, женщины были другие. Почему до революции? Потому что революция женщин очень изменила, мы многое утратили, а то, что приобрели, спорно и неоднозначно. Женщина стала самостоятельной, смелой, современной, модной, деятельной. Такой, которой мужчина не нужен вообще. Раньше, когда женщина венчалась, она становилась как бы за мужем и принадлежала ему. У нее не было социальной сферы, в которой она могла бы реализоваться. Ее сфера – дом и хозяйство. Не знаю, любила ли главная героиня этого егеря до, или она просто принимает его потому, что он ее муж. А муж у нее связан с такими понятиями, как терпение, смирение, кротость, жертвенность. И это все тогда называлось любовью. А любовь не ищет чужого, она не завидует и все превозмогает. И вот тоже парадокс: когда она видит своего мужа, который с ней после свадьбы ни разу не был, она счастлива. Современной женщине непонятно, что такое кротость, я сама не знаю, что это такое. Я это утратила и как нормальная женщина чувствую свою ущербность — мне это недоступно. Я могу руководить, быть интересной в обществе, но мне эти простые вещи недоступны. Это ужасно. Это противоестественно. Почему? Эта простая женщина заключает в себе кротость, смирение, любовь, женственность. А мы гибнем в гордыне и в тщеславии, а  в результате в одиночестве.

Свидетель: «Пелагея стоит на месте и глядит ему вслед… Она видит его двигающиеся лопатки, молодецкий затылок, ленивую, небрежную поступь, и глаза ее наполняются грустью и нежной лаской… Взгляд ее бегает по тощей, высокой фигуре мужа и ласкает, нежит его… Он, словно чувствуя этот взгляд, останавливается и оглядывается… Молчит он, но по его лицу, по приподнятым плечам Пелагее видно, что он хочет ей сказать что-то. Она робко подходит к нему и глядит на него умоляющими глазами».

— А что, по-вашему, объединяет этих двух женщин?
Адвокат:
—  Это очень полярные две женщины. Этим они и интересны, поэтому мы их рассматриваем.  А что общего? Эти две женщины, разные по-своему социальному статусу и  образу жизни, благодаря Чехову переживают мгновение счастья.  И мы видим, что внутренние законы превозмогают внешние.
Адвокат: Елена Лазович, актриса и режиссер «Нового театра на Печерске»
Свидетель: Антон Чехов, писатель
Секретарь: Рита Шпиц
Коллаж: Виталий Бурлюк

Поделиться в соц. сетях