Модный блогер Майя Тульчинская (#Доступно и просто о моде) попросила украинского кутюрье Федора Возианова поделиться мнением о самых актуальных вопросах моды.
Вход в шоу-рум Vozianov — как портал в иное измерение. Скромная дверь в старом дворе в самом центре Киева ведет в светлый и стильный лофт, который запросто мог бы находиться в Стокгольме, Милане или Нью-Йорке. Можно потеряться во времени и пространстве, беседуя с Федором Возиановым. Он не только создает удивительные вещи, но и увлекательно рассказывает…
… О ТОМ, В ЧЕМ СИЛА УКРАИНСКОГО ДИЗАЙНА
Я всегда хотел делать вещи, которые могли бы быть понятны и близки людям в разных странах, в разных концах света. Но при этом – чтобы эти вещи несли какое-то местное своеобразие дизайна. А оно есть, как мне кажется. Ведь на дизайн влияет все: климат, природа, архитектура… Долгая оторванность Украины от мирового культурного и визуального контекста — тоже влияет. И в этом плюс, потому что нет того давления культурного пласта, который есть, безусловно, у итальянцев, у французов, у всех в Европе. Они, как правило, действуют в парадигме этого давления. Это замечательно, что у них есть такая история, но в то же время это в чем-то ограничивает… Не зря же авангард возник на сломе веков и одна из его сильных ветвей была здесь, в Украине. Малевич ведь из Киева.
… О ЯЗЫКЕ ДИЗАЙНА
Я считаю дизайн языком, на котором можно разговаривать. Высказываться. И высказывание может быть вполне конкретным. Недавно мой друг попросил придумать перформанс для открытия его мастерской в Академии архитектуры. Я сделал перформанс «Форматы».
Я вырезал ткань по форматам бумаги и применил архитектурный прием — наслаивания этажей. А потом составил полный женский гардероб из этих «форматов». Я надевал эти вещи одну за другой на модель — и они оживали. И все это, кстати, продалось! Потому что все это было носибельно. Вот такое сложное высказывание, что метрическая система вполне соответствует человеческому телу, было проиллюстрировано языком моды.
Мне не нравится, не близко, когда в одежде не заложена какая-то идея. Хотя бы в части одежды. И в той одежде, которую я делаю, это есть.
У меня был другой перформанс — когда я превратил картины Малевича «Круг», «Квадрат» и «Крест» в платья. Теперь эти платья я выпускаю серийно, и они продаются. В них нельзя узнать картины, но, как правило, тем, кто покупает эти платья, известна их идея. Мы специально прикладываем к платью описание, некую просветительскую функцию мы тоже закладываем в эти вещи.
… О ВДОХНОВЕНИИ
Вдохновение возникает от взаимодействия — с кем-то или с чем-то. Дизайнер не может работать в вакууме, он достаточно сильно связан с… можно назвать это «толпа», но, конечно, он вычленяет из толпы каких-то людей. Иногда я иду по улице и просто наблюдаю за людьми, за тем, как они одеты. Про некоторые идеи можно точно сказать, что я их позаимствовал. Конечно, переработав, переосмыслив. А другие идеи приходят более сложным путем, я даже сам не могу проследить, как это возникло.
… О ПРОРОКЕ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
Так получилось, что первый мой успех был в Италии, не в Украине. В 2010 году впервые я поехал на выставку WHITE (международная выставка во время Недель моды в Милане) — и там бренд стал первым лауреатом конкурса VOGUE Talents. Конечно, все это было слегка похоже на сказку… Мне позвонили из итальянского VOGUE еще до того, как мы приехали на выставку, и сказали, что они отобрали бренд в номинацию. И представьте, я первый раз в жизни в Италии, и на второй день VOGUE устраивает большую вечеринку в Гранд-отеле. Франка Соццани (гл. редактор итальянского VOGUE) представляет бренды-лауреаты, мое имя на экране, короткий фильм о каждом дизайнере…
Конечно, тут же мы ощутили внимание и журналистов, и каких-то не последних людей в фешн-бизнесе. И поэтому одним из первых наших ритейловых мест стал магазин DADA Meeting Point в Милане.
Зато, когда мы вернулись из Италии в Украину, конечно, эта история с VOGUE имела большой резонанс. Можно сказать, что после этого Возианов проснулся знаменитым в своей стране.
Мне очень долго казалось, что то, чем я занимаюсь, и то, что я видел во время украинских Недель моды, это совершенно разные вещи. И я когда-то дал себе зарок, что, пока меня не пригласят на украинскую Неделю моды, я там не появлюсь. Так оно и получилось. В какой-то момент, уже после Италии, меня пригласили открыть UFW.
… О «КОНСПИРАТИВНОМ» ШОУ-РУМЕ
Это получилось непреднамеренно, но да, у нас получился такой слегка конспиративный шоу-рум. Найти его непросто, но какие-то небольшие трудности ведь можно преодолеть? В конце концов, это в самом центре, хоть это и не открытое место, куда легко зайти, проходя мимо. Тут невозможно проходить мимо, тут надо только знать. Поэтому нас находят те, кто ищет. Сюда приходят те, кому нужен именно Vozianov.
… О ТОЛЬКО ЧТО ОТКРЫТОМ КОРНЕРЕ VOZIANOV В НОВОМ ЦУМЕ
Мне кажется, это совершенно естественный шаг — выходить в ритейл. В зарубежный ритейл мы давно уже вышли, а в украинском — это один из первых опытов. Посмотрим, для нас самих это эксперимент. Конечно, там может быть и другая публика, не только те, кто ищет именно Vozianov. Тем интереснее, как они отреагируют. Я давно перестал представлять себе женщин, для которых я создаю дизайн. Потому что иногда я вижу женщин, которых я никогда бы не представил в своих вещах, — и мне нравится, как они в них выглядят! Это отлично, что аудитория бренда расширяется.