Основанный в 1992 году двумя труженицами и оптимистками, он не имеет аналогов в нашей стране. О первых шагах в бизнесе, о людях, которые проектируют и создают стильные, уютные модели одежды из трикотажа, рожденного на собственной фабрике, рассказывает директорМодного дома RIТО Татьяна АБРАМОВА.
Мы встречаемся в доме №5 по ул. Игоревской – именно здесь, на Подоле, 20 лет назад открылся первый фирменный магазин RIТО. Модели из последней коллекции – юбки, платья, свитера, кардиганы, шарфы – уже готовы сыграть свою роль в жизни горожанок, согревая их этой осенью.
Татьяна передвигается по торговому залу летящей походкой, и возникает ассоциация: «бегущая по волнам»… С первой минуты знакомства понимаешь, что перед тобой – женщина особого склада души, искренне влюбленная в свое детище и способная вдохновить всех, кто работает с ней в одной команде. Неудивительно, что почитателей своего, родного трикотажного бренда, с каждым годом все больше.
*
– Татьяна, с чего все начиналось? Ведь не с мечты же «создать украинский бренд и предъявить его миру»?
– Все начиналось с желания носить красивые и модные вещи. В начале 90-х годов мы с подругой Еленой Деревянко открыли маленькое трикотажное ателье, предложив киевлянкам облачаться в нечто более яркое, фактурное, индивидуальное, чем то, что можно было в то время приобрести в магазинах. Шаг за шагом компания начала развиваться.
РИТО – это не женское имя, как многие думают. В названии зашифрована суть нашей деятельности – Разработка и Изготовление Трикотажной Одежды, но звучит жизнеутверждающе и энергично. Интересно, что для жителей Латвии ritos – это утро, а в переводе с итальянского rito означает обычай, традиция…
– Удалось ли вам влюбить в трикотаж киевлянок?
– Честно говоря, не с первой попытки. Виной тому – негативные впечатления о продукции советского легкопрома: слово трикотаж ассоциировалось у всех с «бабушкиными» кофтами унылых цветов и растянутыми на коленках рейтузами. Убедившись, что трикотаж может быть невероятно разнообразным по фактуре и цвету, некоторые дамы все еще сомневались: «Ну, трикотаж – это же только для юных и стройных!» Мы отвечали: возьмите свой размер, и трикотажная вещь, наоборот, подчеркнет достоинства вашей фигуры! Многим казалось, что трикотаж – «исключительно для зимы», но и этот стереотип был со временем нами развенчан. Модели для весенне-летних коллекций мы вяжем из хлопчатобумажных и шелковых нитей, а также из вискозы, которая, кстати, приятно холодит тело, используем ажурное плетение. Все эти вещи соблазнительно женственны, и в жаркое время года они – вне конкуренции.Сегодня у RIТО очень много друзей!
– Как часто обновляется ассортимент и где Модный дом презентует свои новинки?
– По ритму работы мы где-то похожи на Zara. Понятно, что RIТОне можем сравниться с этой глобальной компанией по объемам производства, но скорость обновления примерно такая же. Наши художники работают в режиме нон-стоп. Мы делаем шесть коллекций в год, две из них – для Ukraine Fashion Week, это подиумные коллекции, которые демонстрируют уровень креатива и технологического мастерства наших дизайнеров. Нам приятно, что как минимум половина коллекции, которую RIТОпоказывает на подиуме UFW, отражена на страницах известного итальянского fashion-издания CLOSE-UP как тренды грядущих сезонов. Таким образом, мы не только отслеживаем тенденции моды, мы их создаем.
По мотивам top-level-коллекций ежегодно выпускаются четыре коллекции для магазина, где шире ассортимент и модели адаптированы под потребителя. Мы производим стильную дизайнерскую одежду на все случаи жизни, самых разных размеров и для всех возрастов, не забывая об аксессуарах. У нас есть чудесные предложения для детей и будущих мам, трендовая молодежная линия, мы также выпускаем фирменный домашний текстиль. В нашем портфолио есть даже свадебные платья!
– Дизайнерская одежда Модного дома RIТО доступна человеку со средним достатком?
– Уникальность RIТО как раз и заключается в том, что это компания вертикальной структуры. У нас – полный цикл производства: от идеи до прилавка. Такой формат позволяет связывать в единое целое такие понятия, как дизайн – цена – качество, сохраняя между ними баланс и гармонию. С одной стороны, мы создаем дизайнерскую одежду, но с другой – работаем как промышленное предприятие, компактное, с реальным, а не раздутым штатом сотрудников: у нас работает около ста человек, и каждый из них – профессионал высочайшего уровня, уникум! В отличие от огромных фабрик, тяжело реагирующих на изменения спроса, мы оперативны и вариабельны. Новая модель создается за несколько дней и тут же запускается в производство. Мы не производим музейные экспонаты, мы одеваем обычную украинскую женщину, которая хочет быть красиво и модно одетой. Я считаю, что одежда не должна быть недостижимой роскошью. Покупать ее надо легко, с удовольствием и как можно чаще. Такой шопинг поднимает настроение и действует как лекарство
Фабрика RIТОпроизводит тысячи единиц одежды в год, каждая модель выпускается небольшим тиражом, что позволяет женщинам быть модными и при этом не быть одинаковыми.
– На каком же оборудовании создается такая красота и кто ее проектирует?
– Наша фабрика оснащена немецким оборудованием, которое производится на заводе со 150-летней историей. На таких вязальных машинах работают все передовые трикотажные фабрики мира. По своей «интеллектуальной начинке» они сравнимы разве что с космическим кораблем. Огромное количество механизмов с ювелирной точностью выполняют задачу, поставленную художником, прописанную программистом и внесенную в оперативную память машины. Но сначала создается эскиз узора. Наши дизайнеры прекрасно чувствуют трикотаж. Те переплетения, которые они изобретают, удивляют и восхищают. Иногда после очередной коллекции кажется, что уже невозможно придумать что-то еще более оригинальное, но фантазия наших художников неистощима, они всё равно находят какие-то новые, неожиданные решения.
– В вашем бизнес-плане есть фраза «обеспечить присутствие RIТОна международном рынке»? Северная Европа наверняка оценит наш трикотаж!
– Самый главный рынок для нас – Украина и самый главные покупатели – украинки. Тем не менее, мы работаем сейчас с Прибалтикой и делаем уверенные шаги на европейский рынок и не только. Наш первый показ в Канаде прошел очень успешно: коллекция по мотивам украинского этноса вызвала восторженную реакцию зрителей и была полностью распродана. В августе мы принимала участие в выставке Copenhagen International Fashion Fair (CIFF), многие принимали нас за европейскую марку и очень удивлялись, увидев на стенде украинский флаг…
– Что для вас как для руководителя компании наиболее важно?
– Понимание того, что RIТО создается на долгие годы – как «MaxMara», как «Missoni»… возможно, кто-то уже и не помнит, кто и когда их создавал, но эти бренды есть, они востребованы. Потому и закладывается такая фундаментальная матрица, такие глубинные структуры и связи. Наша компания не носит имя кого-то, потому что RIТО– это плод коллективного труда. Тот же дизайнер… какой бы он ни был мега-талантливый, но для того, чтобы получилось то, что он замыслил, в процессе должны поучаствовать как минимум пять специалистов, каждый из которых вложит в трикотажное полотно и модели одежды свое мастерство и частицу души. Любой из сотрудников может высказать свою точку зрения, внести пожелания по усовершенствованию технологического процесса. И я стараюсь поддерживать в коллективе демократичную атмосферу, чтобы огонь творчества не угасал. Когда после трех праздничных дней люди приходят и говорят: «Боже, как мы соскучились по работе», – это самое приятное, что только может услышать руководитель.
…7 сентября, в День предпринимателя, попалась в Интернете страничка «Правила бизнеса Дэвида Рокфеллера», прочла: «Радость предпринимателя – в создании чего-то постоянного, долговременного и обладающего ценностью для окружающих», – и поняла, почему у меня всегда хорошее настроение!!!
Полезные ссылки:
Беседовала: Инна БУКРЕЕВА