С чего начинается Театр?

Богини, на сцену

С премьерой!

В самом творческом из проектов Chercher la femme принимают участие совершенно разные люди, объединенные любовью к театру. Аплодисментами завершился премьерный показ спектакля «Риторно», представленного на суд зрителей участницами клуба Chercher la femme при поддержке профессиональных мастеров сцены…

В третий раз десять прекрасных женщин нашего клуба «штурмовали» театр с черного входа: гордо проходили на репетиции мимо строгого взгляда вахтерши, обедали в актерской столовке и учились, учились… Каждый день преподносил новые ощущения и сюрпризы. «Я выйду на сцену театра Франко!» – с этой мыслью они засыпали и просыпались. Работая над спектаклем, наши подруги по клубу становились все смелее: все больше уверенности появлялось во взгляде, в голосе, движениях тела. Режиссер проекта Елена Лазович мастерски выстроила вектор движения к цели, в итоге личные переживания трансформировались в коллективную цель – достичь максимальной веры в успех. К этой вершине ведет множество дорог. Для наших актрис это был путь к себе через преодоление тревог и сомнений. И все для того, чтобы в один прекрасный день выйти к зрителям открыто и честно.

После премьеры мы пообщались с актерами, сыгравшими мужские роли в пьесе «Риторно», и пришли к выводу, что Театр начинается вовсе не с игры в персонажи, а с искренности всех тех, кто задействован в постановочном процессе. Сцена, как и жизнь, не терпит вранья, и это важно понять…

В беседе принимали участие:

Светлана Люстерник – генеральный директор Chercher la Femme, куратор театрального проекта.

Игорь Рубашкин – актер Нового драматического театра на Печерске и театральной компании «Бенюк и Хостикоев»; обладатель театральной премии «Киевская пектораль» в номинациях: главная мужская роль, а также режиссер, хореограф-постановщик, художник спектакля. В спектакле «Риторно» исполняет роль режиссера Алекса.

Юрий Вутянов – актер театра и кино; с 2009 года – в актерской труппе Нового драматического театра на Печерске. В спектакле «Риторно» исполняет роль помощника режиссера Федора Петровича.

— Как у каждой театральной постановки, у «Риторно» наверняка есть своя особенность…

Светлана: – Согласно сюжету, действие разворачивается в провинциальном городке: страховая компания в рамках популяризации собственных программ решает организовать театральный проект и приглашает поучаствовать в нем не актрис, а самых известных женщин городка. Постановка спектакля начинает переплетаться с жизненными ситуациями: любовь, дружба, тайны – все выплывает наружу. Что хорошо, что плохо – решать зрителям…

Игорь: «Риторно» – это пьеса, которая, по сути, еще не закончена, то есть является материалом сценическим, а потому она корректировалась в процессе репетиций. По сути, это спектакль в спектакле, более того – зеркальное отражение реальной ситуации, когда на сцену выходят женщины, желающие проявить актерский талант. И там, и здесь – очаровательные «полуаматоры-полувлюбленные», которые сами каким-то образом принимают активное участие в ее разработке, привнося в образы своих героинь внутренние ощущения, поэтому все сценические моменты и образы очень живые…

— Несмотря на название и завязку сюжета, постановка «Риторно» ведь не о страховом или рекламном бизнесе как таковых. А о чем? Каков ее главный посыл?

Спектакль Риторно

Юрий: – В переводе с итальянского слово «риторно» означает возвращение. В пьесе этот термин обыгран двояко: с одной стороны, он означает нечто материальное, с другой – возвращение к себе истинному, что, на мой взгляд, гораздо важнее.

Игорь: – Если говорить о жанре, то я бы назвал эту пьесу реалистичной сказкой, ибо она очень оптимистична. В сюжете, изначально «загрязненном» внешними обстоятельствами, прослеживается мысль о том, что хэппи-энд возможен для каждого: что бы ни случилось, каждый человек однажды прозреет и отыщет свой путь, а в итоге не потеряется, поднимется на гребне волны, встретит настоящую любовь и обретет счастье. «Будь собой и все у тебя будет отлично» – таков, на мой взгляд, главный посыл автора зрителю.

— В начале спектакля героини выходят на сцену в образах богинь, что само по себе – символ совершенства. Почему они в масках? Неужели и у богинь есть недостатки, которые хотелось бы скрыть?

Юрий: — Есть образы, которые нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, маски – всего лишь атрибут, подсказывающий зрителю, что перед ним греческие богини, с другой… мой герой Федор Петрович в одном из диалогов напоминает Веронике об истинном лике. В реальной жизни мы его тщательно прикрываем, обманывая себя и других. Стремиться к истинному лику, найти его и открыть, преодолевая при этом страх, неуверенность, комплексы, как правило, очень сложно. Однако другого пути нет, потому что себя не обманешь…

— Как вам работалось с актрисами, не имеющими театрального образования?

Игорь: — У вас уже третий театральный сезон, поэтому сказать, что эти прекрасные женщины не обладают театральным образованием, уже нельзя. Мы с Юрой тоже выросли из аматоров, поэтому прекрасно понимаем любовь к театру человека, который этому не учился, но которого непреодолимо тянет на сцену. На совместных репетициях спектакля «Риторно» ощущалось, что исполнительницы очень доверяют режиссеру Елене Лазович, что они ее не только слушают, но и СЛЫШАТ, что им безумно нравится этим заниматься. Будучи женщинами, они чутко улавливали эмоциональные полутона и очень глубоко их переживали. Они подходили к нам, задавали вопросы по существу, то есть не по поводу себя в искусстве, а по поводу своих действий. Это не было выпячиванием, что нередко случается, когда непрофессионал стремится на сцену, чтобы показать себя, красивого-любимого, со всех сторон. Они пришли в проект, чтобы насладиться процессом работы над ролью, процессом игры, и это очень здорово!

Юрий. — Кстати, такой ход очень популярен в различных видах искусства. Например, в Западной Европе непрофессионалов часто приглашают в музыкальные коллективы. Такое совмещение дает невероятную свежесть. Работать было интересно еще и потому, что участницы проекта работают в невероятных для нас областях: кто-то юрист, кто-то бизнес-леди. На репетициях царила очень приятная атмосфера: позитивное отношение друг к другу, живое, трепетное волнение, особенно накануне премьеры – это было очень трогательно!

— Устами своих героинь каждая их участниц проекта высказывает свое мнение о театре. Что такое театр для вас?

С чего начинается театр

Игорь: – Для меня это больше чем профессия. Театр – это мой дом, то есть то место, где находятся корни, где можно развиваться и расти вглубь. В отличие от меня, у Юры таких корней не было, но однажды у него возникла внутренняя потребность в этих корнях, и тогда он пришел к нам, в Новый театр, и сказал: «Я – артист! Я буду у вас играть». Мы сначала не поверили, но он продемонстрировал свой талант и сейчас занят во многих спектаклях. В нем есть какая-то особенная энергия – быть может, незамыленная, не замешанная на профессионализме, он ко всему подходит более искренне, он берет зрителя своей душой, своей искренностью. Чего греха таить, мы, профессиональные актеры, – техничные люди, поэтому можем где-то и обмануть. Он себе этого никогда не позволяет…

Юрий: – В каждом человеке есть запас сил и способностей, есть и задача, и я ощущаю, что театр – часть этой задачи. В какой-то момент моя жизнь с ним тесно переплелась, это была внутренняя потребность. У каждого человека к театру свой путь. В студенческие годы я занимался в театральной студии, с одним из спектаклей мы даже побывали в Америке. Позже я оказался в Швейцарии, где получал профессию лечебного педагога. Я учился в таком месте, где было много школ, связанных с искусством, именно там прошел курс актерского мастерства. Но основную школу я прошел в Новом театре, работая на одной сцене с профессиональными актерами.

— Есть ценности, сохранность которых не может гарантировать страховой полис. Удалось ли вам отыскать свою половинку, обрести личное счастье?

Игорь: – Это неправда, что актерские семьи какие-то «не такие». Моя жена – актриса, и это лишь укрепляет наши отношения. Она является для меня не только близким человеком, но и надежным другом, за что я ей очень благодарен. У нас с Алесей две девочки, общение с которыми вдохновляет и радует. Быть окруженным женщинами – это, судя по всему, моя карма.

Юрий: – Без понимания и поддержки второй половины моя работа в театре была бы невозможна. Моя жена педагог, это разные сферы деятельности. И я отдаю себе отчет в том, что она приносит жертву, чтобы я мог заниматься этим с полной самоотдачей – особенно если учесть, что в нашей семье трое детей — две девочки и мальчик, которые требуют заботы, внимания, а я все выходные провожу в театре. Являясь человеком с удивительным чувством вкуса, она – мой незаменимый критик-товарищ.

С чего начинается театр

— Каковы преимущества актерской профессии?

Игорь: – Из личного опыта знаю, что театр – это как терапия, в любом случае это работа над собой. Пока репетируешь (если, конечно, делаешь это откровенно, открыто), ты можешь очень много всего узнать – о себе, о своих коллегах и авторе пьесы, о жизни вокруг. Ты совершаешь массу открытий! Ты становишься исследователем, туристом-экспедитором кем угодно! И это все остается с тобой в дальнейшем…

Юрий: – Связь с людьми присутствует во всех сферах, но если говорить об актерском деле, то здесь происходит нечто особенное обмен энергиями, эмоциями. Понимание того, что ты делаешь то, что люди оценивают и принимают это очень дорогие моменты актерской жизни. Когда ты видишь в глазах зрителей сопереживание и благодарность, то чувствуешь себя окрыленным и очень счастливым…

— Влияют ли персонажи на сущность актера, его мировоззрение?

Игорь: – Если говорить о «Риторно», то после участия в этом спектакле я по-другому отношусь к женщинам! Дело в том, что в каждом взрослом есть ребенок. Родители знают, что любой малыш обычно находится в двух состояниях: он или счастлив, или несчастлив. Примерно то же самое происходило в театральном проекте «Шершше ля Фам». Поскольку женщины априори более чувственны, то они изначально смотрят на все иначе, чем мы. Каждую встречу, каждый диалог они воспринимают, скорее, кожей, а не чем-то еще.

Когда приходишь на репетицию и видишь перед собой даму, которая в повседневной жизни занимается деятельностью, совершенно далекой от театра, ты, безусловно, чувствуешь, что у нее есть определенный жизненный опыт – это без труда прочитывается актером. При выходе на сцену этот ребенок в ней начинает плясать откровенную джигу, он уходит в астрал, в ощущение абсолютного счастья. Эта улыбка на лице, и эта трогательная наивность, которую нельзя куда-нибудь спрятать, выходят наружу, и женщины преображаются! Они становятся богинями в прямом смысле этого слова. Богини в смысле от чего-то такого естественного-естественного! И это нельзя не любить…

Текст: Инна Букреева

Поделиться в соц. сетях