“Я помню каждое своё платье. Некоторые из них мне сегодня кажутся смешными, а какими-то я до сих пор горжусь. Мы меняемся, меняются наши взгляды, меняется всё. Точно так же меняется и наше отношение к прошлому Но, несмотря на то, как я смотрю на свои творения, что я о них думаю сегодня, мои клиенты не готовы расставаться со своими платьями, которые я сделал для них…» Сергей Ермаков, один из самых ярких дизайнеров, сегодня в моей гостиной делится самым сокровенным.
— Сергей, раз уж вы в нашей гостиной, хочу спросить: что должна предпринять женщина на стыке сезонов?
— В современном мире мы можем сами выбирать, в каком сезоне пребывать. Безусловно, такое понятие, как сезонность, остаётся, а вот стык сезонов для женщин, которым я создаю платья, понятие относительное. Январь может быть посвящён островам, ярким, солнечным, манящим, а февраль – горным лыжам. Всё очень индивидуально и зависит, конечно же, от самой женщины, от её эмоционального настроя, состояния души, желания…
— А что вы меняете в себе? И вообще, меняется ли ваше внутреннее состояние весной, например?
— Что касается лично меня, я радуюсь любому времени года. Каждый сезон прекрасен по-своему. Я ничего в себе не меняю, меняет жизнь, обстоятельства, опыт, порой ситуация в стране. И очень важно адекватно на это реагировать, не терять себя, не утрать желания творить.
— Одни творческие люди уверены, что в городе можно умереть от скуки. Другие не видят себя на лоне природы. Где вы ощущаете себя более органично?
— Мне бы хотелось проводить выходные на природе, а работать в городе. Я всегда мечтал иметь загородный домик, чтобы не ждать приглашений друзей. Думаю, об этом мечтает каждый, о своём доме где-нибудь у реки, возле леса. Это такая заветная мечта.
— Мой дом – это… Продолжите фразу, не особо задумываясь.
— Мой дом – это там, где мне комфортно, уютно и легко. Думаю, этим всё сказано. Место не имеет значения.
— Вы вообще Жаворонок или Сова? Глядя на ваши роскошные наряды, я бы предположила, что творите вы больше вечером.
— Вы правы. Хотя с поправкой. Не вечером. Свои платья я рождаю ночью, в одиночестве. Ночью особая атмосфера, это время грёз и потаённых желаний, это время творчества. А вот работаю с коллективом и клиентами я днём. Знаете, у меня и коллектив такой, что раньше двенадцати дня никого на работе нет.
— Есть ли у вас культовые вещи, вообще склонны ли вы что-либо возводить в культ?
— Я стараюсь не делать ни из кого и ни из чего культа, потому что культ – это зависимость. И это свойственно не только современному человеку. Хотя и говорят, что сейчас очень многие вещи порабощают нас. Любая зависимость – это несвобода. А вот истинное проявление свободы – это творчество.
— Ваши платья удивительно роскошны. Вы и в быту такой же? Любите роскошь?
— Я всегда люблю максимум того, что могу себе позволить. Что же касается роскоши, то я предпочитаю ту, которая не кричит, а шепчет. Это тонкая грань, у каждого своё представление о роскоши. Но стоит опасаться того состояния, когда понятие «роскошь» тождественно понятию «вульгарность».
— Материнская любовь – не она ли стала главной вдохновительницей вашего творчества?
— Я думаю, то, чем мы увлекаемся, то, кем мы становимся, в конце концов, родом из детства. Помню, в моем детстве мама много занималась рукоделием. Я воспитывался в этой атмосфере, и мне это очень нравилось. Также она покупала книги по искусству, водила меня в музеи. Очень важно видеть как можно больше. Чем больше ребёнок видит, чем больше он узнаёт о возможностях этого мира, тем интереснее его жизнь, тем шире кругозор и тем больше вероятность, что он найдёт себя настоящего. Безусловно, заслуга мамы в том, что я стал мастером, и она теперь во многом помогает мне в работе.
— Вы помните, как одевали вас родители в детстве? И что вам больше всего нравилось или, наоборот, не нравилось?
— Не могу сейчас в мелочах вспомнить свой гардероб, но точно знаю, что одевали меня в детстве хорошо. Причём, вы же знаете, что в те времена купить было что-то сложно. Но мне повезло, мама шила и вязала. Это было большим подспорьем. А моя тетя, которая жила за границей, привозила стильную одежду. Совершенно другую, не такую, какую мы видели в магазинах, и я это понимал даже в том возрасте.
— Что для вас средства коммуникации? Важен ли для вас личный контакт, например, при работе над индивидуальным заказом?
— Средства коммуникации такие же, как у всех, но я не представляю себе работу с клиентами без личного контакта. Создания платья – это не только работа дизайнера, это совместное творчество. И если это творчество вдохновляет, как правило, дальнейшие отношения становятся дружескими.
— Как вы общаетесь со своей музой?
— Я не прибегаю к спиритическим сеансам. Если муза не пришла сегодня, нужно работать, чтоб она посетила тебя завтра. К ленивым муза не приходит. Её нельзя задобрить.
— Что вы делаете, если творческий порыв застал вас врасплох?
— Я все время думаю о своей работе, постоянно нахожусь в поиске. Так что врасплох меня застать нельзя.
— «Я один такой» — это фраза о вас?
— Безусловно! Эту фразу может сказать любой человек на планете. И будет прав.
— Что может поднять вам настроение даже в самый пасмурный день? И вообще, настроение влияет на вас как художника?
— Настроение очень влияет. А поднять его может хороший заказ. Я очень зависим от денег.
— У вас есть верные друзья, которые уже много лет рядом и поддерживают вас?
— Есть. Это моя мама, моя команда и несколько близких мне, старых друзей.
— Вы в дружбе больше дающий или принимающий?
— В дружбе, если я чувствую, что от меня что-то требуется, я привык давать, но рассчитываю на такое же отношение к себе.
— В одном вашем интервью я читала, что вы ощущаете ткань пальцами. Мы знаем, что с возрастом меняются наши вкусы. Это касается и тактильных ощущений?
— Да, это действительно так. С моими проблемами со зрением у меня нет другого выхода, как чувствовать ткань руками. Да, это очень близкий контакт. Это ни хорошо, ни плохо. Это так.
— Чем, на ваш взгляд, отличается женская мода от мужской?
— Я не знаю, чем. В современном мире мужчинам предлагается многое, что некогда считалось истинно женским. А женщины давно обобрали мужской гардероб. И это здорово. Каждый человек для себя подбирает форму выражения и передаёт это через одежду. Каждый должен в идеале найти своего дизайнера. Шанель изобрела стиль, который актуален уже 70 лет. Однажды она сказала: «Я не держусь за прошедшее и не стремлюсь перегнать будущее. Мой стиль отражает настроения сегодняшнего дня и следует только им». Наверное, это правильно. К этому нужно стремиться. И не важно, женщина вы или мужчина. Я надеюсь, что и моя одежда в любое время будет современна.
— Какой цвет вас сейчас вдохновляет? И что для вас цветовая гамма?
— Цветовая гамма для дизайнера одежды, как палитра для художника. Она вдохновляет, даёт импульс к творчеству, позволяет раскрыть замысел. А цвет… Нет такого цвета, который бы я отрицал.
— Важны ли аксессуары? И как вы рекомендуете подбирать их своим клиентам?
— Бывает по-разному. Это живой процесс, который не приемлет догм. Иногда отталкиваюсь от платья, подбираю к нему дополнительные элементы. А иногда создаю платье к аксессуарам. Все индивидуально.
— Чего вам сейчас не хватает?
— Клиентуры. Время сейчас такое, переменчивое… Многие покинули страну. Политическая ситуация сказывается на настроении и возможностях людей. Откровенно чувствую, что не хватает мероприятий, где были бы востребованы мои платья. Вы вот спрашивали, чего не хватает современной моде. В современной моде есть всё. И у людей масса возможностей раскрыть своё «я» через моду. Очень хочется, чтобы у дизайнера была возможность помочь в этом каждому. Вот над чем я сейчас думаю и чего больше всего хочу.
— И традиционный вопрос: ваши планы на будущие?
— Сейчас я готовлю коллекцию «ручных» платьев, которая называется «Большая прогулка маленького портного, или Путешествие в мире женщин», которую я готовлюсь представить осенью этого года в Киеве и не только. 2 Платье «Бали», 2010 г. 3 Финальный выход, колекция «Fleur ruge», 2008 г. 5 Корсет, холст, масло, принят Мадонной 6 Дебютная коллекция 2003 г. 7 Дебютная коллекция 2003 г. 8 Свадебная коллекция в национальном стиле, 2013 г. 11 Инна Цимбалюк в платье из коллекции 2015 г. 12 Американская коллекция, 2011 г. IMG_3376.jpg Финальный показ американского турне. На «Мисс Америка» свадебное платье в ковбойском стиле. Платье было подарено фонду Хиллари Клинтон и продано за 100 000 долларов в благотворительных целях.