Авторская рубрика Любови Ступаковой
Черные сапоги, кожаные штаны и футболка, серебряные кольца на каждом пальце руки, глубокий быстрый взгляд, полный страсти. Смелый, яркий, амбициозный, невероятно талантливый музыкант, который не боится разрушать стереотипы и правила на академической сцене, Стефано Монтанари. Итальянский дирижер, барочный скрипач, яркое имя среди нового поколения аутентичной музыки, очень популярной в Европе.
Солист и дирижер Стефано Монтанари по праву считается одним из лучших современных скрипачей. После окончания консерватории по классам скрипки и фортепиано музыкант продолжил совершенствоваться как исполнитель камерной музыки под руководством маэстро Пьеро Нарчизо Мази (Флорентийская музыкальная академия), а также в качестве солиста в Консерватории италоязычной Швейцарии (Лугано). Начиная с 1995 года, он является первой скрипкой и концертмейстером ансамбля “Византийская академия” (г. Равенна), который ведет активную гастрольную жизнь по всему миру.
Помимо скрипки, Монтанари играет на клавесине или фортепиано, аккомпанирует на старинных клавишных инструментах. Он также преподает игру на барочной скрипке в Международной академии музыки в Милане, в городах Урбино и Вероне. Недавно маэстро опубликовал книгу «Метод игры на барочной скрипке». В качестве дирижера Монтанари выступал в различных театрах: Венецианском театре «Ла Фениче», Римском оперном театре, Театре «Массимо» в Палермо и в Большом театре в Москве.
Магия Монтанари заключается в особой выразительности исполнения, в гениальной способности передавать в звуках скрипки бесконечное разнообразие человеческих чувств. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Скрипка в руках маэстро отвечает его вдохновению чистым и глубоким голосом. Как живое существо, она рассказывает нам о горе и радости, о трагедии и счастье, каждый слушающий в зале понимает ее по-своему, в душе каждого она находит свой отклик. Стефано Монтанари владеет небольшой коллекцией старинных скрипок, которые использует в своих концертах. Любимым инструментом маэстро стала скрипка, которой более 300 лет, созданная в 1680 году самым крупным голландским мастером Эндрю Якобсом. Интересна ее история. Скрипка в свое время принадлежала французскому поэту и драматургу Альфреду Мюссе. На ней иногда музицировали его жена и сын. Но потом скрипку положили в футляр, и она пролежала в шкафу почти сто лет. История умалчивает, почему так произошло. Когда скрипка попала в руки Монтанари, она практически не звучала. Итальянский маэстро убежден: «Инструмент, на котором не играют, обречен на смерть». Его, как и человеческий голос, нужно распевать, тренировать, только так можно сохранить чистоту тембра и благородную интонацию, вложенную создателем. Именно поэтому старинная скрипка Стефано Монтанари много поет и мало отдыхает.
В семье Монтанари очень любили классическую музыку, свое увлечение родители старались передать детям: маленькому Стефано и двум его сестрам. Каждую неделю чета Монтанари ходили на симфонические концерты, балеты, слушали произведения классических композиторов. Музыкальное образование стало неотъемлемой частью жизни юных наследников. На свой десятилетний день рождения Стефано мечтал о трубе, на которой хотел научиться играть. К тому времени он уже виртуозно владел игрой на фортепиано, но ему хотелось чего-то яркого и нового, поэтому его выбор пал на трубу. В то время его дядя был Чехословакии, и мальчик, недолго думая, попросил привезти ему трубу в подарок. Но небольшой курьезный случай изменил судьбу Стефана. У дяди украли кошелек со всеми деньгами. Обнаружив несколько купюр в кармане, он сразу понял, что их недостаточно для приобретения трубы, поэтому на оставшиеся деньги купил скрипку. Вместо долгожданного инструмента Стефано получил совершенно другой. Так началась большая, долгая, страстная любовь к старинной музыке. Более 25 лет Монтанари занимается изучением и исполнительством барочной музыки. Хотя поначалу она в нем вызывала раздражение и ненависть, слушая произведения Баха, Вивальди, Моцарта, ему было скучно и неинтересно, он не мог понять, чем это вызвано. Но однажды услышав «Времена года» Вивальди в исполнении Византийской Академии, он понял, что проблема была не в композиторе, а в том, как представлена музыка, что подход к чтению некоторых произведений в чем-то, наверное, ошибочен. И тогда он начал с большим интересом стал искать, исследовать, пытался понять эту музыку.
В звучании старинных аутентичных инструментах, в яркой интерпретации маэстро мы неизменно ощущаем отпечаток того времени.
Больше статей из рубрики «Город женщин»: