Это случилось в 1964 году в Париже на церемонии награждения победителей конкурса швейного мастерства «Золотые ножницы». Главный приз из рук самого Кристиана Диора за лучшую коллекцию одежды получил скромный человек, имя которого оказалось мало кому известным.
Кто он, кудесник украинской моды?
Рассказывая об истории и великолепных традициях украинской моды ХХ столетия, нельзя обойти вниманием человека, который сделал эту моду такой уникальной. Герц Моисеевич Мепен. В течение нескольких десятилетий он создавал потрясающие коллекции для Киевского дома моделей – флагмана украинской моды и украинского стиля, который был местом притяжения партийной, творческой и спортивной элиты того времени.
Будущий модельер родился в Варшаве (Польша) в 1921 году в еврейской семье потомственного портного, обшивавшего польскую элиту. Поэтому любовь маленького Герца к моделированию и шитью можно объяснить не только генами, но и склонностью к этой профессии многих представителей еврейского народа. Евреями по происхождению являются такие гуру мировой моды, как Ральф Лорен, Диана фон Фюрстенберг, Донна Каран, Келвин Кляйн и многие другие. Эти имена известны, они гремят на подиумах и страницах модного глянца, и в их числе должно было быть имя и нашего героя. Но скромный «киевский Диор» не любил шума вокруг своей личности, а на показах собственных коллекций скромно сидел в самом дальнем уголке.
Перед Второй мировой войной Мепены эмигрировали в СССР, где их и застала война, не пощадившая практически всех близких Герца Моисеевича. Спасаясь от преследований гитлеровцев, он оказался в более спокойном Ташкенте, где начал работать по призванию, одевая сначала среднеазиатскую, а потом – и всесоюзную элиту.
Однажды живший в те годы в Ташкенте знаменитый писатель Алексей Толстой, автор культового произведения «Хождение по мукам» и фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина», заказал у Герца Мепена костюм. Друг Толстого – поэт и фронтовой корреспондент Эль-Регистан, – зная его привычку не всегда рассчитываться за оказанные услуги, сыграл на опережение и принес модельеру мешок риса как гарантированную оплату его труда.
Взятие Киева
В начале 1950-х годов Герц Мепен без особого сожаления покинул Ташкент и переехал в Киев. Он приехал не один, а со своим другом – профессором Владимиром Удовенко, которого пригласили преподавать в Киевском политехническом институте. Именно Удовенко и его жена Софья Васильевна уговорили Мепена покинуть жаркий Ташкент и перебраться в уютный Киев.
Нужно сказать, что Герц Мепен с удовольствием шил одежду как для Софьи Васильевны Удовенко, так и для ее супруга. Благодарная и благородная женщина решила помочь своему портному реализовать себя на новом месте и пошла прямиком в Киевский дом моделей, захватив с собой пальто мужа и надев вещи, пошитые Мепеном. Сотрудники дома с восхищением рассматривали идеальный крой и ровные строчки, отличную посадку одежды на фигуре, со вкусом подобранную фурнитуру и ткань. Под впечатлением от такого безупречного исполнения работы руководство приняло в штат Герца Мепена на должность художника-модельера, а затем – главного художника-модельера.
Однажды жена известного украинского поэта Николая Бажана Нина Владимировна – постоянная клиентка Мепена – обратилась к нему с просьбой о пошиве пальто для своей сотрудницы Юлии. «Мне не хочется шить пальто для такой непривлекательной девушки», – отказал мастер Юлии, дочери самого Никиты Хрущева!
Жизнь в столице Украины полностью захватила нового сотрудника Киевского дома моды. Он с головой погрузился в создание коллекций, ходил на концерты в филармонию и вдохновлялся музыкой. Его коллекции быстро завоевали поклонников как на родине, так и за рубежом – ему рукоплескали на самых престижных международных конкурсах, он получил множество наград за свой талант, за особое видение моды в целом и украинской моды в контексте мировой – в частности.
Особенностью моделей от Герца Мепена стали этнические украинские мотивы, которые до него модельеры не использовали. Приехав в Киев, Герц сразу понял, что богатое народное наследие в виде вышивки и других элементов национальной украинской одежды имеет огромный потенциал. Имплементацией их в современные и классические модели он и занялся. Годы работы Герца Мепена в Киевском доме моделей (1950-1970-е) сейчас принято называть «золотой эпохой», оказавшей существенное влияние на стиль украинских дизайнеров последующих лет и даже десятилетий. Нужно отметить, что постоянное использование этники в условиях советской системы могло быть расценено как некое излишнее свободомыслие, но Герцу Моисеевичу удавалось воплощать свои творческие идеи, не обращая внимания на суровую действительность за стенами дома моделей.
Многие годы Мепен был одним из авторов замечательного украинского журнала «Краса и мода». Помимо фото чудесных моделей одежды, в журнале к ним можно было найти четкие и понятные выкройки, а также подробное описание изготовления. В журнале были представлены модели для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, а также модели для полных – Киевский дом моделей был единственным в Союзе, где в штате состояли манекенщицы с полноценным 52 размером! В эпоху плановой экономики и вечной экономии женщины все чаще шили себе роскошные наряды сами, не рассчитывая на в основном унылую одежду массового фабричного пошива, поэтому «Краса и мода» стала любимым изданием модниц тех лет.
Безупречные линии кроя одежды Мепена, разнообразие фасонов и безграничная фантазия мастера не могли оставить равнодушными самых богатых, знаменитых и влиятельных дам со всего Советского Союза. Он одевал первых леди Украинской ССР Ираиду Шелест и Раду Щербицкую, певицу Евгению Мирошниченко и первую женщину-космонавта Валентину Терешкову. В очередь к нему выстраивались звезды того времени актриса Татьяна Доронина и певица Нани Брегвадзе.
Герц Мепен был настолько же талантлив, насколько упрямым и верным своему видению костюма или платья. Он мог запросто отказать в пошиве наряда даже самой богатой и известной даме, если его видение образа в своем изделии не совпадало с ее запросами и желаниями. За пошив Мепену предлагали огромные деньги, но после смерти мастера в его квартире нашли всего… 68 копеек.
Окунувшись в украинскую этнику, Герц Моисеевич не забывал о своих корнях и о том горе, которое пережили евреи во время Холокоста и, в частности, в Бабьем Яру. В память о жертвах своего народа, он создал коллекцию моделей, назвав ее «Бабий Яр». Мепен стал режиссером показа, сам подбирал музыку, отбирал моделей, придумывал антураж. Показ сопровождался композицией «Плач Израиля», под которую девушки с босыми ногами и менорами в руках тихо двигались, передавая зрителю всю гамму скорбных чувств, которые хотел выразить выдающийся сын своего народа – киевский модельер Герц Мепен.
Когда известный украинский актер Богдан Ступка репетировал роль Тевье-молочника для спектакля «Тевье-Тевель» по пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», он много времени проводил с Герцем Мепеном. По мнению современников, в то время не было в Киеве более «евреистого» еврея, чем Герц Моисеевич, многие черты которого перетекли в сценический образ, созданный Ступкой.
Побывавший в Киеве в 1991 году легендарный Пьер Карден, увидев коллекцию Герца, воскликнул: «У вас работают молодые художники?» На тот момент «молодому художнику» Мепену было уже 70 лет. «Но это так молодо!» – воскликнул Карден, обводя рукой окружавшее его великолепие моделей.
Он ушел от нас спустя десятилетие, накануне своего дня рождения и еврейской Пасхи, оставив нам огромное наследие – украинскую моду, ту, которая открывает Украину миру.