Солнечная

Она похожа на героинь, «живущих» на ее полотнах. Солнечная и женственная, эмоциональная и жизнерадостная, прямодушная и переменчивая, художница Светлана Рудикова — о своих картинах, семье и увлечениях.

— Я знаю, что ваш путь к живописи был не самым легким и быстрым…
— Изначально родители настояли на том, чтобы я получила художественное образование, поскольку  неплохо рисовала, и, еще будучи школьницей, заочно закончила отделение одного из московских художественных университетов, специализировалась на графике. Не скажу, что учиться мне было легко, как раз наоборот. Заочное обучение оказалось весьма скучным и однообразным, но в силу жизненных обстоятельств это был единственный путь получить академические знания в сфере изобразительного искусства, и я довела начатое до конца. Прекрасно понимая, что работа художника – не самая хлебная в нашем обществе, я стала учиться дальше. Кстати, к этому решению меня опять же подтолкнули родители, за что я им благодарна, особенно маме, которая всю жизнь мне очень помогает даже тогда, когда не совсем согласна с моими решениями. Последующие два высших образования получила в области PR-технологий. Когда на свет появился мой первенец, учебу, естественно, на время пришлось оставить. Затем я все-таки получила диплом, а за ним – и второй, устроилась на работу, успешно продвигалась по служебной лестнице и даже не думала о живописи. А когда родился второй ребенок, возобновились, как я говорю, художественные происки моей судьбы. Первым шагом к этому послужили картины Евгении Гапчинской, и несмотря на то что мы с ней не знакомы, я ей очень благодарна за то, что она есть, и за то, что невольно явилась моим вдохновителем. Как ни странно, я многому у нее научилась. Муж стал двигателем — в какой-то момент он принес холст и краски, усадил, поставил передо мной репродукции Жениных работ и сказал: «Рисуй. Это легко. У тебя все получится». По правде говоря, до этого я вообще никогда не писала масляными красками – там, где прошло мое детство, это была большая редкость, роскошь. Но, вдохновленная близкими, начала «творить». Потом моими картинами заинтересовались другие люди, и мое увлечение стало приносить доход. Я оставила прежнюю работу и сейчас занимаюсь исключительно семьей и живописью.


— Где черпаете вдохновение для создания своих изумительно позитивных работ?

— Вдохновение я как раз и черпаю в семье, в общении со своими детьми. Персонажи, «живущие» в моих работах, частично — это то, что я вижу перед своими глазами каждый день, а частично — воспоминания из собственного детства. Каждая моя картина — это подлинная история, произошедшая со мной или моими детьми.

— Ваши почитатели — взрослые или все-таки дети?
— Дети интересуются взрослыми игрушками, а родители — детскими. Исключительно для детей мои картины еще никто не покупал. Один мой знакомый назвал стиль, в котором я пишу, «инфант-арт» — детское наивное искусство. Вообще-то, я считаю, что для взрослого человека очень важно оставаться в душе ребенком, несмотря ни на работу, ни на семейные проблемы и жизненные перипетии. Ведь это влияет и на отношение к жизни, и на отношение к окружающим, и на то, как окружающие относятся к тебе. Ребенок — мягкое, «пушистое» существо, которое согревает окружающих исходящим от него светом. Люди, обладающие таким качеством, как инфантилизм, в хорошем смысле этого слова, в основном и являются почитателями моих работ.

— Ваши работы излучают позитив. Вы всегда пишете только с хорошим настроением?
— Я от кого-то услышала, что, в отличие от любителя, профессионал  может писать в любое время, а не только тогда, когда есть вдохновение. Необходимо уметь садиться за работу и вдохновляться, а не наоборот. Я стремлюсь к этому. Одно могу сказать: невозможно писать в плохом настроении, этот период нужно максимально быстро пережить и прогнать. Ведь в жизни бывают разные ситуации. Иногда мы теряем близких нам людей, и ничего не хочется делать, и никого не хочется видеть. В такие моменты меня спасает творчество, благодаря которому я не сваливаюсь в депрессию. Берусь за срочный заказ и рисую, ведь человек ждет, и ему совершенно не нужно знать о моих проблемах. Когда сажусь писать очередную работу,  подзаряжаюсь и от нее, и от диалога с человеком, для которого эту работу делаю. Поэтому очень люблю писать картины на заказ, поскольку это дает возможность светлого, позитивного общения. Это как круглый год быть Дедом Морозом, от которого все ждут праздника и подарков. Как же при этом оставаться в плохом настроении?

— Умение, которым вы не обладаете, но очень хотели бы овладеть?
— Если говорить о творчестве, я бы хотела научиться создавать объемные работы — скульптуры. Есть огромное желание поработать с куклами, когда-то я даже увлеклась этим, но катастрофическая нехватка времени заставила отложить это занятие на неопределенный срок. А в эмоциональном плане очень хочу научиться работать не тогда, когда хочется, а тогда, когда нужно.

— Как муж относиться к вашему творчеству?
— Изначально муж был инициатором, чтобы я начала писать. На данный момент мы оба уверены, что мне стоит заниматься живописью. Я реализую себя таким образом. И у меня все получается — как с творческой точки зрения, так и с материальной. Я не вишу на шее мужа, а тоже зарабатываю, и меня это стимулирует к дальнейшему росту. Муж очень радуется моим новым «свершениям», новым книгам, которые мне предлагают иллюстрировать. Часто интересуюсь его мнением о той или иной работе. Иногда его комментарии меня злят, но, как правило, его отстраненные суждения оказываются верными и очень  помогают.

— Бывает, что вы настолько увлечены работой, что не обращаете внимания на семью?
— Иногда бывает, я называю это творческим запоем. У меня ведь, по сути, для написания новой картины не так много времени — надо заниматься детьми и домом. Муж прекрасно понимает, что ни утром, ни днем у меня нет возможности работать, а ночью хоть иногда надо спать — остаются только вечера, поэтому чаще всего бывает так: он приходит с работы, дети виснут на нем, а я ухожу в свой угол, и окружающий мир перестает существовать. Всегда стараюсь четко планировать день и точно знаю, сколько часов могу отвести на работу, и ни в коем случае не буду воровать время ни у мужа, ни у детей. При грамотном планировании сил, энергии и времени хватает на все — и на семью, и на работу, и на хобби.

— А чем вы увлекаетесь?
— Многим! Занимаюсь организацией учебной программы для детской воскресной школы при храме, который мы посещаем всей семьей. Для деток разного возраста мы создаем различные кружки, параллельно организовываем детский летний лагерь, походы в лес, причем к этому процессу активно привлекаем и родителей. Это достаточно объемный и серьезный кусок работы. В будущем мы хотим создать свой детский садик, а затем и школу. А еще я заядлая велосипедистка. И не могу жить без конного спорта, обожаю выезжать за город и до потери пульса кататься верхом. Одно время увлекалась аквариумистикой: у меня дома стояло полтонны воды в разных емкостях. У мужа волосы на голове шевелились, когда он думал о том, что случится, если все это выльется на головы соседей. Впрочем, когда-нибудь к аквариумам я все-таки вернусь.
Год назад со старшим сыном учились крутить пои – это вид жонглирования огнем (уж очень хотелось оторвать его от компьютера и телевизора). Ну, а жалкие остатки свободного времени посвящаю чтению и самообразованию в области философии и трансперсональной психологии. Для меня это очень важно. Классическое академическое образование не дало и сотой доли того, что я сейчас для себя открываю.
Вообще, я увлекающийся человек и, думаю, на этом список моих хобби не кончается.

— Ваши героини удивительно на вас похожи — это у вас подсознательно получается?
— Я не одна такая, у многих художников так получается. Кого мы чаще всего видим в зеркале? Себя. И от этого никуда не уйдешь. Конечно, специально я себя не срисовываю, это получается подсознательно.

— Один из самых трудных вопросов, который человек задает себе сам: «Кто я»? Как бы вы ответили на этот вопрос?
— Если коротко, я — душа. Думаю, еще я инфантильная мама, опять же в хорошем смысле этого слова. Иногда кажется, что мне не хватает взрослости. Смотрю на мир глазами ребенка. Меня больше всего подкупает умение маленьких детей просыпаться каждое утро в хорошем настроении и с улыбкой. Это — чудо. Мой старший двенадцатилетний сын уже утратил этот изумительный дар улыбаться по утрам, у него уже другое отношение к жизни — более серьезное, взрослое. Почему так происходит? Думаю, мы очень сильно привязываемся к внешнему материальному миру, а на самом деле это просто игра. Сегодня то, что происходит с нами, кажется неимоверно важным и приобретает масштабы вселенской катастрофы, а завтра вчерашняя проблема кажется смехотворной и недостойной внимания. Надо учиться у детей жить здесь и сейчас, удивляться и радоваться каждому моменту, который подарила нам жизнь.

— Каждая наша жизнь — это урок. Как вы думаете, чему вы учитесь в этой жизни?
— Учусь радоваться жизни. Мне кажется, что я такой пессимистичный оптимист. Всегда стараюсь думать о хорошем, но при этом не исключаю, что все может быть наоборот, и радуюсь, когда ошибаюсь. А еще учусь отдавать. Я была единственным ребенком в семье, и эгоизм – одна из черт моего характера. Зато сейчас у меня самой трое детей, и пришел черед учиться отдавать то, что вложили родители. Причем делать это осознанно, без фанатизма, стараясь не перегибать палку. Хочется надеяться, что когда-нибудь освою это тонкое искусство.
Текст: Рита Шпиц

Поделиться в соц. сетях