В следующем, 2012 году, 23 сентября исполняется 140 лет со дня рождения, всемирно известной украинской певицы Соломии Крушельницкой – Соло-mea, как называли ее в итальянском музыкальном мире, и так звал ее Федор Шаляпин. С русским гением оперной сцены Шаляпиным их, кроме взаимной симпатии, связывала еще и любовь к пению. Федор Шаляпин несколько раз приезжал к ней из Парижа, настойчиво звал 35-летнюю Соломию вместе покорять театральные залы мира, но она так и не решилась на это. Мировая пресса того времени писала, что ее голос — самый красивый из тех, которые когда-либо слышали люди. Российская пресса даже окрестила Крушельницкую «Женщина-Шаляпин». Соломия входила в пятерку самых знаменитых певцов и среди четырех мужчин — Баттистини, Карузо, Руффо и Шаляпин — была единственной женщиной. Женщиной, по тем временам уникальной – ведь в XIX столетии в певческой карьере она достигла всего сама, без покровительства мужчин.
Более того, уже на вершине славы она сама помогала мужчинам. Один из самых известных случаев — с оперой Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», премьера которой в театре Ла Скала в Милане в феврале 1904 года провалилась. Джакомо Пуччини был в отчаянии, не дождавшись конца спектакля, уехал к себе в Торре-дель-Лаго. И задался вопросом: кто бы мог исполнить главную роль после провала? Обратился к Соломии, которая перед этим с огромным успехом выступила в Вене в операх Вагнера. Певица вначале отказывалась – мол, какая из нее Чио-Чио-Сан при ее росте, но потом согласилась. После трехмесячной совместной работы над оперой, причем Соломия, чтобы войти в образ, не снимала костюм мадам Баттерфляй, в театре «Гранде» в Бреши состоялась вторая премьера оперы, и «Мадам Баттерфляй» прошла триумфально.
За Соломию Крушельницкую соревновались не только ведущие оперне театры мира, но и незаурядные мужчины. У нее от природы было красивое лицо и замечательная фигура, огромные мечтательные серо-зеленые глаза. Впервые она собралась замуж совсем юной за Зенона Гутковского, студента духовной семинарии. Но уже перед самой свадьбой, когда и приглашения были разосланы, Зенон имел неосторожность категорически заявить, что женщина не должна заниматься музыкой, а тем более выступать на публичных концертах и в театре. Соломия смолчала, но когда жених спустя некоторое время спросил, какие именно обручальне кольца заказывать, услышал в ответ категорическое: «Никаких!»
Это был скандал, но отец девушки по ее просьбе отменил свадьбу и нашел средства для ее учебы сначала во Львове, а потом и в Италии.
Женщиной, которая одинаково гениально, временами непревзойденно играла на сцене роли Кармен и Дездемоны, пушкинской Татьяны и Маргариты из «Фауста», Чио-Чио-Сан и Гальки, Брунгильды и Аиды и множества других абсолютно разных героинь, увлекались красивые, умные, богатые мужчины, боготворили ее, влюбляясь иногда с первого взгляда на всю жизнь. Многие просили ее руки, получали вежливый отказ и оставались преданными друзями на всю жизнь.
Михаил Павлик, проповедовавший свободную любовь и равенство женщин и мужчин, старше Соломии на двадцать лет, был тайно влюблен в нее и так и остался холостяком. Среди ее поклонников — земляк, дирижер и музыкальный критик Садовский, чешский ученый-этнограф Гловачек. К Соломии в Милан просить руку и сердце ездил земляк из Галичины — известный общественный деятель, депутат сейма Теофил Окуневский. Безуспешно. Туда же с этой целью ездил известный адвокат Николай Шухевич, а также ее земляк — Иван Зилинский, впоследствии придворный аптекарь египетского короля. И тоже безуспешно. Украинский списатель Василь Стефаник и Соломия Крушельницкая были приятелями. По ее словам, «миллионеры предлагали (с условием, что выйду за них замуж) построить отдельную оперу исключительно для меня, либо советовали забыть о своей тяжелой профессии и избрать себе образ жизни по нраву в любой части света: либо в горах Тибета, либо на золотом морском песке». Крушельницкой каким-то образом удавались строить отношения с мужчинами так, что после отказа они не только не обижались, но и оставались ее друзьями на всю жизнь.
Все же Соломия понимала, что без любви для нее в искусстве нет равновесия. А вообще Соломия знала несколько иностранных языков и замечательно стряпала, хорошо водила автомобиль и шила, даже будучи знаменитой, самостоятельно делала свои сценические костюмы. Ну, и, кроме того, была грациозной, артистичной, эрудированной и в совершенстве владела этикетом.
Рим, Париж, Варшава, Петербург, Буэнос-Айрес, Мадрид, Нью-Йорк, Оттава – далеко не полный перечень городов, где с триумфом на сценах известных театров выступала С. Крушельницкая. Но особое место в ее жизни принадлежит итальянскому курортному городку Виареджо на западням побережье Апеннинского полуострова. Здесь в 1904 году она решила поселиться, купила домик в квартале Пасседжата с видом на море, здесь же в 38 лет в первый и последний раз вышла замуж. Всю жизнь отказывая знаменитостям, она влюбилась в обычного итальянского адвоката.
Впрочем, тогдашний городской голова Виареджо Альфредо Чезаре Аугусто Риччони не был рядовым человеком: замечательно разбирался в опере и увлекался ею, Соломию боготворил и как женщину, и как певицу. Брак для Соломии был священнодействием: за символическим благословением она вместе с Чезаре ездила на могилу родителей в Украину. А 10 июля 1910 года в Буэнос-Айресе, где тогда выступала Соломия, они поженились. Как писала Соломия уже в пожилом возрасте: «Сегодня, когда я седая и вспоминаю свой пройденный путь, все сыгранные мной любовные сцены в оперных партиях кажутся мне бледной тенью тех порывов, которые нужны были, чтобы их вдохновлять. Именно потому, что любов долгие годы появлялась в моем воображении в дымке фальшивой романтики, я не понимала ее земной стороны как силы, необходимой для мечты и вдохновения. Не знаю, если бы я тогда в счастливый момент согласилась объехать весь мир с великим певцом, была ли бы моя жизнь содержательнее.
Я слишком поздно поняла, что содержание жизни — не только в том, чтобы осуществлять свои планы». И еще: «Я знала по театру и по литературе, из разных романов, что можно для любимого человека покинуть все, рушиться на все, но я не чувствовала в себе непобедимую страсть, которая была бы равнозначна перевороту. Я пришла к действительно почтенному возрасту, пока поняла и почувствовала то, что нормальная женщина переживает на десять и двадцать лет раньше. Это было для меня большим открытием.
Видите, как странно иногда складывается жизнь артистки. Все считали меня очень опытной и даже хитрой, а я была ужасно наивной».
После смерти Чезаре в 1936 году Италия для Крушельницкой опустела. Летом 1939 года она получила визу и поехала в гости на родину, на Галичину.
Но началась Вторая мировая война, вскоре во Львов вошла Красная Армия, потом пришли немцы, потом опять красные. С 1939 года она жила в собственном доме во Львове, но с приходом советской власти дом национализировали, оставив Крушельницкой четыре комнаты на втором этаже. Соломию Крушельницкую пригласили преподавать во Львовской консерватории имени Н.Лысенко. В архиве сохранилась характеристика, данная Крушельницкой парторгом консерватории 16 апреля 1948 года: «Бывшая знаменитость… бывшая оперная певица, бывшая итальянская подданная. Имеет недвижимость в Италии. Во время войны оставалась в г. Львове и нигде не работала. Политические взгляды неясны.
В общественной жизни консерватории никакого участия не принимает. Как педагог потеряла необходимый для вузовского преподавателя уровень. Как воспитатель — аполитична. Желателен перевод на пенсию». На пенсию ее не отправили, она стала заслуженным деятелем искусств УССР. Последний сольный концерт Соломия Крушельницкая дала, когда ей было 77 лет.
Оперная дива умерла 16 ноября 1952 года. Похоронена во Львове, на Лычаковском кладбище, рядом с могилой Ивана Франко и неподалеку от могилы Михаила Павлика.
Текст: Елена Алексеева