На воде, на горе и на полотне

Вот и наступил август – последний месяц лета, предвестник осени. Дни по-прежнему знойны, а вот ночи все чаще наполнены осенней прохладой. Граждане Украины всех возрастов в августе празднуют День Независимости своего государства – 28 числа, а люди уже старшего поколения вспоминают в день 19 августа ГКЧП – неудачную попытку государственного переворота в СССР, приведшую в результате к развалу Союза. Интересно, что приурочили ее к празднику яблочного Спаса, который отмечался и в социалистическом Союзе. Правда, тогда в церквях святили яблоки и другие фрукты только представительницы старшего поколения.

В августе празднуют  три Спаса — неодинаковые по своей значимости, однако все связанные со Спасителем, уходит корнями в глубокую древность.
Первый Спас – Происхождение древ Креста Господняотмечают 14 августа, в первый день Успенского поста. По преданию, в царской сокровищнице в храме Святой Софии в Константинополе хранилась реликвия — частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Они обладали чудотворной силой, исцеляли и могли останавливать эпидемии в Византии. Священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам. Православная церковь соединила этот праздник с Крещением Руси 1 августа 988 года по старому стилю, сведения о котором сохранились в хронографах XVI века. В православных храмах в этот день выносят крест для поклонения и освящают мед. Празднование Спаса и Пресвятой Богородицы связаны с именем святого князя Андрея Боголюбского, который в 1164 году во время похода против волжских булгар выставил перед собой Владимирскую икону и крест, а затем разбил своих противников. В этот день верующие идут в церковь с букетами полевых трав и цветов. Освященные чабрец, мята, мак должны простоять дома круглый год. В этот день освящали колодцы. После первого Спаса селяне начинали готовить гумна и овины, пахать под озимые и сеять их. А еще на первый Спас купали лошадей и весь скот.
Первый Спас называется еще медовым: пасечники выбирали из ульев соты, заполненные медом, а пчел начинали готовить к зимовке. В последние годы повсеместно в Украине задолго до этого дня устраивают ярмарки меда – пчеловоды свозят свой товар в крупные города со всех уголков Украины. Еще одно название первого Спаса – Маковей, по церковному календарю в этот день отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев, живших в 145 году до Рождества Христова. Но в народе название переиначили – ведь в это же время начинали собирать мак, вот и стал первый Спас Маковеем. В селах пекли пироги с маком, делали коржи с маком, для которых мак растирали с медом добела в специальной посуде, макитре, специальным орудием, макогоном (его, кстати, как свидетельствуют народные предания, часто использовали жены как домашнее оружие против провинившихся мужей).
Второй Спас 19 августа — Преображение Господне — считается главным из трех праздников, поскольку входит в число церковных двунадесятых праздников. В этот день празднуется чудесное Преображение Иисуса Христа перед лицом его изумленных учеников — апостолов Иакова, Иоанна и Петра на горе Фавор. Церковь учит, что Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. А еще 19 августа 1456 года у стен Белграда православные сербы разгромили непобедимую турецкую армию, и с тех пор второй Спас стал отмечаться как великий праздник.
На Руси второй Спас называли еще и яблочным. Главный его обряд – освящение в церкви яблок, плодов и злаков. С этого дня можно было есть яблоки — после освящения в церкви. До 19 августа есть поспевающие плоды, кроме огурцов, не разрешалось – это считалось грехом. Яблочный Спас празднуют в течение девяти дней. Яблоки можно есть, угощать ими друг друга, готовить из них различные блюда, делать зимние заготовки. Изначально на второй Спас было принято святить не яблоки, а виноград. Но так как он не везде растет, то в церквях святят и виноград на Яблочный Спас, и яблоки, и груши, и сливы, и любые созревшие фрукты.
Кстати, яблоки были известны еще праиндоевропейцам, а обугленные остатки яблони были обнаружены при раскопках доисторических озёрных стоянок Швейцарии. Появление культуры у восточных славян относится ко временам Киевской Руси и тесно связано с деятельностью монастырей. В XVI веке яблоня появилась и в северных районах Руси. Для выведения культурных сортов яблони были использованы четыре вида: яблоня низкая, яблоня лесная, яблоня сибирская и яблоня сливолистная или китайская. Перед яблочным Спасом косили траву-отаву, заканчивали выкапывать лук и чеснок, собирали позднюю малину. Если на Спас выпадет сухой день, то и осень будет сухая, если мокрый – то и осень мокрая, если холодный – к холодной зиме.
Третий Спас, Нерукотворный, который отмечают 29 августа, называют еще дожинками — ведь заканчивается уборка хлебов, или хлебным. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. Называют его также ореховым: к этому времени поспевают орехи. Церковь же называет этот праздник «Перенесение Нерукотворного образа Господня»: в древние времена князь Авгарь заболел проказой, лечился долго и безуспешно, пока не услышал о чудотворце Христосе из Палестины. Князь послал к нему гонца, Христос после умывания вытер свое лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение лика Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его. С тех пор полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, а оттуда традиция перешла и в другие города христиан — родился обычай защищать вратные башни изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Отсюда происходит еще одно название праздника – Спас на полотне.
Наши далекие предки освящали в этот день ткани, устраивали ярмарки, на которых торговали домоткаными скатертями, полотенцами, простынями. К освящению тканей особенно трепетно относились женщины, которые на Спас приносили материал для будущего изделия в храм, освящали и только потом принимались за шитье новой вещи. В народе третий Спас связывают и с окончанием жатвы: вяжут и святят именинный – последний – сноп или венки из колосьев ржи и пшеницы. Приметили, что ласточки отлетают в теплые края в три раза — в три Спаса.
Ореховый, третий, нерукотворный, холщовый — это последний Спас, который как бы закрывает Успенский пост и праздник Успения, да и все лето. Впереди – осень со своими праздниками и народными обычаями.
Текст: Елена Алексеева

 

Поделиться в соц. сетях

One Comment on “На воде, на горе и на полотне”

Comments are closed.