У киевских театралов Молодой театр, прежде всего, ассоциируется с его художественным руководителем, народным артистом Украины Станиславом Моисеевым, который в преддверии театрального сезона рассказал о прошлом и настоящем театра и об ожидаемых премьерах.
— Вы больше десяти лет возглавляете Киевский академический Молодой театр. Как за это время изменился сам театр и вы?
— Скажу по секрету, в декабре будет пятнадцать лет, как я возглавляю этот театр. Как я изменился? Стал старше и упитаннее. А если серьезно… Ко многим вещам и к людям стал толерантнее, а к чему-то, наоборот, более нетерпимым. Ужасно не люблю театральные склоки, хотя на самом деле без них невозможен ни один театр. Причем, как я ни борюсь с этими подковерными играми, все равно они откуда-то берутся, и противостоять им попросту невозможно.
— Как формируется репертуар театра и что влияет на продолжительность жизни спектаклей? Какие спектакли знаковые в вашем театре?
— Безусловно, за пятнадцать лет спектаклей было поставлено много. Что влияет на продолжительность жизни того или иного спектакля? Конечно, актуальность, актерский состав и режиссерская работа. Правда, это все не гарантирует зрительской любви. Мы часто приглашали режиссеров со стороны, но, должен сказать, к сожалению, не всегда получали тот результат, на который рассчитывали. К примеру, мы сотрудничали с Максимом Курочкиным, известным российским драматургом (он сам киевлянин), выпустили спектакль по его пьесе «Стальова воля», но результат не оправдал себя, спектакль не прижился на нашей сцене. Та же история с талантливейшим сценаристом Натальей Ворожбит – ее пьеса поставлена в одном из самых известных театров Европы «Роял корте». Положа руку на сердце, скажу, что это большая честь для страны. Она тоже дебютировала на сцене нашего театра, но результат тот же, что и с Курочкиным. Единственный долгожитель на нашей сцене – спектакль, по мнению критиков, открывший новую эру Молодого театра, кстати, поставленный мной в 1997 году, «Дон Жуан» по Мольеру. Ну, и конечно, не могу не сказать о спектакле, долгое время являвшемся визитной карточкой театра, «За двумя зайцами» с народной артисткой Украины Тамарой Яценко в главной роли. Спектакль феноменальный во многих смыслах и как долгожитель, и как легенда, он кормил театр в самые его худшие времена – времена разрухи, когда в репертуаре практически ничего не было. Самая главная составляющая успеха этого спектакля — Проню Прокоповну играла Тамара Яценко. Правда, в один прекрасный момент мы вместе с покойным ныне Виктором Шулавковым, режиссером этого спектакля, набрались мужества и убрали его из репертуара театра. Потому что спектакль стал рухлядью, руиной и антивизиткой театра.
— Почему? Актеры устали играть одно и то же много лет кряду?
— И это тоже. Главное – он пришел в упадок в эстетическом плане. Театр – это не тот род искусства, который живет в веках. Он существует сегодня, здесь в данном пространстве и с данными актерами. Очень сложно любой спектакль переживает смену исполнителей. Я, к примеру, отдаю себе отчет, что мой спектакль «Дон Жуан» держится на двух актерских блистательных дарованиях – Станислава Баклана и Алексея Вертинского, думаю, без них спектакль был бы абсолютно другим.
— Когда появилось телевидение, все предрекали смерть театра, но он жив и поныне. Будет ли это искусство актуальным лет через сто?
— Думаю, это искусство будет жить до тех пор, пока людей не заменят биороботами. Театр – это сущность человеческая. Мы ведь любим в детстве играть в различные игры и примерять на себя разные роли, и когда становимся взрослыми, тоже играем, просто не всегда отдаем себе в этом отчет. И театр как раз и заполняет эту потребность в игре. Причем привлекают не компьютерные игры в виртуальном мире, а игра в настоящем времени с реальным человеком. Когда актер выходит на сцену и начинает играть, начинается диалог с залом, взаимообмен энергиями. И это не может заменить ни кино, ни реалити-шоу. Эти чувства мы переживаем лишь здесь и сейчас, и повторить эти переживания невозможно, потому как один и тот же спектакль в разный временной отрезок будит в человеке разные чувства.
— Как вам удается сочетать административную работу с творческой?
— Вначале было сложно, я никак не мог понять, где кончается режиссер и начинается директор. Сейчас я с одними веду себя, как директор, с другими, как режиссер. Грозно кричу на коллег-режиссеров, как директор и продюсер, потом иду к актерам и играю совершенно другую роль. Конечно, работа администратора на меня как на творческого человека влияет плохо, я бы мог сделать больше, поставить больше хороших спектаклей, но, с другой стороны, я бы не смог реализоваться так, как реализовался на данный момент, если бы не был полновластным руководителем этого театра. Всегда в театре было противостояние между административным и творческим началом. А я их объединяю. Поэтому я за единовластие.
— Кем руководить легче — женщинами-актрисами или мужчинами-актерами?
— Знаете, нет разницы. Актеры, будь то мужчины или женщины, совершенно особые люди. Женщины-актрисы очень редко в своих партнерах видят мужчин, потому что мужчины- актеры со временем становятся похожими на женщин. Я сейчас говорю не о сексуальной ориентации. Они не женоподобные, просто у них поведенческая реакция женская, они хотят нравиться, хотят, чтобы ими восхищались… Вообще, должен сказать, в театре доминирует женское начало.
— Новый сезон стартовал. В репертуаре театра появились новые спектакли?
— Признаюсь честно, так тщательно я не планировал ни один сезон. Почему? Из-за отсутствия денег я вынужден очень жестко подходить к планированию репертуара, иначе нам просто не выжить. Запланировано пять премьер на этот сезон – это очень много. При этом только один премьерный спектакль, который выйдет в сентябре, «Талант» Михаила Старицкого, полностью обеспечен декорациями и костюмами. Остальные – «Венецианский купец» по Шекспиру (премьера запланирована на декабрь), «Квартет» Анатолия Крыма, связанный с юбилейной датой одной из наших актрис, Людмилой Дементьевой (запланирован на январь), потом наступит очередь совместного проекта с венгерским режиссером Белой Меро, который будет ставить пьесу известного венгерского драматурга Иштвана Эркеня «Тоот и другие» (премьера запланирована на апрель), — пока без надлежащих костюмов и декораций.
— Кризис повлиял на состояние дел в театре?
— Я не думаю, что из-за кризиса наши театр оказались в бедственном положении. Скорее из-за равнодушия государства. Власть проявляет удивительное бескультурье по отношению к этой сфере, которая должна поддерживаться, чтобы наш народ не одичал окончательно.
— Что поможет современному театру удержаться на плаву?
— Когда я ругаю власть, неважно, какого она цвета, я ни в коей мере не умаляю и нашей вины, вины людей, которые занимаются театром. Выяснилось, что театральная среда в массе своей консервативна и ретроградна. А украинскому театру просто необходима реформа. И в том, что она не проведена, есть и наша вина. Надо перейти к контрактной форме общения с творческим составом, нужно отойти от должностных окладов уравнительной системы оплаты труда и четко сформировать систему финансирования театра. Зарубежные театры могут получать финансирование с разных сторон, мы же, как киевский театр, только от городской администрации, Министерство культуры, не может нам ничем помочь. Это нонсенс. Я давно предлагал, давайте снимем строчку расходов в бюджете города на театр, но освободим театры от налогов. Мы сами будем зарабатывать на себя. Это разумно, это будет стимулировать театр больше продавать билетов, а значит, делать больше хороших спектаклей.
Текст: Марина Ревера