Творчество. Перезагрузка

Нельзя пройти долгий путь, не делая привалов. Чем бы мы ни занимались: творчеством, учебой, воспитанием детей, время от времени нам просто необходимо сделать передышку, чтобы не только отдохнуть и отвлечься, но и «перезагрузиться», взять старт для покорения новых вершин. Иногда мы чувствуем, что пора остановиться сами. А иногда сама жизнь подталкивает нас к этому. И тогда, как бы ни противились мы этому, происходят события, которые просто вынуждают нас сделать остановку. Конечно, такие вынужденные остановки могут сначала даже огорчать и раздражать. Но позже мы понимаем, как они были вовремя. Ведь благодаря им мы восстановились, чтобы с новыми силами и новыми идеями идти к своей цели. И сегодня мы обсудим, насколько важны и нужны такие «перезагрузки» для творчества.

В разговоре на тему принимают участие:

Анастасия Зверева – креативный редактор Chercher La Feme, модератор дискуссии;

Алена Рева – дизайнер,

Раду Поклитару – хореогаф, балетмейстер,

Дмитрий Ачкасов – художник.

Cunami-peremen
Анастасия Зверева: «Нельзя пройти долгий путь, не делая привалов.»

Анастасия Зверева: — Считаете ли вы, что даже очень талантливым и целеустремленным людям надо время от времени останавливаться и переосмысливать свой творческий путь?

Раду Поклитару: В идеале – да, но жизнь такая сумбурная вещь, что вряд ли возможно составить расписание этих «творческих привалов». Поэтому мне нравится поговорка «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Тут все очевидно.

Алена Рева: Я считаю, что так называемые паузы нужны каждому человеку, независимо от рода деятельности. Мир настолько перенасыщен, хотим мы того или нет, но так или иначе мы становимся заложниками обстоятельств, вокруг нас. Поэтому перезагрузка – это как глоток свежего воздуха для движения в перед!

Алена Рева: "Перезагрузка - это как глоток свежего воздуха для движения вперед."
Алена Рева: «Перезагрузка — это как глоток свежего воздуха для движения вперед.»

Дмитрий Ачкасов: — Для начала стоит определиться с «талантливыми» в сфере искусства, зовущейся живописью. Художник – это некое политкорректное обозначение нестандартного способа существования шизофреника. Его удел – погибать, сходить с ума, бунтовать. Художник – это юродивый, больной и одновременно блаженный. Даже на биенале, подиуме Аrt Bazel или на презентации своего one man show где-нибудь в высокогорье Колорадо в дорогом велюровом костюме от Armani. Где бы он ни был, он, как Пифия, пророчит полотнами, а ты только вглядываешься, пытаясь понять смысл ими сказанного, разгадать его. Ибо говорит он на каком-то другом, неизвестном для всех языке. Вернее не он говорит, а нечто неведомое, что высказывает себя через него. Ну и вопрос: есть ли резон останавливать бормотание юродивого или прорицательницы внутри вас, чтобы переосмыслить?! Разве что, дабы дать возможность Музе объяснить Судьбе то, что надиктовала. Но, думаю, что это – уже не совсем то, о чем вы спрашивали. А посему, останавливать себя в мистерии живописи? Только не это !

Остановить себя в мистерии живописи? Только не это!
Дмитрий Ачкасов: «Остановить себя в мистерии живописи? Только не это!»

А.З.: — А вам самим нужна ли такая «смена обстановки» или вы предпочитаете постоянное присутствие в творческом процессе, опасаясь перестать быть актуальными?

Д.А.: Ваш вопрос выдает умело поставленный диагноз современной культуре. То, что вы называете постоянным присутствием в процессе с опасением перестать быть актуальным, лишний раз вскрывает тот факт, что никчемность современного художника заставляет его быть белкой в колесе. Где любая приостановка, увы, обнаруживает неплодотворную пустоту художника. И для того, чтобы скрыть ее, художнику нельзя останавливаться. И он вынужден творить, создавая один продукт за другим. Поэтому все, что современный художник называет творчеством в замесе с боязнью перестать быть актуальным, оказывается боязнью своей пустоты, убеганием от самого себя, нежеланием столкнуться с собой один на один. Другими словами – боязнью останавливаться без риска перестать быть актуальным в коммуникативном пространстве, в которое он погружён.

03-Сумерки у Ламберт моста (70х100)

Но истинное творчество в первую очередь означает столь же редкостное, сколь и драгоценное состояние выпадения за пределы коммуникативного пространства, обретение такой погружённости в себя, где опасения быть или не быть актуальным если когда-либо и имеют место, то носят уже скорей прикладной, а потому абсолютно вторичный характер. О котором позволяешь отвлечься уже только тогда, когда все аспекты творчества утолены и воплощены в полной мере. Иначе современное искусство всегда так и будет лишено мистериальности, придавая забвению сопричастность человека миру иного и создавать только мир, который исключает его понимание, исключает человека .

photo2

Р.П.: И все же я считаю, что паузы просто необходимы. Иначе можно сойти с ума!

А.З.: — Были ли в Вашей жизни ситуации, когда вы вынуждены были по тем или иным причинам сделать паузу в творчестве? Была ли она это тем, что можно назвать «перезагрузкой»? Поменялось ли что-то в вашем творчестве радикально?

Р.П.: — Слава Богу, у меня длительных пауз, таких, о которых стоит рассказывать, не было. Я меняюсь – это совершенно очевидно. Но процесс этот сильно растянут во времени. Тем не менее, мои первые балеты конца 90-х и последние – как небо и земля.

Раду Поликару: "Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах."
Раду Поликару: «Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах.»

А.Р.: В мире fasion внезапная пауза, к сожалению, не возможна. Здесь существуют сезонность и сроки, несвоевременность выполнения которых несет за собой ряд последствий, по-этому останавливаться невозможно. Можно планировать заранее такого рода поездки, где происходит полное отключение от реальности. Если я чувствую усталость, предлагаю мужу отправиться на пару дней для того что бы просто переключиться, если нет такой возможности по ряду причин, просто проводим время с друзьями или семьей в спокойной атмосфере. Во всем стараюсь соблюдать баланс, я не сторонник грузить себя до такой степени, что наступает момент, когда не в состоянии управлять своим внутренним эмоциональным состоянием.

SW7A2124

Недавно мы с мужем прошли панчакарму в одной из клиник в Индии! Это невероятные ощущения, сначала принятие абсолютно другого мира, потом внутри тишина и как результат чистое сознание, погружённое уже в нашу реальность бытия, но уже с более легким восприятием вокруг происходящего. Теперь такая перезагрузка стала необходимостью. Я не могу сказать что что-то поменялось в творчестве, но точно изменились реакции на внешний мир.

SW7A2162

Д.А.: Паузы бывают исключительно в силу для всех неизбежного в этой жизни влияния Небытия на Бытие. Когда уходили два моих любимца, оба двортерьера. Один Белка Дмитриевна – очаровательная рыжуня, исключительно метафизическое существо, по паспорту метис-Лабрадор. Второй – Фантик, милейший «дружбист», мастью и размером – вылитый лайка и характером «толпа из одного человека». Большей пустоты в этом мире , чем во время ухода каждого из них, испытывать не доводилось. Такая вот, с позволения пауза, под «Реквием» Моцарта. Что чувствовал и как заполнял эти паузы, писать по сей час тяжело и существенно превышает болевой порог, обозначенный сердцу. Которое и без того не понятно, как еще бьется, если ему давно пора было разорваться … Что ж, согласно соотечественнику и нобелевскому лауреату по литературе «И только размер потери и делает смертного равным Богу «. Хоть и предпочел бы оставаться в статусе, отдаленном от небожителя, но с парой любимых усато-хвостатых теней … Только разве кто-то с нами что-то согласовывает? Увы, неизбежная школа утрат этой жизни. Перезагрузкой не назовешь .

А.З.: — Стали ли вы больше прислушиваться к своим внутренним «подсказкам»? Научились делать паузы самостоятельно?

Р.П.: Я стал работать более импровизационно. Сейчас перед репетицией даже музыку, на которую сегодня ставить, не слушаю. Мне интереснее прийти в зал и послушать её с артистами, будто бы, в первый раз.

Zhenschina v re minore

Д.А.: Для меня процесс созидания в искусстве являет собой одну сплошную паузу длиной в жизнь, именуемую одиночеством. И из него, как наиболее адекватного состояния человека, где есть вся полнота бытия, я и черпаю все необходимые моему миру подсказки. Чтобы быть самим собой, нужно быть одиноким, и только между одинокими может быть настоящее общение , не превращающее вас в человека коммуникативного. Который может уединиться, но никогда не бывает один, и частичность которого привязывает его к другому, делает его зависимым от него и в равной степени от необходимости делать паузы как от другого, так и от мира коммуникаций вцелом , ищя при этом подсказок , увы, столь необходимых ему в этой роли . С годами и приходом сопутствующей им зрелости такая потребность уже пропадает .

А.Р.: — Я научилась бережно относится к своему психо-эмоциональному состоянию. Конечно, что бы сохранить свою внутреннюю гармонию над этим приходится работать. Это не просто и требует определенного внимания. Йога, медитация, специальная литература-помогают мне в этом. У женщин очень развита интуиция, прислушиваясь к себе, этим волшебным инструментом можно пользоваться, помогая себе. Чувствовать где можно газовать, а где притормозить, когда двигаться вперед а когда приостановиться.

А.З.:. — Где и как лучше всего «перезагружаться»?

Р.П.: Путешествия – любовь моя!!!!

lebedinie ozero

Д.А.: Мой выбор в этом смысле – это отказ от выбора, как бы парадоксально это на первый взгляд не звучало .

А.Р.: Для себя я открыла новый способ перезагрузки, на сегодняшний день, считаю самый эффективный – место, где мы побывали с мужем в Индии. Это действительно то пространство, где время останавливается. Где есть возможность посмотреть глубже внутрь себя и побыть наедине с собой, растворившись в звуках индийской природы. Это место, после которого ты открываешь себя новым. Это мое место.

А.З.: — Что делать, если «творческий отдых» затянулся и потихоньку превращается в «творческий кризис»?

Р.П.:А вот этот вопрос не ко мне! Надеюсь, никогда не испытаю этой проблемы!

Д.А.: Последнее с моей точки зрения становится возможным только как следствие того, что современное искусство в целом и автор как его отдельно взятый представитель становятся ориентированными не на первочувство красоты, а на моду, когда произведения перестают быть тем , после чего ты можешь иметь глубиннейшие чувства, эмоции и свои мысли, и остается только одно применение для продуктов современного искусства – утилитарное, как и вся сфера моды. И оттого и оно, и его представители начинают стойко деградировать с неизбежным креном в виде повышенного внимания и интереса лишь к сиюминутным понятиям «творческого кризиса», подменяя ими куда более глубинные смысловые пласты бытия, которые они уже не в силах по этой причине затронуть. Поэтому и рецептом лечения этого заболевания будет не симптоматическая медицина в области ремесла , а обращение к истокам и первопричинам недомогания духа.

А.Р.: — Все у нас в голове. Если прислушиваться к себе, точно определить свою зону комфорта, тонко чувствовать временное пространство, тогда можно избегать такого рода превращений… Главное, научится вовремя останавливаться!

Фото: bestin.ua

Автор: Дарья Шрамко

Больше статей из рубрики «Разговор на тему»:

Раз, два, три, четыре, пять…

Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби…

Как рождается искусство

Цунами перемен

Вся сила женственности

Не бойся страха

К гадалке (не) ходи…

Предновогодняя уборка нашего организма…

Унылая пора? Очей очарованье!

Неравный бой?

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *