«Учить или мотивировать, вот в чем вопрос»

Елена Вишняковская

Авторская рубрика Елены Вишняковой, учредительницы детского центра «Кудрявский»

Все чаще родители переживают, что их дети не хотят учиться, они думают, что этому процессу их нужно обучать или заставлять. Парадокс в том, что многие дети учиться как раз умеют, они подстраиваются под непомерные объёмы учебного материала, лавируют и эмоционально читают каждого преподавателя. Таким образом, они становятся докторами «шпаргальных» наук и любимчиками учителей с «отличием», а менее «талантливые» дети пасут задних, в конце концов, и они улавливают «правила» этой игры. Здесь приходит на ум анекдот.

 Контрольная. Преподаватель внимательно следит за учениками и время от времени выгоняет тех, у кого заметил шпоры. В класс заглядывает завуч:

— Что, контрольную пишем? Здесь, наверное, полно любителей списывать!

Учитель отвечает: — Нет, любители — уже за дверью. Здесь остались только профессионалы.

Имеет ли все вышесказанное что-то общее с реальными практическими знаниями или навыками? – Однозначно нет.  Виноваты ли в этом дети? – Тоже нет. Они лишь с той или иной мерой успешности подстроились к существующей системе. Объемы теоретической информации настолько велики, что постичь их полностью ребенок не может физически. В то же время практической части учения уделяется минимум времени. И даже здесь речь идет о шаблонных задачах с минимальной долей креатива и инакомыслия. То, что сейчас происходит в нашем образовании, заботит всех, особенно родителей. Как «первый рубеж» они видят, что детям неинтересно, учебная мотивация равна нулю, единственное, что работает, – это метод кнута, но даже с этими непомерными усилиями в конце школы или даже института мы имеем человека, не знающего, кем он хочет быть и что он может делать. Выходит, что, получив образование, наши дети находятся в положении аутсайдеров, потому что уровень их подготовки низкий.

Дети, кстати, чувствуют, что что-то с этой школой нет так, но «умные» не жалуются и тихо зубрят, а «глупые» бунтуют, сопротивляются и выжимают все соки из родителей и учителей. Что с этим всем делать, спросите вы? Начать составлять своему ребенку индивидуальный учебный план. Неплохо к этому делу подключить психолога и классного руководителя.

Что важно учесть.

Скорее всего, вы не сможете повлиять на учебный план школы. Поэтому выбор школы – это первый важный шаг. И начать следует с личности первой учительницы (выбираем не школу, а именно конкретного человека). Ребенка нужно заразить мотивацией, поэтому особенно рьяно вы должны искать ее носителя, потому, если находим школу с «мотивационной учебной эпидемией»,  сразу бежим туда.

«То, что мы делаем, меняет нас больше, чем то, что делают с нами». Шарлотта Гилман
«То, что мы делаем, меняет нас больше,
чем то, что делают с нами».
Шарлотта Гилман

После окончания начальной школы мы можем задуматься, хотим ли мы продолжить учиться там, или ищем другую школу, которая более подходит не вам, а вашему ребенку (математическая, гуманитарная, и т. д). Старшую школу мы вполне можем закончить в лицее той же специальности, которая будет актуальна в университете (медицина, экономика, и т. д).

Выбросьте из головы непрерывность континуума одной конкретной школы. Итак, вектор нашего движения:

  • Дети успешнее и охотнее относятся к заданиям, где могут проявить свою инициативу и самостоятельность. Необходимо поощрять самостоятельность и самоконтроль ребенка, предоставлять ему свободу выбора, давать возможность принимать самостоятельные решения. Благодаря этому ребенок испытывает чувство «хозяина ситуации». В таком положении он чувствует ответственность за результат своей деятельности.
  • Следует создавать атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения. Нельзя культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя или родителя. Но также Ребенок должен уметь преодолевать трудности, он должен осознавать оценку как результат своих усилий.  Важно, чтобы родитель поощрял и подкреплял достижения ребенка, сравнивая их не с результатами других детей, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах. Важно строить отношения «родитель-ребенок» не по типу вторжения, а на основе совета.  В ваших отношениях должна царить атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
  • Выясняем и учитываем ведущий источник восприятия вашего ребенка.  Визуал, аудиал и кинестетик или  диджитал? Это поможет вам понять, как прекратить напрасные страдания вашего ребенка и улучшить восприятие, запоминание учебного материала.
  • Выясняем тип темперамента вашего ребенка. Ведь холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом мы рождаемся и умираем. В этой плоскости лежит ответ, в каком темпе ребенку комфортно работать и многое другое.
  • Ищем настоящих учителей-джедаев, которые научат ваших детей:
    • креативно подходить к решению задач,
    • находить и критически анализировать нужную информацию,
    • уметь работать с учебными текстами (выделять суть и понимать ее, а не заучивать),
    • исследовать и проверять на практике, сомневаться,
    • заразить чтением и творчеством.

Бесспорно, сегодняшняя школа не может дать равные возможности развития всем детям с разными способностями и индивидуальными особенностями. Поэтому роль родителей в вопросе мотивирования детей и тьюторству (наставничеству) естественно возрастает.

Помните: результат учебной деятельности ребенка всего на 20—30% зависит от интеллекта, а на 70—80% – от мотивации.

Мотивируйте своего ребенка, поддерживайте его, учитесь вместе с ним, и он вырастет умным, способным, а самое главное, счастливым и здоровым ребенком!

Больше статей из рубрики «Город женщин»:

Безопасность ребенка…

Елена Вишнякова: «Лишь преодолев себя, ребенок…»

Самый красивый консул

Елена Вишнякова: «Лучший способ сделать детей хорошими…»

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *