Авторская рубрика Елены Подтопа, основательницы бренда HELENA SAI
Признайтесь, разве не случалось вам, гуляя просторными залами художественных музеев, отвлечься от разгадывания сюжетных замыслов многовековых полотен гениальных живописцев и замереть в сладостном созерцании старинного медальона на хрупкой шее юной девушки, игры света и тени на жемчужном ожерелье или переплетениях витиеватого золотого браслета на запястье высокородной дамы?
Эти моменты любования старинными драгоценностями дарят ощущение прикосновения к ушедшим эпохам, их вкусам и эстетическим взглядам. А знакомство с диковинными и часто канувшими в небытие видами украшений помогает нам изучить модные предпочтения наших предшественниц и понять, что не так уж мы и отличны, объединенные нежной любовью к бесценным брошам, кулонам, парюрам, перстням, фероньеркам, браслетам и серьгам.
Особое внимание в эстетических изысканиях следует уделить такому типу ожерелья, как чокер, нашему старому знакомцу, триумфально вернувшемуся в мир моды пару лет назад и прочно утвердившемуся в наших ювелирных шкатулках. И, правда, внешний вид чокеров и способ их носки давно нам знакомы по картинам Лукаса Кранаха-старшего, Ханса Бальдунга, Томаса Гейнсборо и Жюля Жозефа Лефевра, фотографиям британских королев Виктории и Александры Датской, императрицы Александры Федоровны, Дианы, принцессы Уэльской, Марии Терезы, великой герцогини Люксембурга, а также по таким культовым кинофильмам, как «Моя прекрасная леди» (1964), «Леон» (1994), «Маска Зорро» (1998), «Турист» (2010).
Однако, несмотря на визуальную осведомленность о возможных внешних трансформациях чокера, название этого украшения долгое время было известно единицам, в то время как большинство именовало его «бархоткой», «ошейником», «коротким ожерельем». Несмотря на синонимичность данных имен, все же именно дефиниция «чокер» (от англ. «choker» — душитель) фиксирует ту историческую эпоху, во времена которой данный вид колье не только приобрел особую популярность, но и обзавелся своим названием.
Речь идет о Великой французской революции (1789 – 1794), ужаснувшей мир новым орудием казни «врагов революции» – гильотиной. Историки моды утверждают, что именно в это беспокойное время среди женщин появилась мода повязывать на шею красную либо черную ленту, часто бархатную, в которой родственницы погибших появлялись на так называемых «балах жертв», с целью выразить свое горе, боль утрат и отдать дань казненным столь ужасным способом.
Несмотря на трагичность истории своего появления, чокер, словно хамелеон, меняет свои символические смыслы в соответствии с духом времени. Оставаясь любимой безделицей как бунтующих подростков, так и августейших особ, это украшение предлагает невероятное разнообразие способов исполнения: от проволочной имитации татуировки на шее до искусной россыпи драгоценных камней.
Впрочем, для Helena SAI излюбленным материалом исполнения неповторимых чокеров являются натуральные камни, на основе которых создаются все новые и новые сочетания, удивляющие комбинациями цветов, формой и огранкой, а также уникальностью ощущения украшения на теле. Более того, выбирая из множества значений, которыми наделяется данный тип ожерелья, Helena SAI обращается к традициям древних цивилизаций Месопотамии, Египта и Мезоамерики, считавших, что нить бус из натуральных камней, плотно обхватывающая шею (чрезвычайно уязвимую область), выполняет сильнейшую функцию оберега, талисмана от злых духов.
Безусловно, чокер остается остро модным и, что немаловажно, удобным аксессуаром (благодаря регулирующейся застежке) независимо от того, какие смыслы и символы вкладывать в это украшение. Но, как и Олдос Хаксли, мы верим, что сияние драгоценных камней напоминает нам о свете, красках и чудесах других миров, средоточиях идеальной красоты, к которой стремится душа и которую мы стараемся воплотить в украшениях.