Уильям МакДугалл: «В Украине больше тяготеют к классике»

С Уильямом МакДугаллом, президентом Аукционного дома MacDougall’s, мы беседуем в Киевском Национальном музее русского искусства, где в скором времени откроется ставшая уже традиционной для украинских коллекционеров предаукционная выставка MacDougall’s. Содиректор одного из крупнейших аукционных домов Великобритании об украинской независимости, особенностях отечественного арт-рынка и коллекционерах.

Досье
Уильям МакДугалл
, содиректор Аукционного дома MacDougall’s, русский на одну четверть, долгое время возглавлял один из крупнейших английских пенсионных фондов; коллекционирует русское и украинское искусство около двадцати лет. В 2004 году вместе с супругой Екатериной основал Аукционный дом MacDougall’s. Самые дорогие картины, проданные аукционным домом,— работы Николая Фешина (10.8 млн. дол.), Бориса Кустодиева (3 млн. дол.) и Ивана Шишкина (2.9 млн. дол.).
Уильям МакДугалл : «В Украине больше тяготеют к классике»

— Украина отпраздновала двадцать лет своей независимости. Что изменилось, на ваш взгляд, в нашей стране за это время?
— Вы знаете, я был до перестройки только в Москве. Киев впервые увидел пять лет назад, и этот город моментально очаровал меня своей красотой, а киевляне – дружелюбием. Что изменилось за эти пять лет? Мне кажется, за эти годы больших изменений не произошло, единственное, стало больше политического шума, но от этого Киев не утратил своей привлекательности.

— Чем один из ведущих лондонских аукционных домой привлекает украинский арт-рынок?
— Девяносто процентов покупателей нашего аукционного дома находятся в Киеве и Москве. Наш дом специализируется на продаже произведений украинского и русского искусства, которые покупают ваши соотечественники. Но есть одна особенность – украинские коллекционеры предпочитают покупать работы старых мастеров, а не современных художников. Что касается современных художников, то их работы в основном продают в украинских галереях.

— Секрет успеха аукционного дома MacDougall’s? Что позволило вам за короткое время стать в один ряд с Sotheby’s и Christie’s?
— Во-первых, мы с женой сами коллекционируем искусство и точно знаем, что коллекционеры думают и чего они хотят, поэтому у нас было свое четкое понимание того, каким должен быть аукционный дом, и мы его последовательно воплощали. Во-вторых, мы — единственный аукционный дом, который раньше, чем Sotheby’s и Christie’s, открыл официальные представительства в Киеве и Москве. Кстати, ни у Sotheby’s, ни у Christie’s до сих пор нет официального представительства в Украине. В-третьих, мы стали опираться на специалистов по конкретным художникам. Так как мы ориентированы на русское и украинское искусство, то и специалистов, которые оценивают картины, приглашаем из этих стран, поскольку считаем, что они лучше разбираются в родном для них искусстве. У нас работы всегда смотрят как минимум два-три специалиста. Первыми клиентами стали те, кто хорошо разбирался в искусстве и потому не боялся покупать у еще не известного аукционного дома. А потом, когда бренд стал завоевывать позиции, пришли люди, которые покупали потому, что доверяли нам.

— Вы всегда проводите предаукционный показ в Киеве. А возможен ли сам аукцион в нашей столице?
— Насчет аукциона в Киеве сразу отвечу: нет. Потому что у вас отсутствует необходимая для создания аукционного дома инфраструктура. К тому же, в Украине есть проблемы с получением платы за покупки. Если в Англии клиент не заплатит, я подам на него в суд, через три недели его выиграю, приду и опечатаю его имущество. Попробуйте сделать так в Украине! Суд не вынесет решения по аресту имущества. Существует также странный закон, по которому человек, купивший работу, не может ввезти ее в Украину, это облагается 40%-ным налогом. В силу всех этих причин в ближайшее время я не вижу возможности проводить аукционы в Украине. Мы, безусловно, присматриваемся. Завтра, например, могут изменить законодательство, — рано или поздно что-то поменяется.

В Украине сосредоточен огромный покупательский потенциал, но на сегодняшний день это всего лишь потенциал. Сегодня работы украинских и российских художников предпочитают покупать в Лондоне

 потому что там большой и развитый арт-рынок, на котором за 300 лет полностью сформировалась инфраструктура аукционного бизнеса. Это площадка, на которой продаются произведения искусства независимо от национальной принадлежности. Кстати, это касается не только русского и украинского искусства, но и, к примеру, французского. В Лондоне французские художники представлены гораздо мощнее, чем в самой Франции. Если взять мировые арт-продажи в процентном соотношении, то две трети всего мирового оборота русского искусства продается в Лондоне, 23 % — в Нью-Йорке, потом идут Стокгольм и Париж. Также не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что Великобритания — страна небюрократическая, очень разумная, поэтому Лондон исторически стал центром биржевой художественной деятельности.

— Есть ли особенности у наших отечественных коллекционеров?
— Конечно, как и в любой другой стране. Насколько я знаю, в Украине больше тяготеют к классике, а в России, к примеру, сейчас мода на искусство 20-30-х годов. Не стоит забывать, что в свое время в Украине коллекционированием начали заниматься люди, внезапно разбогатевшие, то есть на арт-рынок пришли покупатели без опыта (естественно, последовали ошибки, однако со временем и с опытом они эти ошибки исправили). На сегодняшний день самыми большими коллекционерами современного английского искусства являются Роман Абрамович и Виктор Пинчук. Они тратят огромные деньги на произведения современного западного искусства. К примеру, Абрамович в 2009 году приобрел за 120 миллионов фунтов две картины английских современных художников. Это практически годовой оборот аукционного рынка украинского и русского искусства.

— Чего нам ждать от предаукционного показа MacDougall’s в этом году?
— Мы привезем потрясающую коллекцию из 20 работ. Это будет выставка наших топ-лотов. Тех работ, которыми мы больше всего гордимся, – Кустодиев, Фальк, Богданов-Бельский, Рерих.

Поделиться в соц. сетях