Завершающим зимним традиционным праздником была Масленица (или «сырная» неделя). Начало Масленицы (масленки, сырницы) — древнего предвесеннего праздника у славянских народов, связано с проводами зимы и возрождением природы. Масленица, бывшая некогда языческим праздником в честь бога солнца Ярилы (блин — символ солнца), сохранился и в христианстве. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «сырной» или «мясопустной» недели, но христианского переосмысления не получила. Праздновали ее накануне Великого Поста (масленая неделя) с блинами, веселыми песнями, играми, катанием на санках, каруселях, ярких возках и украшенных конях, тройках. Исполнялись обряды, которые должны были ускорить пробуждение окрестностей, магически содействовать урожаю, достатку, сжигали чучело зимы, жгли костры, водили хороводы, пели масленичные и шуточные песни. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытной. Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост». Предшествовала Масленице так называемая «рябая», «сплошная» неделя, или сырная седмица, когда разрешалось употреблять пищу молочную или скоромную: нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану. Начиналась Масленица с «масленых дедов». Язычники верили, что вместе с теплом, травами и птицами на землю возвращаются души умерших, которые будут помогать им, а поэтому первый блин обычно клали на «духовое» окошко — для душ предков: «На Масленице первый блин — за упокой». Иногда первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. В прощальное воскресенье также ходили на кладбища, оставляли на могилах блины. Кстати, блины появились раньше, чем заквашенный хлеб. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола. Масленичное гуляние длилось неделю, каждый день в народе имел свое название. Понедельник — встреча; к первому дню Масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу — Масленицу и наряжали ее. Вторник — заигрыши; с утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов, здесь парни высматривали невест, а девушки поглядывали украдкой на суженых. Среда — лакомка; в этот день тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных. Четверг — широкий четверг, разгул, перелом; катались по улицам, выполняя разные обряды, творили кулачные бои, возили на санях мужика с вином и калачами, сходились в назначенное место пить пиво и петь песни. Пятница- тещины вечерки; в этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда — и всю родню, зять был обязан с вечера лично пригласить тещу. Суббота — золовкины посиделки; молодая невестка приглашала своих родных к себе, в этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его. Воскресенье — проводы или прощеное воскресенье, целовник; этот день был связан с культом предков. Проводы Масленицы сопровождались торжественным сжиганием соломенной куклы «Масленицы», а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходило вечером и завершалось поцелуем. В этот день прощались все обиды и оскорбления. При этом они говорили: «Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват перед тобой». Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. Большое внимание уделялось молодым, которые поженились в прошлый Мясоед. И катание с гор, и катание на тройках были обязательны для новобрачных. Одним из масленичных обрядов были визиты молодых супругов к родителям. О визитах зятьев «к теще на блины» сложено много шутливых песен, поговорок: «Зять на порог — стены в масле», «Хорош блин хрустящий, а зять говорящий», «Зять на двор — блины (пироги) на стол». Таким образом, можно считать, что масленица — праздник новобрачных. На Масленицу гадали: берет, к примеру, девушка первый блин, выбегая на улицу, угощает первого встречного и спрашивает его имя. Так и суженого будут звать. Время от Крещения до Масленицы называлось «свадебница». С приходом праздника для одних заканчивалась холостая жизнь, другим Масленица напоминала, что их замужество или женитьба недалеко. Во время Масленицы разрешалось воровать девушек, которые нравились парням. Это не осуждалось строго, а, наоборот, общество осуждало тех, кто имел брачный возраст и не женился. Если главными героями Масленицы в русских землях были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. Например, в Польше «гордые польки», усыпив бдительность холостяка оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают его за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет «продавать» незамужних девушек. А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — «клатик». Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати. В Югославии холостяка непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне, а на крыше собственного дома он может увидеть обнаженную фигуру соломенного деда. Как уже говорилось, главным угощением во время масленицы были блины — ни одно застолье не обходилось без них. В России, на Украине и Беларуси были широко распространены блины, налистники, оладьи. Жарили их в масле, запекали в сметане. В Украине особенно любимыми были в эти дни вареники с сыром. Недаром пели: «А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали…»
Стол огромный, чего там только нет! Рыбы, рыбы… икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица-жемчужина, с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… Несут блины под покровом…
И. С. Шмелев
За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой… наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… блины молочные, легкие, блинцы с яичками… еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой… желе апельсиновое, пломбир миндальный — ванилевый…» «Масляна широка: затопила Великий Пост!» Эта пословица появилась не на пустом месте. Кто не успел на масляной погулять, прихватывал и чистый понедельник поста. В народе этот день называли немецкой масленицей.
Источник: «Большая книга по этикету»