Я не верю в случайности. Поэтому сразу отбрасываю все досужие рассуждения о том, что кому-то просто повезло. Просто ничего не бывает! Да, удача есть. Она как бабочка летает вокруг нас, искушая и маня. Но поймать ее может лишь тот, кто сделает усилие. И чем это усилие активнее, чем целеустремленнее и решительнее настроен «ловец удачи», тем больше шансов, что ему повезет.
Андре Тан, мой сегодняшний собеседник, свою «удачную бабочку» поймал. И я знаю, что в его успех вложен такой труд, такая работоспособность, такое стремление достичь совершенства, что такой результат абсолютно закономерен.
— Андре, вы действительно много работаете. Помимо модной индустрии, ведете программы, много времени уделяете socializing. Где берете силы и время, чтобы все успеть? Приходится ли отказываться от каких-то планов и предложений и чему в таком случае отдаете предпочтение?
— Каждый день благодарю Бога за то, что занимаюсь любимым делом. Мой график очень прост, каждое утро я просыпаюсь в 5:30 утра и полтора часа медитирую. Это плюс любимое дело дает мне заряд бодрости и силы на весь оставшийся день. К тому же, когда тебя окружают приятные люди, красивые ткани, длинноногие девушки и качественная фурнитура, это все вдохновляет. Вдохновение дизайнера – это общение с людьми. Если дизайнера отрезать от общения, он не сможет что-либо создать. Это может быть общение с природой, людьми либо с самим собой.
— А вам в принципе знакомо понятие «усталость»? Как с ней боретесь?
— Усталость накапливается, особенно после «сдачи крови» на Украинской неделе моды. Как правило, после я всегда стараюсь уехать дней на пять и переподзарядиться. Преимущественно это «тюлений» отдых со стопкой книг, чтобы уже сделать наброски и наметки будущей коллекции.
— При такой занятости хватает ли вам времени на себя? Как проводите личное время, что читаете и успеваете ли читать вообще?
— Без книг не представляю своего времени и личного пространства. Чем больше человек читает книг, тем мудрее, умнее и целостнее он становится. Книги формируют личность. Последнее время, к сожалению, очень мало читаю художественной литературы. В основном это психология, духовная литература, книги по маркетингу. Мне интересно развиваться с каждым днем и во всех направлениях как в сфере бизнеса, так и на духовном и ментальном уровне.
— Вы обладатель множества наград. Есть среди них одна особенно ценная? Вообще, как вы думаете, награды отражают степень успеха дизайнера, его популярность и талант?
— Я знаю много европейских дизайнеров, которые имеют много наград. Но, тем не менее, их вещи не востребованы на рынке. Поэтому для меня самая главная награда то, что моя одежда делает людей счастливыми. И не важно, что на моем подоконнике стоит 32 награды, что 5 лет подряд меня называют лучшим дизайнером страны. Для меня важно количество людей, которые покупают мою одежду. Сколько бы журналов Vogue ни написали о том, какая это прекрасная коллекция, но если эти брюки или платье делают бедра и ягодицы женщины больше в несколько раз, она это никогда не купит. Это и есть мерилом успеха у каждого дизайнера.
— Деньги играют роль в вашем творчестве? Например, зависит ли выбор тканей и фурнитуры от того, какой профит вы планируете получить? Приходилось ли делать выбор между качеством и уровнем дизайна в пользу удешевления?
— Мне повезло, потому что в моей компании существует три линии одежды. Первая – это Andre Tan Smart Couture, вторая – a.Tan и третья смежная – Love by Andre Tan. У каждой совершено разная ценовая политика. Когда я создаю коллекции для Andre Tan Smart Couture, то просто парю в воздухе и летаю в облаках, потому что могу заказывать любые ткани. Это искусство, это как картины Пикассо, Рембрандта…
Когда же создается коллекция для второй линии a.Tan, здесь важна каждая пуговичка и каждая молния, потому что мой финансовый директор кричит о том, что мы вываливаемся из сметы, и это платье второй линии никто не купит выше определенной цены. Поэтому когда я создаю одежду для второй линии, важна каждая беечка и пуговичка, потому что они влияют на конечную стоимость продукции в магазине.
— Вы один из немногих украинских дизайнеров, кто сотрудничает с мировыми celebrities. Кто из них наиболее запомнился и чем?
— В основном celebrities очень капризны, но справедливы. Когда мне будет лет 50, я наверняка напишу многотомник о том, как мне работалось с каждым из них. Как Пэрис Хилтон требовала кабину автозагара ночью в свой президентский номер, Ольга Куриленко перевозила свои кремы в замороженных капсулах, чтобы они не теряли полезные свойств. Или как у Снежаны Онопко разболелись глаза перед съемкой, и я вместе с доктором ехали ночью лечить ее. Этот список можно продолжать бесконечно.
— Случалось ли вам разочаровываться? Не только в людях, но и в проектах, планах?
— Моя проблема или счастье – я всегда помню только хорошее как в людях, так и в проектах. Плохое я забываю и стираю ластиком, так намного проще жить. Я не знаю ни одного человека, который бы вырос духовно, имея в душе кучу комплексов и обид. Нужно всегда фокусировать свое внимание только на лучших качествах людей, тогда будет проще жить.
— Что и кто вас вдохновляет? Есть ли авторитеты среди украинских или мировых дизайнеров?
— Каждые полгода я обязательно посещаю Парижскую неделю моды. Для меня это как олимпиада, когда я четко знаю, чего хочу, и медленно, но уверено иду к этой цели. В моем графике международных показов никогда не пропуская показ Рикардо Тиши, который работает для дома Живанши, Николя Гаскьера. Мне очень нравится хрупкий концептуализм Оливье Тискенса. И обожаю нестандартную компиляцию современного искусства и классики Карла Лагерфельда для Дома моды Шанель. Также трендсеттером нашего времени всегда является Миучча Прада. Но это Миланская неделя моды, а я не всегда успеваю ее посетить, потому что в Италии в основном всегда по работе.
— Чего, по-вашему, не хватает украинской fashion индустрии для того, чтобы достойно заявить о себе на международных показах?
— Если сравнивать организацию самих показов, то как дизайнер, который показывался на многих международных неделях моды (Paris Fashion Week, Dubai Fashion Week), могу сказать одно. Показы всюду одинаковы. Разница только в людях, которые сидят в первом ряду, и качестве света. Именно свет является одной из самых дорогих составляющих. Порой свет на показе стоит в два раза дороже, чем сама коллекция. Допустим, чтобы правильно осветить свою коллекцию в Париже, нужно выложить порядка 150 тыс. евро.
Мне кажется, что украинской fashion-индустрии не хватает качественной прессы и байеров, которые будут четко понимать, что, поднимая свою промышленность (как это делают байеры итальянских дизайнеров), они прежде всего развивают свою экономику.
Беседовала Анастасия Зверева.
«Vita brévis, ars lónga»
«Чтобы удивиться, достаточно одной минуты. Чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы». Андре Тан
«Жизнь коротка, искусство — вечно!» Эту мысль великого Гиппократа сначала повторил Гете устами Мефистофеля, а следом за ним – Андре Тан в своей великолепной коллекции осень/зима 2014-2015.
Каждым своим нарядом, представленным в марте на Ukraine Fashion Week, дизайнер еще и еще раз доказывает незыблемость этой истины: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно и тем самым они хранят память о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.
— Высшее наслаждение – творить для других, — уверяет Андре, — видеть радость в чужих глазах, пусть адресованную не лично тебе, а тому, что ты сделал.
Прототипом многоликости женских образов в коллекции дизайнера выступили благородный шёлк, бархат, замша, мех, органза, кашемир и кружево. Во все времена музыка, литература, искусство неотъемлемо и неразделимо воспевают образ женщины – умеренную строптивость, аристократичную скромность, изысканность манер. Именно поэтому доминирующие цвета коллекции осень/зима 2014-2015 – это цвета сольферино, павлиний, перловый, облакотный, цвет райской птицы, туманного Альбиона и крыла горлицы.
Для создания «Vita brévis, ars lónga» дизайнер использовал эксклюзивные ткани и новейшие технологии производства текстиля, которые смогли увековечить в том числе и достояние мировой классики – оттиски рукописей А.С.Пушкина.