Высокая парфюмерия. Тренд – Украина!

Все украинское в высоком тренде. И если еще недавно признаться в том, что ты носишь отечественные вещи было не comme il faut, сегодня  самые модницы с гордостью демонстрируют этикетку «Зроблено в Україні». Украинские платья, обувь, сумки стали уже привычными и безусловно вызывают уважение своим достойным качеством. А вот какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «украинская парфюмерия»? Не спешите выражать недоумение. Представьте себе, и тут нам есть чем гордиться! У меня в гостях Богдан Зубченко – основатель парфюмерного бренда BZ Parfums. Именно он создал аромат, приуроченный к знаковому fashion событию – украинского Fashion’s Night Out 2014.

«Сегодня модницы с гордостью демонстрируют этикетку «Зроблено в Україні»
Анастасия Зверева: «Сегодня модницы с гордостью демонстрируют этикетку «Зроблено в Україні»

— Богдан, прежде всего, хочу поздравить Вас с признанием украинского мира моды! Расскажите же нам об этом аромате подробнее: какие его основные ноты, где его можно будет приобрести?

Спасибо за поздравление! Отрадно, что аромат понравился и запомнился, его обсуждают. Значит, поставленная цель достигнута. Я хотел создать композицию, которая соединяет прошлое и настоящее, пахнет одновременно и как классический аромат, и как современный, трендовый. К тому же, аромат не должен был быть «вкусным», милым, потому что это не в характере Vogue. Это модный журнал №1 в мире, и потому смело экспериментирующий, задающий тон и открывающий новое, этому журналу совсем не свойственны заискивающие интонации. Таким я и видел аромат  Fashion’s Night Out 2014, который также должен был отразить один из главных трендов сезона и стиль самого события — спортивный шик. Для того, чтобы создать в композиции яркий старт с ощущением кристальной свежести и связать аромат с историей моды, я использовал альдегидные ноты, которые бы напомнили об ароматах эпохи ар-деко (Chanel №5, №22; Baghari Robert Piguet). Этот  аккорд украшен нотами цитрусов и фруктовой нотой шампанского. Разве можно представить вечеринку Vogue без этого искристого напитка? В сердце аромата расцветает шикозная роза, которую оттеняют пудровые и древесно-зелёные тона. Ветивер — один из любимых компонентов Маши Цукановой. Конечно, этот ароматический оттенок   комплимент ей, женщине, эффектно воплощающей  образ Vogue. К тому же, ветивер придаёт серьезность композиции, некоторую строгость, которая продолжается сандалом и землистыми нотами пачули. В базе композиции мускус и натуральный дубовый мох, без которого невозможен настоящий шипровый аккорд (от французского chypre – Кипр), и который напоминает о благородных шипрах 1970-80-х  (J’ai Ose Guy Laroche, Paloma Picasso). Эта глубокая лесная тональность контрастирует с началом композиции и поддерживается современной гурманной нотой чёрного шоколада. Аромат позиционируется как мультигендерный (для женщин и мужчин) и был представлен в качестве сувенирного, как напоминание о модном событии. В серию аромат пока запускать не планируется, так что все, кому повезло его получить в подарок или выиграть, обладают настоящим раритетом.

Богдан Зубченко: « Парфюм всегда был для меня синонимом красоты и полноты жизни»
Богдан Зубченко: « Парфюм всегда был для меня синонимом красоты и полноты жизни»

— Сколько уже ароматов Вы создали? Где с ними можно познакомиться?

— Ароматы я создаю с 1993 года. В те сложные годы моё увлечение выглядело для кого-то как блажь. Конечно, я работал, занимался своей тогдашней профессией, но парфюмерия вошла в мою жизнь в виде коллекционирования, экспериментов с аромаматериалами и изучения истории парфюмерного искусства. Первые ароматы в ныне существующей серии Alea (от лат. — удача, счастливый жребий) появились в 94-95 годах. Тогда же родился и мой логотип в виде автографа — инициалы БZ. Мечтал ли я тогда, рисуя это лого, придумывая название серии, её концепцию, составляя первые ароматы о том, что стану парфюмером, и что моё страстное увлечение превратится в профессию, обретёт реальные контуры? Да, я мечтал об этом, хоть и с замиранием сердца от того, что мечта эта казалась очень далёкой тогда. За эти годы было создано несколько десятков композиций, не считая эскизов и экспериментальных ароматов, которые сохраняются в качестве концептов будущих работ. Также я составил немало индивидуальных парфюмов и композиций для ароматизации мероприятий, интерьеров квартир, кабинетов и домов. На сегодняшний день мои ароматы серии Alea представлены в двух бутиках Киева (Le Flacon, Recolte), в Днепропетровске (Kamana Aroma Bar), в Донецке (Le Flacon) и в Барселоне (La Basilica Galeria Perfume). Следующим европейским этапом планируется презентация парфюмерии от BZ Parfums в Париже и во Флоренции.

— Кто или что вдохновляет Вас на творчество? Кстати, нужно ли вообще вдохновение парфюмеру или достаточно понимать сочетание тех или иных парфюмерных нот и чувствовать конъюнктуру?

— Да, вдохновение нужно. По крайней мере мне. Конечно, можно что-то создать, базируясь на опыте, на знаниях. Но вдохновение — это то, что окрашивает произведение, оживляет его. Это как блеск в глазах, как любовь.  Вдохновение порой приходит неожиданно и толчком для него может быть что угодно: поцелуй, взгляд любимого человека, улыбка ребёнка, солнечный свет, отражение в воде, стильно одетые люди, благоухание природы, красивое сочетание цветов, какой-то эпизод из жизни, прогулка по городу, радость и печаль, чей-то жест, танец, посещение музея, архитектура, книга  или музыка. Ноты аромата начинают сами складываться в голове и я начинаю почти явственно ощущать аромат в носу, понимаю как он должен пахнуть. Порой ищешь какое-то сочетание, и вдруг, толчок  — и ты понимаешь как это нужно сделать. А причиной стал, например, неожиданно встретившийся цветок где-то в городе или запах стен с их вековой историей. Да, вдохновение очень важно, ибо без него невозможно настоящее творчество. И одновременно, помимо вдохновения,  художник (особенно если он работает в сфере дизайна или парфюмерии) должен остро чувствовать реалии, понимать жизнь, коммуницировать, знать рынок и что происходит в искусстве, моде, в социальной сфере,  сохраняя при этом свою творческую независимость, не становясь рабом трендов и сухого маркетингового расчёта. Очень важна честность в работе, стремление к профессионализму. Мало думать, что ты парфюмер, мало демонстрировать некую «странность», и совершая пассы руками, делая умный вид, мнить себя творцом.  Уверен, что нужно быть прежде всего ремесленником и соединять эти умения с безупречным вкусом — это моё кредо. По аналогии с хорошими духами, в работе парфюмера должен быть гармоничный баланс всех составляющих компонентов.

1-IMG_5652-001

— Как вообще Вы пришли к созданию ароматов? Вряд ли это была мечта детства. Да и насколько я знаю, у нас нет пока парфюмерных школ.

— Для меня это естественно — я с детства люблю ароматы. Млел тогда от маминых духов Dioressence Dior. Но нюхал я не только парфюмы. Кстати, я увлекался химией. В 12 лет организовал домашнюю лабораторию. Проводил эксперименты и вёл лабораторный журнал. Мне было не скучно мыть пробирки и возиться с  оборудованием. Пожалуй, важнейшей составляющей многих моих увлечений был именно запах. Мне было важно как пахнет акварель и гуашь, которой я рисовал, и даже какие они на вкус. Мне нравилось как пахнет смычок скрипки (до сих пор люблю запах канифоли) или свежая побелка. Обожал запах моего кларнета (это деревянный инструмент, который я во избежание растрескивания смазывал изнутри смесью розового и репейного масла), наслаждался ароматом моря,  осенних листьев и весенних цветов, мечтал о том, чтобы можно было налить во флакон аромат озона и пыли, прибитой дождём или запах крыльев бабочки. С детства для меня лучшим подарком на День рождения был альбом с репродукциями картин любимых художников и что-нибудь парфюмерное. От ароматов у меня начинало учащённо биться сердце, включалось воображение. Мой отец много лет увлекается виноделием. Помню как он выращивал несколько сортов винограда и составлял красивые купажи. Умудрялся даже делать хорошую мадейру и вкуснейшие пахучие  ликёры. Парфюм всегда был для меня синонимом красоты и полноты жизни. К тому же, мне было интересно анализировать что из чего состоит, находить метафору, соединять разные виды искусств. Поэтому неудивительно, что после занятий живописью, поработав в сфере моды и индустрии красоты, имея музыкальное образование, я начал сочинять  композиции из ароматных нот, постепенно придя к решению сменить работу профессионального телережиссёра с 12-летним стажем на работу парфюмера и ощутить, наконец, радость творческой свободы. Это произошло тогда, когда я понял, что вырос профессионально, пройдя долгий путь — от справочников, научной и технической литературы, стажировок до постоянных клиентов и позитивной оценки моих композиций европейскими парфюмерами. Три года назад я пришёл к выводу, что люди уже готовы воспринимать украинский парфюмерный бренд. Этому способствовало развитие торговых сетей, представляющих селективную парфюмерию, повышение уровня знаний об ароматах, «рафинация» клиентских запросов. Было принято решение о выходе за рамки работы с индивидуальными клиентами к более широкой публике. Объединив усилия с моим другом,  увлечённым коллекционером, парфюмистом, профессиональным пиарщиком и маркетологом Владом Зварычем,  мы представили первый украинский нишевый бренд BZ Parfums. Начались презентации, были выпущены каталоги, появились новые ароматы и воссозданы некоторые старые композиции, переформулированные для серийного выпуска. Конечно, всё это было непросто и рискованно. К своей работе я всегда подхожу не только с вдохновением, а ещё и с расчётом, продумывая детали воплощения, и сообразуя их с реалиями рынка. Тут мне пригодился и мой опыт режиссёра, и опыт управляющего директора киевского бутика Guerlain. Да, у нас до сих пор нет парфюмерных школ, но я много лет провожу мастер-классы, на которых рассказываю об истории парфюмерного искусства, обучаю распознавать ароматы, понимать язык парфюмерии, её специфику, составлять свой парфюмерный гардероб. Такие лекции BZ Parfums проводит не только для широкой публики, но и для сотрудников парфюмерно-косметических магазинов, бутиков, торговых сетей и марок по всей Украине. Сегодня создан и новый киевский бутик Le Flacon, который заявлен как базовая площадка первого украинского центра парфюмерной культуры. Мы будем поддерживать молодых парфюмеров, которые стремятся работать на европейском уровне и готовы соответствовать стандартам качества. Сегодня у нас собираются коллекционеры, парфюмисты, блогеры и журналисты, пишущие об ароматах, чтобы обсудить новинки или изучить великие ароматы прошлого, винтажи, поделиться знаниями и впечатлениями. Мы осуществляем проекты, в которых парфюмерия объединяется с визуальным искусством, модой и музыкой.

— Вы – один из «парфюмерных первопроходцев» Украины. Как вы думаете, есть ли у украинской парфюмерии шанс занять достойное место на наших туалетных столиках или она так и останется в единичных экземплярах?     

— Да, BZ Parfums действительно первопроходец: первый украинский нишевый бренд, впервые осуществлена продажа миллезимной серии ароматов на торгах аукционного дома «Корнерс», проект «Ароматы украинских городов» и «Гайдамаки», аромат  Fashion’s Night Out 2014 (Vogue Ukraine), а скоро и премьера первой парфюмерной телепрограммы. Мы стремимся к качеству, к уровню высокой парфюмерии, ставим творчество во главу угла и видим добрый отклик публики. Людей интересует парфюмерия, они желают знать больше, и они хотят гордиться украинской парфюмерией как минимум так же, как они уже могут гордиться украинским дизайном. Это вселяет надежду, воодушевляет на дальнейшую работу. Конечно, для того, чтобы перейти от небольших серий к большим тиражам высококлассных ароматов, для расширения географии продаж, помимо профессиональных качеств, необходимы и немалые финансовые средства. Время сейчас непростое. Но я верю в будущее нашей страны и в то, что украинская парфюмерия будет развиваться, что будут появляться новые имена, возникнет здоровая конкуренция, будет реализовываться много новых идей, верю в то, что украинские ароматы будут востребованы не только на родине, но и за её пределами. Это моя мечта и я отправляюсь за нею в путь.

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *