Взаимоотношения врача и пациента

«…В человеческой  культуре самое

древнее искусство – это общение.

Когда не было театра, живописи, музыки –

было общение. Из него родились все общества…»

Д. Гранин

ХарьковЭксперт — директор многопрофильной хирургической клиники Medical Club, доктор медицинских наук, пластический хирург высшей категории Андрей Леонидович Харьков.

Как бы ни выглядели тенденции развития клинической медицины и хирургии вообще, эстетической и пластической хирургии в частности, в центре её всегда будут оставаться двое – врач и пациент. Несомненно, что пациент будет становиться всё более грамотным, разборчивым  и требовательным. Он будет искать врача, который сможет его лечить и излечить. А врач все более будет приближаться к образу специалиста, которого каждый пациент очень зримо себе представляет.

Даже самая современная техника не заменит плодотворного взаимодействия врача и пациента. И хотя исторически сложилось так, что врач всегда занимал доминирующее положение и самостоятельно выбирал методы диагностики и лечения, в последние годы произошли поистине революционные изменения в этой сфере. На основании Конвенции о правах человека  и биомедицине пациенты получили право участвовать в процессе диагностики и лечения и всё активнее стремятся к открытому диалогу с врачами. Это заметно выражено в частных клиниках эстетической и пластической хирургии, где, по сути, требования и желания пациента являются определяющими. Этот новый тип отношений обязывает врача гарантировать те права пациента, которые определены и в статьях Основ законодательства Украины об охране здоровья граждан.

Слово в поведении врача, в профессиональном понимании – это искусство с его позитивной эмоциональной и нравственной направленностью. По-настоящему хороший результат в медицине даёт сочетание доверительных человеческих отношений с чудесами научно-технического прогресса. А для этого технически оснащенный врач должен не только уметь, но и любить разговаривать с пациентами, слушать их. Без искусства человеческого общения невозможно добиться системного подхода к охране здоровья. Правильно написал в 1991году лауреат Нобелевской премии по химии Н. Казинс в своей книге «Анатомия болезни»: «Медицина, взявшая на вооружение системный подход к здоровью, делает упор на  теплоту человеческих контактов, а не на холодную аппаратуру».

Установка доверительных отношений между врачом и пациентом, снижение напряженности в процессе общения, облегчение самораскрытия пациента за счёт устранения формально-ролевого взаимодействия и установления «межиндивидуального общения» снижает барьеры, изначально существующие между доктором и пациентом. Фильтр «доверие – недоверие» приводит к тому, что абсолютно истинная информация может оказаться  непринятой, а ложная – принятой. Существование «фильтра» со стороны врача при общении с пациентом, как правило, связано с предвзятым отношением к данному пациенту, склонностью доверять одним жалобам и не принимать во внимание другие. Все эти факторы обусловливают  селективность в восприятии информации и «деформацию» при оценке получаемой информации.

В процессе общения врача с пациентом мерилом эффективности является то, насколько врачу удалось расположить к себе пациента, насколько пациент уверовал в своего врача, насколько врач сумел перестроить патологические установки пациента. Все это возможно лишь при условии успешного преодоления барьеров, возникших в процессе общения.

Не способствуют установлению позитивных отношений между врачом и пациентом и финансовые проблемы. Это иногда приводит к тому, что взаимоотношения врача и пациента всё больше уподобляются взаимоотношениям деловых людей. Хотя каждому известно, что хороший результат приносит только хорошее лечение у хорошего специалиста, а это стоит денег. С финансовой стороной  проблемы связана и свобода врача и пациента. Свобода врача – предоставить пациенту все самые лучшие виды диагностики, свобода же пациента – принять его услуги или, отказавшись от них, уйти к другому специалисту.

В основе этих взаимоотношений лежит разный уровень осведомленности. Так, пациент является носителем бренности и уязвимости, а действиями врача руководит чувство долга. В этом аспекте уместно привести слова Г.А.Захарьина: «Врач должен быть независимым не только как поэт, как художник, но и выше этого, как деятель, которому доверяют самое дорогое – здоровье и жизнь». Доверие к врачу – обязательный компонент лечебно-диагностического процесса. Поддержка, понимание и сочувствие врача  —  ключ к установлению сотрудничества между врачом и пациентом. Врач должен уметь поставить себя на место пациента, взглянуть на мир его глазами.

bigstock-Doctor-with-female-patient-24077858

В наше непростое, неоднозначное и жесткое время врачам важно иметь как профессиональные, так и нравственные ориентиры. И с этих позиций рассматривать свои действия и в жизни, и в медицине. Без нравственности невозможно по-настоящему любить людей. Профессия врача – не только выполнение манипуляций. Доктор должен стать тем, кем должен быть: «солью земли», носителем интеллигентности, лидером, который формирует общество.

Как гласит древнекитайская пословица, «сомневаться – неудобно, быть уверенным – смешно». В наше время, когда врачи принимают решения совместно с пациентами, они должны уметь делиться своими сомнениями. Обманутые ожидания не способствуют плодотворному сотрудничеству. Поэтому во взаимоотношениях между доктором и пациентом основополагающими факторами были и остаются вопросы доверия, сотрудничества и открытости.

Многофункциональная хирургическая клиника Medical Club

 

Больше статей из рубрики Салоны и клиники»:

Взгляд в будущее…

Идеальный нос!

Наши глаза — это зеркало жизни…

Если грудь слишком большая

Medical Club. Где невозможное становится возможным

Пикантная услуга…

Оставаться красивой

Красота и удача — сестры успеха

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *