Кто хоть раз побывал на экскурсии по киевским улицам известной писательницы Лады Лузиной, надолго остается под впечатлением. А многие возвращаются к ней еще и еще. Потому что у писательницы огромное количество маршрутов по ее любимому Городу (именно так, как Булгаков, она пишет это слово с большой буквы, когда речь идет о Киеве). Она знает о магической, сказочной, легендарной, чудесной, тайной истории Киева такое, чего не прочтешь ни в одном справочнике. А начиналось у Лады все с изучения материалов для ее очередной книги о киевских ведьмах.
— Расскажи, как давно ты так глубоко погрузилась в изучение истории Киева?
— Если честно, не так уж и давно. Первая моя книжка о киевских ведьмах вышла в 2005 году, но это была первая, поверхностная волна увлечения. Я тогда не ставила перед собой цель изучить историю Киева. Просто хотелось что-то интересное узнать и рассказать в своей книге – не более того. А вот серьезно начала изучать, пожалуй, года три назад. Ведь история Киева, как наркотик. Когда ты увлекаешься, понимаешь, насколько она бездонна.
— Раз ты изучала эту тему, скажи, почему Киев на протяжении столетий связан с историями о ведьмах?
— Возможно, потому, что они здесь жили. Между прочим, первой известной нам киевской ведьмой можно назвать спутницу богатыря Добрыни Никитича былинную Маринку. О том, что в Древней Руси у Маринки были реальные «коллеги», есть свидетельства археологии. Так, например, во время раскопок в 1968 году на склонах Старокиевской горы нашли «могилу ведьмы», в которой обнаружили пробитый металлическим колом женский скелет.
Сегодня истории о киевских ведьмах нам кажутся историческими анекдотами. А для наших еще не таких далеких предков это была настоящая светская хроника. И в XVII, и в начале XX века к слову ведьма так часто присовокупляли «киевская», что с подозрением относились едва ли не ко всем киевлянкам, особенно молодым и красивым. Отсюда, видимо, и пословица «В Києві не женись, а в Ромнах кобил не міняй». (В Ромнах было много цыган).
Истории же о жене, соседке, поварихе, горничной, которая тайно по ночам улетает на шабаш через печную трубу, мужчины XIX века пересказывали друг другу, как сейчас рыбацкие байки. Типичный пример в мемуарах гласного Городской думы Филиппа Ясногурского, друг которого поведал ему, что в юности лично подсматривал за их кухаркой Варварой, и будто бы видел своими глазами, как та упорхнула в печную трубу… При этом сам автор нисколько не сомневается в истинности рассказа приятеля!
— А суровое было наказание за ведьмовство?
— Киев отличается от других известных ведьмацтвом городов мира, вроде Салема или Кельна. Суды над ведьмами были в Киеве, о том сохранилось множество документов, но охоты на ведьм, инквизиции здесь не было никогда.
Ведьм у нас никогда не судили за колдовство, лишь за причинение финансового или морального ущерба. Например, за то, что с помощью магии украла молоко у соседской коровы. Если вина ведьмы была так или иначе доказана, ущерб она должна была возместить деньгами! И все – иди, колдуй себе дальше, только имущество чужое не тронь!
— Скажи, а где в Киеве находится та самая Лысая гора?
— На деле в Киеве их несколько. Одних лишь официальных аж четыре, а неофициальных – не сосчитать. И лишь одна из них упомянута на карте – урочище Лысая гора на Выдубичах. Но она не только самая отдаленная, но и самая молодая из лысогорский вершин. Кстати, верите вы в ведьм или нет, факты – вещь упрямая. Они свидетельствуют о том, что все киевские Лысые горы отторгают любые постройки и упрямо блюдут свою «лысину».
Так происходит по сей день с возвышающейся над Андреевским спуском Замковой горой – по совместительству главной Лысой горой Киева.
Между прочим, именно здесь были первыекиевские поселения. Некоторые историки думают, что именно здесь, а не на Старокиевской, основатель Киева князь Кий построил свой первый город.
Позже здесь стоял княжеский град – высокие деревянные стены, обмазанные глиной, пятнадцать башен с остроконечными крышами, и на одной из них единственные в городе часы, многочисленные постройки, колодцы, четыре церкви, двое ворот – Воеводские вели к Щекавице, Драбские – на Андреевский спуск, и от них через ров перебрасывался подъемный мост на цепях.
В 1850-х здесь стояла Троицкая кладбищенская церковь женского Флоровского монастыря. Как и Златоверхо-Михайловский, большевики снесли ее в 30-е годы…
Именно из-за богатой истории у этой горы много имен – Флоровская, Замковая – в честь чудного замка, Кисилевка – в честь воеводы Адама Киселя. Парадокс, но в самом центре Киева стоит вершина размером с замковый город, так и непокоренная киевлянами за тысячу лет!
— Но ты говоришь, что это не единственная Лысая гора. Где еще?
— Владимирская горка, между прочим, тоже Лысая гора. Мало кто знает ее второе имя — Чертово Беремище, Лысая гора. Считалось, что примерно там, где сейчас памятник князю Владимиру, стоял идол первого языческого бога Перуна – тот самый, которого князь-креститель позже повелел сбросить в Днепр. А там, где водятся черти, ищи и ведьм!
Сброшенный с Лысой горы (Владимирской горки) по приказу князя Владимира деревянный Перун проплыл по Днепру и вынырнул (по-старославянски «выдыбав») на нынешних Выдубичах. Оттуда и название этой местности. И там еще одна Лысая гора. Интересно, что современное капище языческого бога Перуна стоит на одной из полян выдубицкого лысогорья и в наши дни.
Беседовала Людмила Троицкая