ЗАЧАРОВАНА КРАСОЮ

«На довгу згадку ці квіти посилаю тому, кого не бачила, кого не знаю…»
Катерина Білокур

Л. Білокур. Автопортрет
О ЕЕ ЖИЗНИ – пронзительно, без прикрас – повествует художественный фильм «Буйная», созданный режиссером В. Василенко в 1989 году (революция, коллективизация, война остаются за кадром, но «просвечивают» сквозь киноповествование, как и холст в некоторых картинах самой художницы, для которой «кожна унція фарби» – на вес золота). Особенно впечатлили сцены, посвященные произведению поистине уникальному. Вот Екатерина Васильевна, «колдуя» над полотном, пытается говорить с отцом об искусстве: «Ну як вам, тату, моя картина? Схожа вона на цар-колос? – Дрібненький дуже, наче слабує… – Слабує? Як добре ви, тату, сказали: слабує… Сумно йому, бо не може усіх людей нагодувати. – То чого ж він сам, ти б їх багато намалювала! – Не можна, тату, він же цар – найголовніший…» А в следующем эпизоде «Царь-Колос» уже красуется в столичном музее. Пытаясь осознать феномен, одни пытаются «втиснуть» творчество Билокур в рамки декоративной народной росписи, другим мерещится соцреализм. И тут в кадре появляется девушка, кото¬рая взволнованно произносит: «Ця жінка – філософ. Вона незбагненна, космічна людина… Подивіться на її Царя-Колоса: хіба він земний?..»

В 1954 г. три картины Билокур – «Березка», «Царь-колос» и «Колхозное поле» – включили в экспозицию советского декоративного искусства на Международной выставке в Париже – слишком уж велик был соблазн использовать ее цветущие буйным цветом полотна для агитпропа. – Вот, мол, полюбуйтесь, мадам и месье, какие шедевры в свободное от работы в колхозном поле время рисуют переполненные радостью коммунистического труда сытые и довольные жизнью украинские колхозницы! Сытой Екатерина Васильевна уж никак не была (после смерти отца они с матерью едва сводили концы с концами) и вряд ли знала, что ее картины увозят в Европу. Между тем, посетивший вернисаж Пабло Пикассо задержался у работ Билокур и, проведя параллели между творчеством «гражданки села Богдановка» и творчеством провинциальной французской художницы-самоучки Серафин Луи, работы которой также отличались лучистым колоритом, произнес: «Гениально! Если бы у нас была художница такого уровня, о ней знал бы весь мир!» Растиражированная французской прессой, эта фраза послужила отличной рекламой. Одним словом, не вернулись в Богдановку ни «Березка», ни «Царь-Колос», и до сих пор неизвестно, куда же они подевались…

field-of-the-collective-farm-1949-by-Kateryna-Bilokur
Колгоспне поле. 1949

Прикрепив холст к подрамнику обычным шпагатом, «богданівська мавка» творила свою «святу, чудову, гарну справу», превращая безликие полотна, похожие на безрадостные крестьянские будни, в красочные феерии. Напитанные солнечной добротой, картины Екатерины Билокур – это манифестация той красоты, которая входит в душу, будто ручей, и разливается радужными волнами…

ОНА РОДИЛАСЬ 7 декабря 1900 года в селе Богдановка Полтавской губернии (ныне – Яготинский район Киевской области). Семья не бедствовала, выручал свой участок земли. К семи годам Катря освоила грамоту, и родители рассудили, что без школы она обойдется. С утра до вечера девочка помогала матери по хозяйству. Лишь сидя за прялкой, она отдыхала и о чем-то мечтала, не догадываясь, что отмечена божьим благословением. С тех пор как сделала Катерина свои первые карандашные наброски в тетради брата, нахлынула жажда творчества.

ПРАВО НА МАЛЮВАННЯ…
…приходилось отстаивать в жесточайшем противостоянии с родственниками. Не было у девочки ни бумаги, ни своего карандаша, но выход все же нашелся: раздобыв кусочек белого полотна, она многократно его использовала: нарисует что-нибудь угольком с обеих стороны, налюбуется своими творениями, затем выстирает полотно и упрячет подальше. Но разве от родителей что-то утаишь? Поймали дочь за «бесполезным» занятием, отобрали рисунки и бросили в печь! Запреты, наказания лишь подливали масло в огонь. Беспокоило ее лишь одно: не было в забытом Богом селе ни одного художника, который помог бы ей освоить тонкости изобразительного искусства.

113313477_large_7081

ПІДКАЗКИ ПРИРОДИ
Когда Билокур исполнилось 23, она пыталась поступить в миргородское художественно-керамическое училище, но из-за отсутствия аттестата о начальном образовании ей отказали, даже не взглянув на рисунки, что стало для девушки настоящей трагедией. В киевский театральный техникум не приняли по той же причине. Односельчане выкрикивали ей вслед обидные прозвища: «Дурна дівка! Чортиця!» Им было невдомек, что, гуляя в одиночестве по рощам и лугам, Катерина учится у матери-природы, которая очаровывает ее красотой пейзажей и преподносит дары, из которых можно сде¬лать кисточки и краски: вишневые веточки, птичьи перья, крылышки бабочек, ворсинки кошачьей шерсти, свекла, бузина, калиновый сок…

ЗА ПОРАДОЮ ДО КОБЗАРЯ
Сельский учитель Иван Калита был единственным человеком, с которым девушка могла поговорить о своем увлечении. От него она впервые услышала о масляных красках, в его библиотеке впервые в жизни увидела альбом репродукций картин Третьяковки, познакомилась с поэзией Пушкина и Лермонтова, прозой Гоголя. Более всего полюбился ей Тарас Шевченко: «А як взяла я Кобзаря, як глянула на ті чарівні малюнки, як прочитала ті вірші дорогі і прозу, так наче мені хто дання дав. От як засіло мені в голові те велике слово Художник…» Когда Катерину в очередной раз попытались выдать замуж, она внезапно уехала в Канев. Стоя у креста на могиле великого Кобзаря, которого избрала себе в наставники, она как живому ему рассказывала: «Ой, якби ви, Тарасе Григоровичу, живі були, то, може б, ви і допомогли мені стати художником. А ті люди, серед яких я живу, не розуміють мене, і я між ними як чужа…»

Квіти на синьому фоні. 1943
Квіти на синьому фоні. 1943

НАРЕШТІ ВІЛЬНА!
Катерине за 30. Мать не успокаивается: «От покарав нас Господь такою дочкою! У людей дочки в таких літах уже заміж повиходили, їхні матері зятів мають, а наша чортів малює!» Отчаявшись найти понимание, девушка убегает к реке, чтобы раз и навсегда «избавить родителей от позора». Лишь из страха потерять дочь родители разрешают ей рисовать и по будням, но никто не освобождает от поля, огорода и домашних хлопот. Часто вспоминала Екатерина Васильевна в своих письмах, как всю ночь копала огород, чтобы встретить восход солнца вдали от дома и нарисовать луговые цветы, или отправлялась в другое село, чтобы отыскать цветок, который «просился» на полотно. Только к 30 годам у Билокур появилась возможность рисовать настоящими красками, к этому же времени относятся ее ранние работы.

КАЛИНОВА ПІСНЯ
Однажды по радио она услышала в исполнении Оксаны Петрусенко песню «Чи я в лузi не калина була», которая так перекликалась с ее судьбой! Растроганная, она написала певице преисполненное отчаяния письмо и, приложив к посланию нарисованную на холсте гроздь калины, отправила в Киевский оперный театр. Оксану Андреевну тронула история художницы-самоучки, и она посодействовала. Приехав в Богдановку, художник Владимир Хитько удивился картинам Билокур, а уже во второй половине 1940-го в Полтаве состоялась ее первая персональная выставка. Вот и выходит, что лишь на 40-м году жизни о Екатерине Васильевне заговорили как о самобытной творческой личности. Выставка была успешной, и Билокур премировали поездкой в Москву, где она смогла посетить Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. Ее картинами любовались, для них находилось место в галереях Киева и Москвы, их готовы были покупать, но… по цене народных поделок. Несмотря на трудности и лишения, художница умудрилась нарисовать более 80 чудесных картин! В июне 1961-го ее не стало, но остались цветы, прорастающие из земли в небо. А еще – письма, в которых очень много тепла и мудрости…

Жоржини. 1957
Жоржини. 1957

LA FEMME РЕКОМЕНДУЕТ…
Репродукции не передадут вам той позитивной энергетики и лучистого колорита, которыми славятся картины народного художника Украины Е.В. Билокур. Оригиналы же действуют до ошеломления, до душевного трепета. Убедитесь в этом сами, посетив мемориальный музей-усадьбу в селе Богдановка и погрузившись в атмосферу, в которой Екатерина Васильевна прожила всю свою жизнь. Побывайте заодно в Яготинском историко-краеведческом музее, где развернуты две экспозиции с живописным и графическим наследием этой художницы. А для полноты ощущений совершите экскурсию в Национальный музей украинского народного декоративного искусства, где в галерее Благовещенской церкви есть тихий и светлый «білокурівський» зал, в котором собраны лучшие произведения «героїчної майстрині пензля».

***

К ИСТОКАМ
Валентина Шафран (Козобродская) – кандидат филологических наук, руководитель этноцентра «Світлиця»:
– Мудрость наших далеких предков состояла в том, что они осознавали и чувствовали себя частичкой единой системы мироздания в органической связи всего живого и неживого, от целостности которого зависела их жизнь и благополучие. Стремление сохранить такой порядок, соответствующий образу древней картины мира, порождало обожествление сил природы. Все, что окружало человека и служило источником его жизни, было наделено магическими свойствами: солнце, земля, вода, воздух, животные, растения… Животворная магия природы, особенно растительного мира, нашла отражение в народном творчестве.
Многие виды украинского традиционного искусства трудно себе даже представить без образа цветов! Растительный узор всегда был распространенным элементом орнамента вышивки, украшающей сорочку и фартук, скатерть и рушник. Пучки растений и букетики цветов служили оберегами и ритуальными атрибутами. Цветочная роспись украшала посуду, мебель и стены жилища. А подчеркнуть свое очарование красочным веночком умела каждая девушка. И это не удивительно! Ведь сама роскошная природа края способствовала влечению нашего народа к прекрасному…
Впрочем, разнообразная цветочная тематика в народном творчестве обусловлена не только врожденным эстетизмом украинцев. Объект нашего внимания – это одно из явлений материальной культуры, неразрывно связанной с культурой духовной. Связь заключается в том, что каждый предмет материальной культуры имеет не только практическое применение, либо выполняет эстетическую функцию, но и наделен символическим значением, магическими свойствами, благодаря которым он становится знаком в тексте народной культуры. Следовательно, каждая цветочная композиция, орнамент, его элемент или цвет – это символически наполненный знак с определенной магической функцией: защита от злых сил, болезней и несчастья, стимулирование и сохранение молодости и красоты, любви и верности, здоровья и долголетия, плодородия и процветания, мира и благополучия.
Как видим, растительная символика в украинском народном творчестве имеет глубокие корни, из которых прорастают современные направления изобразительного искусства. Даже сегодня традиционная культура – это живой источник подпитки современной культуры нации. Поэтому так завораживают цветочные образы в живописи Анны Хомчик, Ивана Колесника, Татьяны Наумович-Сензюк, Ирины Третьяк и многих других украинских художников. Но, пожалуй, никто из них не прочувствовал душу природы так глубоко, как Екатерина Билокур. И, наверное, художница старалась бережно сохранять ее в служивших натурой цветах, никогда не срывая их, не отлучая от матери-земли. Не потому ли так фантастически реалистично удавалось Екатерине Васильевне воплощать эту душу в живописных образах цветов, наполняющих самобытные шедевры художницы чарующей и животворящей энергией!
Узнайте больше о традициях украинской культуры

К. Білокур. Квіти і калина (1953-1957)
«Квіти і калина» – одно из самых удивительных произведений Е. Билокур. Помимо красноречивой цветочной символики, игры света и тени, в ней есть геометрические символы. В очертаниях композиции угадываются характерный для украинской народной росписи «вазон» – «древо жизни», хотя кто-то назовет это чашей Грааля, или контурами Вселенной. И это только то, что «читается» при первом взгляде на картину. Тут еще размышлять и размышлять – созерцая, удивляясь, любуясь…

Текст: Инна Букреева
Фото: www.artukraine.com

Поделиться в соц. сетях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *