«Женская красота – это такая сила, которая оставляет след даже после своего исчезновения и все еще волнует душу, когда уже не может волновать сердце». Жорж Санд
Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Хрупкий утонченный юноша и смелая женщина немного за тридцать, носившая мужские костюмы и с неизменной сигарой в зубах… Их роман продлился десять лет, но они так и не стали мужем и женой.
Фредерику Шопену было чуть больше двадцати, когда он в 1831 году покинул родную Варшаву и переехал в Париж. Парижская публика сразу распознала талант молодого гения и влюбилась в его музыку. Он был прекрасным пианистом, покоряя слушателей не только техникой, но искренностью и чувственностью исполнения. Также он слыл сердцеедом, покорителем женских сердец — легкий, изящный, всегда остроумный. Не менее шумная слава выпала на долю Авроры Дюпен — писательницы, подписывавшей свои романы псевдонимом Жорж Санд. К моменту знакомства с Шопеном у нее был солидный жизненный опыт за плечами. Ей было немного за тридцать, она успела пожить в женском монастыре, выйти замуж, родить сына и дочь, затем оставить супруга, уехать за любовником в Париж и написать несколько романов под псевдонимом Жорж Санд.
Они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой. Хозяйка дома решила познакомить этих творческих натур, но Шопена тогда возмутили и вид, и поведение странной женщины. Что за отвратительная женщина – Жорж Санд? Молодой человек с изысканными манерами не воспринял экстравагантный внешний вид писательницы, которая носила мужской костюм, дополняя его длинными грубыми сапогами, шляпой, курила сигары. А вот умудренная жизненным опытом Санд сразу обратила внимание на молодого гения. Они часто встречались на разных светских мероприятиях, и спустя какое-то время парижский бомонд начал обсуждать неожиданный для всех роман Санд и Шопена. С Жорж Санд Шопена связывала не только страсть, но и глубокая истинная дружба. При этом они оба были поглощены творчеством, которое требовало огромного напряжения. Им были свойственны творческие метания и даже неврастенические приступы, но Жорж Санд преодолевала их значительно легче, чем Фредерик.
В то время Шопена, который с детства страдал от туберкулеза, мучили приступы кашля, и пара отправились зимовать на Майорку, чтоб поправить здоровье в более теплом климате. В этом фантастически красивом месте они оба ощутили особый прилив вдохновения. Там родился шопеновский цикл из двадцати четырех прелюдий, отражающий разные настроения, порывы души, пронизанный страстным желанием жить и любить. Очень музыкальная от природы, Жорж Санд тонко чувствовала и понимала музыку Шопена, преклонялась перед его талантом. Шопен же мало интересовался творчеством своей возлюбленной. Поговаривали, что он даже не все романы прочел.
В Испании музыканту резко стало хуже. Санд ухаживала за ним, не отходила ни на минуту. Владелец квартиры, в которой они жили, узнал о болезни Шопена и выставил их за дверь. Поскольку никто не соглашался принять больного туберкулезом, жилья они так и не нашли – их приютили в монастыре. Влюбленные не могли вернуться в Париж – корабли отказывались брать их на борт. После долгих поисков им удалось уговорить одного капитана, правда, гениальному композитору и выдающейся писательнице выделили худшую из кают, по соседству с загоном для свиней. Вернувшись во Францию, они поселились в поместье Жорж Санд и жили одной семьей с ее сыном и дочерью. Но и там они не нашли счастья и спокойствия. Отношения дали трещину после выхода в свет романа Жорж Санд «Лукреция Флориани».
«Каждый испытывает потребность быть любимым, это поднимает его в собственных глазах; но людей нужно любить по разному: одного – с бесконечной снисходительностью, другого – с неослабной строгостью». Жорж Санд.
Любовная история, положенная в его основу, очень напоминала роман самой писательницы с Шопеном. Сколько бы Жорж Санд ни отрицала этого, Фредерик узнал ее в актрисе Лукреции, а себя – в изнеженном, капризном князе Кароле. Шопен был обескуражен тем, что она вынесла на всеобщий суд историю их жизни и любви. Удар по самолюбию был смертельный. Хоть Шопен и проглотил эту историю, любой повод мог спровоцировать разрыв. Вскоре повод появился. Сын Жорж Санд ревновал мать к чужому мужчине, а повзрослевшая дочь настраивала «отчима» против матери. Отношения ухудшились, и в 1847 году Шопен не выдержал и ушел. Позже Жорж Санд рассказывала, что они никогда не ссорились и не упрекали друг друга и что их первая размолвка оказалась последней.
Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказала про романы Санд, и они вообще перестали общаться. Можно сказать, что дети Санд все же добились своего. Многие друзья и знакомые Шопена говорили, что роман с Жорж Санд принес ему много страданий, но в итоге годы, проведенные с ней, оказались самыми плодотворными в его жизни. За свою недолгую жизнь (Шопен прожил 39 лет) он написал два концерта и множество фортепианных пьес – сонаты, ноктюрны, этюды, фантазии, экспромты, песни. К сожалению, Шопен так и не посвятил ни одного произведения самой большой и яркой любви своей жизни Жорж Санд.
По воспоминаниям современников, Жорж Санд после разрыва была по- прежнему энергичной, общительной и работоспособной, а Шопен как будто лишился воздуха, он уже не мог сочинять музыку, только исполнял ее. Он до последнего дня верил, что она к нему вернется.
После их разрыва Шопен прожил еще два года, но болезнь обострилась, и в последние месяцы он не мог даже говорить. Когда Жорж Санд узнала о его болезни, она порывалась пойти к нему, но его друзья не позволили, считая, что сильное волнение ухудшит его состояние. Шопен за несколько дней до смерти сказал своему другу Франшому: «Она говорила, что не даст мне умереть без нее, что я умру у нее на руках…»